Уссурийский левша

Овчинникова Татьяна
Уссурийский «Левша»

Шербин Сергей Григорьевич. Коренной приморец.
Родился  в Черниговском районе ст. Буенки


Где живут драконы?

               
Хотите перенестись на тысячи лет назад и увидеть древних животных? Или же наоборот шагнуть во времена космической эры, когда на земле будут жить фантастические существа? Такое путешествие возможно благодаря уникальному искусству мастера- самоучки, который живет и творит в нашем городе.
Щербин Сергей Григорьевич. Его коллекция, выполненная из корешков деревьев, завораживает своей необычностью и неповторимостью. А творить он начал с раннего детства. «Мне кажется, я со стамеской в руках и родился». Самыми первыми его работами были причудливые бабочки, птички, медведи - то  что подсказывала детская фантазия. С  детства он  еще очень хорошо рисует.  Возможно, до сих пор, в его родной школе сохранились  поделки и картины. Он часто участвовал в школьных выставках. Самобытный талант мальчишки  уже тогда был замечен. Ему поступило предложение поехать учиться на профессионального художника в Санкт Петербург. Но мастер был настолько мал, что родители  побоялись его отпустить. Каким образом могла сложиться  судьба  Приморского вундеркинда ( именно так называли его в школе) никто не знает. Сам себя вундеркиндом он ни когда не считал. «Хорошо учиться у меня не было буквально никакого желания. На уроках я  фигуры в облаках разглядывал благо, что парта рядом с окном стояла. А об отметках совершенно не думал». Говорят, что способность- видеть необычное, врожденная и не от нас зависит. Но эта удивительная способность дается не каждому. Человек одаренный может развить ее до полного проникновения. Маленький Сережа  свои будущие картины видел не только в облаках, он видел их повсюду. «Что мне больше всего хотелось делать, так это рисовать или же разыскивать заготовки будущих работ и корпеть над ними» - вспоминает он.

Искусница природа

 Наверное, не однажды, во время прогулок, вы находили  причудливый корешок или ветку которые природа сделала похожими, на какого- либо животного или птицу. А какой необычной может быть форма старого вывернутого бурей корневища. Много интересного «хранится» на берегах  лесных  ручьев. Очень красивой текстурой отличаются древесина наростов, перепутанные завитки создают неповторимый рисунок. Свои будущие шедевры Сергей не находит, он «встречается» с ними в пути, приглашает к себе домой и бывает даже в течение нескольких недель или месяцев «знакомится» с ними. Разглядывает до тех пор,  пока не начнет вырисовываться образ будущей поделки. Но мало найти причудливый корешок и водрузить его на шкаф - как сувенир, подаренный самой природой. Любое дерево обладает свойством гнить и рассыпаться.  Чтобы находка через некоторое время не превратилась в груду трухи надо ее довести до ума, сделать так, чтобы, она на долгое время сохранила цвет и форму. А чтобы придать ей еще большую выразительность,  нужен не только глаз художника, но и руки мастера.

Хобби для настоящих мужчин

 Работа с деревом требует достаточных физических усилий, поэтому во все времена лучшими резчиками считались мужчины. Мужская фантазия подсказывает самые неожиданные и своеобразные решения при осуществлении художественного замысла. Одно из наиболее ценных качеств лесной скульптуры - ее неповторимость. Скопировать работы, выполненные совместно с величайшим художником – природой, практически невозможно. Нередко, говорит Сергей, можно найти уже почти готовые, «задуманные» самой природой материалы. Работы, где требуется минимум доработки считаются самыми ценными в искусстве корне -пластики. Сергей от природы своей левша. Все свои поделки он выполняет именно левой рукой. А вот пишет правой. В этом у него конечно- же большое преимущество перед другими людьми. «Но бывают моменты - вполне серьезно рассказывает Сергей - что обе руки меня совершенно перестают слушаться. Происходит это в моменты творческого процесса. Как будто кто- то берет и ведет мою руку. И как бы я не злился, получается то, что мне «продиктовали». Сергей по характеру не мистик. Но верит в существование инопланетного разума и в то что природа может говорить с нами. Надо  только научиться  слышать ее сказки. А ведь любая сказка это зашифрованная назидательная быль. В коллекции Сергея преобладают фигуры сказочных персонажей. Но во всех известных сказках таких существ пока еще нет. Этакие полурептилии, полурыбы таращат на мир свои удивленные, стеклянные глаза, пытаясь понять его. Мастер их  ласково называет «дракошами». Причем у некоторых даже характерные признаки принадлежности к полу есть. У «Поющего сатира», например, все его   достоинства «на лицо».  «Я ничего не выдумывал.  Это  природа  создала» - говорит Сергей. И тему для следующей работы сама природа подсказала мастеру. Рука, заботливо прикрывающая нежные цветы. Разве это не напоминание людям, не подсказка? Сохрани, для себя же! Поражает в этих работах скрупулезная проработка деталей. Мастер интуитивно чувствует специфические свойства материала и подбирает правильный метод его обработки. Впервые увидев его работы, подумаешь, что выполнены они из бронзы или же  какого другого искусственного материала. Так тонко подобраны краски. А ведь своему искусству Сергей  нигде не учился. Это  у него тоже от природы.

Эпилог 

В городской квартире Сергея  находится только несколько работ мастера. Основная их часть хранится  у родных. На это есть определенные причины. Его талант несколько лет назад вновь «заметили» и очень оригинальным способом, играя на доверчивом характере, ограбили. Совершенно незнакомые люди, представившиеся  работниками культуры, перерыли всю коллекцию скульптур, отобрали самые удачные и наградив мастера заверениями и обещаниями, скрылись. На «официальной бумаге», которую они подписали, назвав ее двухсторонним соглашением, не было ни адреса, не телефона.   Рассмотрели ее, как говориться после того, как поезд ушел.  Ни Сергей ни родные в этих, с виду интеллигентных, людях даже не заподозрили самых настоящих пройдох.Они искренне поверили, что работы взяты на выставку.  Всем понятно, что хобби Сергея ему дохода не приносило и скорее всего  не принесет. Корешки на поток не запустишь. Но чтобы получить  стимул для дальнейшей деятельности таким людям, как Сергей, нужно если не признание, то хотя бы внимание.

Татьяна Овчинникова