От Ватто до Давида Жан-Батист Перроно

Тина Свифт
От Ватто до Давида Жан-Батист Перронно

Любовь к театру, стремление и в жизни играть роль, носить маску – характерная черта придворной культуры XVIII века. Она сказывается и в прямом обращении к изображению театральных спектаклей, и в стиле портретов, где реальные лица изображаются как герои мифологии, одетые и жестикулирующие как на сцене (например, «Портрет г-жи Буше д’Орсе в одеянии весталки» Рау Дижон, Музей изящных искусств, 1733).

В портретах середины XVIII века перед нами проходит вереница лиц: это и очаровательная, просвещённая фаворитка Людовика XV маркиза Жанна Антуаннета де Помпадур, изображённая знаменитым портретистом той эпохи Друэ (Музей изящных искусств в Орлеане, 1763), и её красавец брат – маркиз де Мариньи, занимавший высокий пост директора королевских строений, в чьей воле было направлять политику в области искусств (портрет кисти Луи Токе, 1755, Версаль), и тонкая дипломатка аббатиса Шелльская (портрет Жана-Марка Наттье, музей в Шелле). Однако пристрастие XVIII к жанру портрета нельзя объяснить одним лишь стремлением французской знати видеть свои изображения на стенах нарядных апартаментов , так же, как и привычкой постоянно ловить своё отражение в многочисленных зеркалах. Интерес к портрету объясняется и такими психологическими причинами, как желание узнать себя. Недаром один из излюбленных жанров литературы XVIII века – исповедь. В живописи на этой почве взрастает психологический портрет.

Одним из замечательных мастеров жанра портрета был Жан-Батист Перронно. Судьба живописца не была ни блестящей, ни удачливой. Несмотря на редкую психологическую глубину и тонкость колорита своих портретов, Перронно не смог добиться успеха в придворных кругах. Поиски заказов обрекли его на постоянные странствования. Свои модели он находил среди провинциального дворянства, впоследствии его заказчиком становится богатая буржуазия Голландии. «Автопортрет» Перронно (Тур, Музей изящных искусств) выгодно выделяется среди портретов выставки. Он привлекает непосредственной и тонкой искренностью. Здесь нет ни эффектных аксессуаров, ни пышных придворных одежд, ни условной изящно-величавой позы. Изображённый человек прямо обращается к зрителю, как бы вступает с ним в заинтересованный диалог, готов его выслушать, но в случае необходимости смело и открыто высказать своё мнение. Образ молодого художника исполнен достоинства и простоты. Это человек подвижного ума, честный и порывистый. Удивительной естественности и живости образа соответствует и свободная, лёгкая манера письма. Светлые тона и беглость мазка придают портрету написанному маслом, вид пастели. Известно, что в этой технике Перронно был блестящим виртуозом. Его редкий колористический дар основан на использовании тончайших нюансов и оттенков. Глядя на портреты Перронно, невольно думаешь, что и духовный мир его моделей стольже тонок и неуловим и богат. Мягкий лиризм, интимность, полнота внутренней жизни, камерность – черты, как бы случайно проявившиеся в творчестве Перронно, на самом деле были глубоко закономерны. В недрах живописной культуры рококо проявлялись новые силы, рождались новые образы, настроения, темы.