Неизвестный в России часть вторая

Константин Миленный
     

            Н  Е  И  З  В  Е  С  Т  Н  Ы  Й    В    Р  О  С  С  И  И 

      (ч  а  с  т  ь   в  т  о  р  а  я)
 



Мне кажется, что неистребимое желание выделиться в
изобразительном искусстве, поэзии, музыке может быть
воплощено в жизнь тремя путями. Первый это  стать лучшим или
одним из них, если в пару с намерением  впряжены еще и талант,
а также недюжинная, при условии, что таковая имеет место быть,
работоспособность.

Второй путь это во что бы то ни стало  стать непохожим
на других, любыми средствами, даже в ущерб своему ремеслу.
И третий путь это скандал, ведь давно известно, что скандал есть
самая действенная и наименее затратная разновидность всякой
саморекламы. Были бы в порядке кулаки, нервы и голая
беззастенчивость.

Эти две последние тропинки к известности, словно
сестрички, петляют где-то одна возле другой, сливаются, снова
расходятся, но не на долго. Конечно, обезьянничают одна с другой,
а признаваться даже самим себе в этом грешке не хочется. А то,
не дай бог, зрители, читатели или слушатели их раскусят.

Кстати, обратили ли вы внимание на то, что все вариации
на тему "Голубь мира" Пикассо, а их около тридцати, сделаны им в
реалистической манере, хотя уже в самом рассвете была эпоха его
кубизма? Что это, разочарование, тоска? Мне кажется всё, что
угодно, кроме просто дани своему прошлому.

Ну, вот не кинулся же сломя голову 19-ый век в подобные
эксперименты, положенные в жертву желания быть непохожим на
других, отличиться любой ценой. Могут ответить - не дорос тот век
до нашей бесценной абстракции, не созрел еще до нее. Но, ведь
отличались же мастера живописи друг от друга   и при том без
всякой искусственной абракадабры.

Просто каждый известный  художник имел свою
неповторимую манеру письма, свой любимый цвет и многое другое,
что было характерно для живописцев в России того времени.
Да, наверное, и не только в России.

В искусстве идея, замысел играют существенную роль,
но это еще не талант. Потому что талант проявляется в воплощении
замысла в жизнь. В работах абстракционистов, будь то поэзия или
живопись, любому произведению могут быть даны и автором, и
зрителем, любые толкования. Значение термина "абстракционизм"
это беспредметность, неконкретность.

Это позволяет автору капризно говорить про свою работу
- я ТАК вижу. Подразумевается - а вы можете видеть все, что вам
заблагорассудится. И что же все-таки в результате сказал, изобразил,
написал автор? Некое нЕчто. Так давайте и будем относиться никак к
этому нечто, обозначающему ничто. 

Я не понимаю уже упомянутых скульптур Неизвестного,
но принимаю его как личность за то, что он был единственным, кто
в тот момент, в корне изменивший всю его последующую жизнь,
открыто противостоял этой  тогда глыбе, Хрущеву.

Вот что он сказал, поздравляя того, уже опального, по
случаю его семидесятилетия: "Передайте Никите Сергеевичу, что я
его глубоко уважаю за разоблачение культа личности и за то, что
он выпустил миллионы людей из тюрем. Перед лицом этого я
считаю наши эстетические разногласия несущественными и желаю
ему много лет здоровья".

Так сказал он в телефонном разговоре с помощником
уже бывшего владыки. Чувствуете, пострадавшая сторона
признала своего противника эстетом.   

  Хрущеву, привыкшему при Сталине пахать и пахать,
привычным было, что нормальные  взрослые люди могут иметь
в жизни только нормальные интересы, а не заниматься подобной
несусветицей. Отсюда и это упомянутое в гневе в адрес своих
оппонентов уподобление их  лицам нетрадиционной сексуальной
ориентации, как со знанием дела, с гордостью и на ученый лад
называют себя сейчас многие мужчины.

Я сам лично видел и слышал  как в какой-то телепередаче
гордый сам собой, воинствующий гомосексуалист Боря Моисеев,
по совместительству певец, в ответ на вопрос какого-то весьма
заинтересованного зрителя привстал, повернулся спиной к экрану,
нежно огладил себя ниже талии и жеманно ответил: "Да, у меня
самая красивая ж..а во всей России".

Пойманное Хрущевым на слух "пидарасы", в детстве мы
тоже так ругались, свидетельствует только о том, что Первый
Секретарь никогда не видел этого слова в печатном виде,
следовательно, с литературой этого сорта никогда не знакомился,
иначе назвал бы как надо. Так что тогдашняя реакция Хрущева на
увиденные в первый раз в жизни жемчужины абстракционизма, да
при его экспансивности, на теперешний мой взгляд, простительна
для нормального мужика. Но не Первого Секретаря - скажете вы -
и будете правы.

И последнее, что я вынес приятным грузом с этой
выставки, организованной коллекционером и большим другом
Неизвестного Феликсом Комаровым, так это то, что я теперь уже
точно не дорасту до зрителя, делающего вид, будто он начинает
что-то понимать в этой разновидности искусства, а оно, в свою
очередь, не снизойдет до меня.

При этом мы оба, и я, и горячо обсуждаемый нами
абстракционизм, только выиграем от этого. Вот и хорошо, вот и
помирились. Лучше мир в прорехе, чем прореха в миру.
И не ищите эту фразу в поговорках, ее там нет. Будет время -
поколдуйте над ней. При  успешном  завершении нашего общего
дела, откройте и мне глаза на истину, наконец. Буду искренн(е)о
вам благодарен, друзья. A bien-tot. До скорого.