Образование в СССР по сравнению с современным

Василий Пономарев-Полянский
Сравнить образование в СССР и современное российское заставили меня рецензии вот на эту заметку: http://www.proza.ru/2019/07/21/77

Я совершенно ответственно заявляю, что утверждения о "самом лучшем в мире образовании" и тому подобные — пропаганда, заблуждение или прямая ложь.

Сейчас тоже не фонтан, но всё равно, несмотря на все эти ЕГЭ, подтасовки, натаскивание на тесты, — нынешнее образование ни в какое сравнение не идёт с советским.

Советская школа была ужасна.

Да, были и в моей жизни удивительные учителя-новаторы. Но во всех трёх случаях они вели непрофильный предмет, не получали должного уважения от руководства соответствующих учебных заведений и вообще находились на положении диссидентов, вынужденных доказывать своё право заниматься с детьми так, как считали нужным.

В самом первом случае ещё получилось довольно удачно, А. Н. Запевалов много лет читал курс истории мировой культуры в физматшколе, это был удивительный авторский курс с авторской подачей материала, я до сих пор хорошо его помню и в восторге от него, но это, видимо, то самое исключение, которое подтверждает правило.

Два других выдающихся педагога были впоследствии уволены из тех учебных заведений, где они преподавали (Коновалов из музыкальной школы, Романов из МГУ).

Первая моя школа была неописуема, это был постоянный ужас и террор. Вот я в первом классе. Меня посреди урока вызывают к секретарю. Секретарь говорит, что мне звонили из дома и просили перезвонить (забегая вперёд — дома случилось ЧП). Но позвонить мне не дадут, пока я не спрошу разрешения у директора Евгении Николаевны Соболевой. Я захожу в кабинет директора, а она прямо с порога на меня орёт: ну куда ты на ковёр-то прёшь?

Тогда не было мобильников, и такая форма общения с учениками была вполне обыденной. Я ещё много чего наслушался и от учителей, и от административного персонала.

Музыкальная школа. Казалось бы, колыбель творческого раскрепощения. Ага, разбежался... Ладно бы муштра, для музыки (и балета) это нормально. Но что плохо — это очень формальный подход. Ни о каком творчестве, ни о каком мастерстве речи не шло. Просто — ученик должен разучить такое-то количество этюдов и пьес. Всё! Никто качеством не заморачивался.

Вот когда открылось джазовое отделение, когда в нём появились Кунин и Коновалов — вот тогда я и узнал, что музыке можно учить совсем по-другому. Но время было  упущено. Для музыки это критично.

И что сейчас?

Мои дети знают гораздо больше меня, они гораздо более эрудированные, раскрепощённые, смелые в поиске информации, да и возможностей для поиска информации у них больше (вот мы могли прочитать "Собачье сердце" Булгакова? То-то же).

Это подтверждает и Дмитрий Быков, послушайте его рассказы о современном образовании и нынешних детях. А уж Быкова нельзя заподозрить в любви к нынешним временам.

Главное — современных детей учат гораздо лучше, чем нас. Уж не знаю, методики разработаны другие, учителя поумнее стали или ещё что. Просто объективно лучше. Не только в том, что касается точных наук. Они русский язык изучают так, что я ни черта не понимаю, о чём они говорят, даже в МГУ не было такого уровня. Про точные науки вообще молчу.

А ведь мои, скажем, дети — никакие не вундеркинды. Раздолбаи они (между нами). У них обучение — это какой-то эпифеномен жизни, что-то стороной проходит (и при этом знаний они получили больше, чем я в советское время).

Я вот был фанатиком образования, я впитывал, как губка, я вгрызался, я бежал из школы домой бегом, чтобы успеть сделать больше, я учился в трёх вузах... И что советское образование сделало со всем этим? Привило ненависть к себе.

И теперь дети шутя, вразвалочку опередили меня.

http://www.proza.ru/2019/02/14/1161