И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгуз,

Максим Оленев
Широкое внедрение в войска технических новшеств, и, как результат, резкое повышение требование к грамотности и навыкам новобранцев в конце XIX -  начале XX вв., привели командиров разного уровня в замешательство.
С одной стороны, «лучших их лучших» отбирала гвардия. Затем следовал через «самых продвинутых» родов оружия – инженерных войск и артиллерии, где также требовались «лучшие из чуть менее лучших». «Хороших из лучших» забирала кавалерия. Ну и т.д. Естественно, что такой контингент из просто хороших и лучших составлял далеко не все 100% новобранцев. Вставал резонный вопрос – а этими-то, оставшимися, что делать?
Эти оставшиеся (балласт, тяжесть, негодная ноша) крайне пугали армейских командиров, которые, естественно, ни за что не хотели видеть у себя в подчинении проблемы и тащить лишнее бремя. Пошли жалобы вышестоящим командирам, а те  соответственно, в центр, в Главный Штаб.
Центральное начальство, в свое очередь, регулярно слало грозные циркуляры на места, уездным воинским начальникам, от которых, собственно, и зависел сам набор и распределение. Тщательней производите отбор, смотрите зорче… Но это помогало мало.
Воинские начальники в уездах (особенно глухих) были поставлены в «тупик» … собственным населением. А из кого выбирать-то, если здесь, на территории, все мужики такие? Маленького роста, неказистые, корявые, неграмотные….
С одной стороны, есть разнарядка. А с другой …
Еще в 1820 году правительство обратило внимание на некоторых жителей Урала, которые были известны своим малым ростом :
«… Чердынский уезд составляя северную часть [Пермской] губернии, на всем почти пространстве своем, покрыт дремучими лесами, непроходимыми болотами и песками. По неспособности к плодородию земель, … а вместе с тем по холодному климату, хлебопашество находится там в самом скудном состоянии, и то по одной только здешней стороне реки Камы. По сей причине тамошние поселяне, состоящие большей частью из Государственных крестьян, коих по последней ревизии числится 14279 душ, снискивают себе пропитание частью от звериной ловли и от найма в работы на сплавляемых по рекам: Каме, Печоре и Вычегде судах, а некоторою частью от извозов и в особенности от перевозки хлеба. Но главнейшую и единственную промышленность их составляет: поставка в Пермские казенные и принадлежащие частным людям соляные заводы потребных для солеварения дров. Изнурение, происходящее от производимых ими работ, при суровом климате и недостатке во многих местах способов прокормления, истощая с самого младенчества силы сих людей, действует на самое сложение их столь чувствительным образом, что они по большей части бывают уродливыми и малорослыми».
Освобождать их от воинской повинности, естественно, никто не собирался, поэтому было принято решение «принимать из них рекрут с уменьшением узаконенного роста, хотя 2-мя вершками, лишь бы люди были здорового и крепкого сложения», так «чтобы рекруты сии всегда отделяемы были на горные заводы».
Ну, рост, это было еще пол-беды. Гораздо хуже обстояло дело с грамотностью. Ладно, азбуки бы не знал. Так вообще никакого понятия о русском языке некоторые новобранцы не имели!
Иначе, как «воплем отчаяния» не назовешь рапорт Командира 30-й артиллерийской бригады (г. Минск) Начальнику артиллерии 4-го армейского корпуса от 9 января 1907 года за №127:
«… В сем году из 386 человек новобранцев, назначенных во вверенную мне бригаду, поступил 86 человек Мензелинского уезда Уфимской губернии, почти исключительно татар и 118 человек Эчмиадзинского уезда Александропольской губернии.
Нижние чины за малым исключением, вовсе не знакомы с русским языком и представляют из себя материал, мало пригодный для военной службы вообще.
В настоящее время служба в полевой артиллерии при сокращенном 3-х летнем сроке, и при вооружении скорострельными орудиями последнего образца, в высшей степени осложнена, и для выработки хорошего артиллериста в должной мере знающего многосложную службу свою.
Требуется человек развитой, обладающий природным умом и смекалкой, и, безусловно, грамотный, каким не может быть признан полудикий татарин, которого нужно учить, начиная с открывания рта и азбуки, и кончая подробностями материальной части скорострельной артиллерии и сложной технической при ней работе…»
И я его очень понимаю…