Не верь своим глазам

Юрий Якунин
На первом курсе института среди общеобразовательных предметов у нас было и черчение. На первом занятии нам задали начертить альбом, обычный стандартный набор чертежей, среди которых были всякие фигуры: круги, эллипсы, проекции и изометрия какой-то не очень сложной детали.
В школе у меня вместо трудового обучения было черчение, так что я чертил хорошо и имел дипломы школьных олимпиад. Чертил, если можно так сказать, я вдохновенно, так как любил, чтобы чертеж был не только правильным, но и аккуратным. Если делал ошибки, то скорее перечерчивал, чем пользовался ластиком. Ну, и конечно, никаких заметных построений, а уж тем более проколов ватмана циркулем при черчении эллипсов. А если была диметрия или изометрия, то чертил даже со светотенями. В общем, в школе чертил в свое удовольствие и это дело любил. Вот только писать чертежным шрифтом не получалось, потому и не любил, да и особо не требовали. Так что по сравнению с чертежами письмо было кошмарным.

Ну в общем, чертежи альбома выполнил на отлично, а изометрию особо постарался и сделал со светотенями – придраться было ну просто не к чему, если не считать надписи, они были просто как бельмо на глазу! Ну что делать, что есть, то есть.

Я видел чертежи однокурсников и слышал многочисленные замечания чертежника и уже предвкушал реакцию преподавателя на мой альбом. Так как я в алфавитном списке группы был последним, то и альбом свой я представил последним. Внутренне я уже подготовил маленький спич, как у нас в школе хорошо преподавали черчение, что всякий может научиться так чертить, необходимо только желание, терпение и немного тренировки.
Но то, что я услышал, от преподавателя не могло мне присниться даже в кошмарном сне.

– Среди вас, конечно, нет никого, кто мало-мальски сносно чертит, но у всех видно было старание и желание сделать свою работу хорошо. Однако среди вас оказался один умник, который подумал, что если ему начертит профессионал, то он сразу убьет двух зайцев. И чертить сам не будет и оценку отличную получит. Только он забыл учесть одну деталь, что чертежи будет принимать не учитель физкультуры, не отличающий призму от клизмы, а чертежник, который прекрасно знает разницу в чертежах вчерашних школьников и профессионалов чертежников.
Потом глядя на меня и ткнув в альбом указательным пальцем продолжил:
– Тут нет ни построений, по которым бы искались центры для черчения эллипсов, ни самих дырок от циркуля. У меня было много таких артистов, которые копировали чертежи под стеклом, но они хоть дырки накалывали, пытаясь меня обмануть, а такого дурачка как вы, я еще не видел. Если бы вы скопировали чертежи под стеклом, я бы вам еще мог поставить тройку, так как вы хоть приложили толику труда, а тут – только двойка. И чтобы её исправить, вам придется на следующее занятие принести другой альбом, который начертите сами.
Я стоял совершенно растерянный и единственное, что мог сказать в свою защиту:
– Вы ошибаетесь, я просто так хорошо черчу.
Чертежник, показывая один из моих чертежей группе, съязвил:
– Ну да, чертил сам, а подписывать отдавал чертежникам.?
– Нет и подписывал сам, вы же видите, что написано плохо.
– Молодой человек, вы нормальный? Я вижу, что подписывали вы, так как написано как курица лапой, а вот чертили не вы, ну тут уже, как дважды два!
– Нет, вы не правы и чертил я, и писал я.
– Не выводите меня из себя, а то вам придется краснеть перед всеми. Приносите на следующий урок новый альбом и получайте свою заслуженную троечку, а над этой вашей неудачной выходкой мы дружески посмеёмся. Садитесь, я сегодня добрый.
И чертежник перед всеми порвал мой альбом.
Я, конечно, на место не сел, так как растерянность перешла в бешенство:
– А давайте мы с вами будем чертить чертеж и посмотрим, кто лучше и быстрее начертит.
У чертежника от удивления и неожиданности отвисла челюсть:
– Молодой человек вы помимо того что обманщик, еще и наглец! Вы прекрасно знаете, что я не сяду соревноваться с вами в черчении? Зато я сейчас посажу вас чертить изометрию какого-нибудь из макетов, а потом с треском вас выгоню, чтобы знали свое место.
Вся группа смотрела на меня не понимая с чего это вдруг у меня крыша поехала, так как чувствовали, что педагог прав, а я зачем-то лезу в петлю.
На стол лег чертежный лист и водопроводная муфта.
– У вас есть час. Или я вам ставлю отлично и освобождаю от черчения, если вы начертите муфту, что маловероятно или, что скорее всего - будете тут все полугодие пахать как раб и научитесь чертить эллипсы сами.
Когда я сел чертить, чертежник постоянно подтрунивал надо мной. То предлагал свое кресло, чтобы удобнее было чертить, то спрашивал найду ли в готовальне циркуль сам? Группа смеялась, смеялся внутренне и я, зная, что больше с этим фазаном я не встречусь, а сегодня же уйду с пятеркой и гордо поднятой головой.
Через некоторое время его реплики стихли, а слышно было только одно:
– Вот и верь своим глазам! В жизни не видал, чтобы человек так писал и так чертил, кому покажу – не поверят!
На законченном чертеже светотеней не было, но и у эллипсов не было ни построений для нахождения центров, ни отверстий от циркуля.
Чертежник, как и обещал, освободил меня от посещений занятий и извинился перед всей группой, правда я уже и не обижался.