Мой израильский друг Махмуд

Эли Фиш
В конце 70-х годов я поступил в институт. Как выяснилось, среди моих одногруппников был Махмуд. Приехал он, как было написано в журнале, из Израиля.Я удивился, прекрасно зная, какие отношения были в ту пору между Советским Союзом и Израилем. Но при первом же нашем общении все встало на свои места.Махмуд был палестинец. Самое удивительное, что внешне мы с ним были очень похожи, только я чуть повыше. Во время обучения он был самым обычным трудолюбивым парнем.Он от души веселился на наших вечеринках, прекрасно пел загадочные восточные песни. И у наших девушек он вызывал намного больше интереса, чем я, поскольку иностранец..За все время учебы я не слышал от него ни одного плохого слова о евреях. Я в институте вообще избегал этой темы.Но уже на последнем курсе, мы прилично хлопнули водки и наконец-то разговорились о том, о чем не осмеливались говорить до этого.Он спросил меня, что я думаю об арабах. Я ему сказал, что ничего не думаю, поскольку абсолютно с ними не знаком. Я спросил его, что он думает о евреях. На что он мне ответил, что евреи - это такие же люди, как и все. Мы же с тобой нормально общаемся и даже вместе выпиваем. Другое дело, Израиль, - сказал мне Махмуд. Когда он вернется после учебы домой, то сделает все, от него зависящее, чтобы Израиль перестал существовать. Он свято верил, что земля Израиля - это его земля. Он не был фанатиком, просто эту мысль вбивали ему в голову с пеленок.
Я его спросил, не жалко ли ему людей, которых он считает нормальными. На что он сказал, что это евреи нас захватили, пусть убираются по домам.
Я тогда даже не предполагал, что когда-нибудь приеду в Израиль. И никогда больше не вспоминал о своем израильском сокурснике, пока в Шереметьево не сел в самолет Москва-Тель-Авив.Как раз только что убили Рабина, в Израиле один за другим взрывались автобусы и я представления не имел, возьмут меня служить в израильскую армию или нет.И я себе представил, что меня взяли в армию и в прицеле моего автомата мой сокурсник.Смогу я нажать курок,или нет, спрашивал я себя. И тут же отогнал эту мысль.
Накануне второй интифады дела занесли меня в Иерихон. Я уже собирался ехать назад, но решил попить на дорожку кофе с очень вкусной булочкой. Не успели мне принести заказ, за спиной раздался крик:
- Илья!
Я обернулся и увидел своего сокурсника.Мы бросились друг другу в объятия.Ведь совместно проведенные лучшие годы не забываются. А когда он сел ко мне за столик, говорить было не о чем.Он пригласил меня в гости, я отказался и с тяжелым сердцем поехал домой.
И до сих пор я не могу ответить себе на вопрос: смог бы я нажать на курок.