Ещё раз о нежности...

Елена Зверева
      Стихи, как эпиграф   
      
      Наверное потому,
      Что сама я такая не нежная,
      Мне в стихах не хватает воздушных эпитетов,
      Словно, и правда, баба я снежная!

      Нежность из детства в сердцах вырастается,
      Мамой даётся, отцом закрепляется...
      Сдержанна мама в то время была,
      Нежности хрупкой недодала.

      Лишь лет до пяти я знавала отца
      Помню, как нёс он с крутого крыльца.
      Потом был развод и отъезд, как побег,
      Камчатский в тот год я увидела снег.

      Но нежность была, и меня согревала,
      В себе её я глубоко так держала...

      ********

      Даже животные испытывают нежность друг к другу, пусть даже и совершенно не схожи, и относятся к разным видам.

      Я точно знаю, что я не нежная. Я в меру добрая, упорная, упрямая, нетерпеливая, порывистая! Я - такой бурлящий вулканчик, который глушу всеми силами, боясь всплесками своих эмоций убить наповал окружающих меня людей.

      Когда я пишу стихи, то сама замечаю, что не хватает в них воздушных поэтических эпитетов и метафор. И это совсем не потому, что я не начитана и мне незнакомы все эти слова, напоминающие тонкий изящный кружевной узор, а потому, что я не привыкла показывать свою очень глубоко спрятанную во мне нежность...
Я размышляю иногда, почему так у меня происходит?

      Нежность, как мне кажется, передается от мамы и закрепляется папиной любовью.

      Моя мама была очень сдержанной в плане материнской любви. Она заботилась обо мне, переживала за мои случавшиеся неудачи, радовалась успехам, но я не помню, чтобы она меня лишний раз приласкала или погладила. Мне навсегда в память врезался случай, когда в порыве своей детской любви, будучи совсем малышкой, я обняла её и стала целовать в губы.
      Но мама с силой, как присоску-прилипалу оторвала меня от своих губ, резко сказав: - Ну хватит!!!
И ушла... А я осталась стоять, ещё полностью не понимая, что произошло и отчего меня отвергла мама?..

      Возможно, что мне добавил бы любви отец. Я помню его лет до пяти, буквально один-два эпизода.  Помню, что он забрал меня из детского сада и потом нёс на руках домой. Он был высокий, стройный, темноволосый... я покачивалась на его руках и, приобняв за шею, смотрела на мир с высоты и очень гордилась!

      Отец работал на заводе «Амурсталь» в городе Благовещенске токарем высокого класса, как говорила мне мама. Ему доверяли вытачивать самые сложные детали, где требовалась ювелирная точность.

      Когда на заводе давали заработную плату, папа с бригадой всегда отмечали это дело выпивкой, что и стало причиной развода моих родителей.
Мама всегда была очень категорична. Для того, чтобы не дать отцу ни единого шанса найти нас, она уехала вместе со мной, пятилетней, на полуостров Камчатка, куда попасть можно было лишь по вызову от предприятия или оформленному пропуску в соответствующей инстанции.

      Так я была лишена папиной любви, копируя вольно или невольно сдержанную снежность, пряча глубоко в себе такие ненужные, как мне казалось, хрупкие эмоции.

      Я вышла замуж, не испытывая особо нежных чувств, но мой муж был высок, строен и темноволос, как мой отец. И он был так же красив. Только за все двадцать три с половиной года, что мы прожили, я не разу не сказала ему, что люблю, и думаю, что не одарила его той лаской, которая непременно должна сопровождать  хотя бы начало любой семейной жизни.

      Он был более, чем я,  щедр на слова, говорил, что однолюб, что лучше и красивей меня нет, но... его тоже не научили ставить семью на первое место. У моего мужа семья всегда была на втором плане после друзей.

      В его раннем детстве было предательство отца, рано ушедшего из семьи к другой женщине, а так же его прохладное отношение к младшему сыну, которым мой муж являлся. Его мама, озабоченная своими личными переживаниями, никогда не работавшая до развода, устроилась на работу и перестала уделять прежнее внимание сыну.  Он рос самостоятельным, читающим, думающим ребёнком, но именно в этот период семью заменили друзья.

      Я старалась отдать свою нежность маленькой дочке, которая в поисках ласки подходила и крепко меня обнимала. Я гладила её по светлой головке и ворковала:
      - Ты ж моя Зайка!!!
      - Я не Зайка! - надув губки, сообщала мне дочь!
      - Я - Миша! - и спрашивала, заглядывая мне в глаза:
     - Любишь?! Любишь?!

     - Любишь-любишь!!! - отвечала я смеясь, чувствуя, как в этот момент тает моя внутренняя льдинка...

     - Ты мой Зайчик! - говорю я сегодня моему уже достаточно большому внуку, и он доверчиво прислоняется ко мне, обнимая и затихая на минутку, словно подпитываясь моей любовью...

     ...Я никогда не умела говорить ласковые слова. Слово «милый» я научилась писать (не говорить!) через одиннадцать лет после смерти мужа, когда в моей жизни вновь появились мужчины. И предназначалось это слово лишь одному человеку.

      Потребность полного понимания, случайность ли это, или же ко мне действительно могут мужчины испытывать определённые чувства, толкнула меня на эксперимент с последующими знакомствами. Когда же кто-то выражал свои чувства словами, обращёнными ко мне, ласковыми и, наверное, нежными, я сообщала тотчас, что не люблю всю эту «сюсю-мусю», и что можно вполне и без этого выражать ко мне своё отношение.

      Я стеснялась, когда мне говорили, какая я нежная, обворожительная, любимая, ласковая...

      - Это ведь точно не про меня! - в панике думала я.
      - Зачем же мне его обманывать? Разве можно меня любить, если я совсем не такая???

      И тогда я провоцировала ситуацию своими словами и поступками,
заставляющую мужчину отказаться от общения со мной, испытывая облегчение от прекращения отношений, думая примерно так:

      - Вот и хорошо, что именно он принял это решение, потому как любить меня вообще нельзя по причинам... и далее в моей голове уже был сформирован целый список, почему меня нельзя любить!

      Это я позже научилась просто принимать любовь, позволяя заблуждаться какое-то время очередному претенденту на право быть моим другом и не только.

      Мои первые после длительного перерыва отношения разбудили во мне женщину со всеми этими сомнениями, жадностью общения, вдруг проснувшимся телом и многими другими женскими заморочками!

      Когда звонил телефон и на экране мобильника появлялось фото и имя моего  вдруг обретённого мужчины, у меня, по-видимому, было такое удивлённое выражение  лица, что моя дочь, находящаяся рядом в один из  таких моментов, спросила меня:
 
      - Почему ты Так удивляешься, когда он тебе звонИт?
      - Потому что я до сих пор не верю в это! - не задумавшись ни на секунду ответила я.

      На сегодняшний день я получила достаточно мужского внимания, чтобы понять, что и меня можно любить, и что определённые проявления нежности приносят мне удовольствие.

      Не пробовала произнести это вслух, но могу написать, испытывая щемящую нежность внутри себя:
 
      - Я люблю тебя, миленький!
      - Солнце моё, я соскучилась!

      А в остальном я всё такая же снежная и сдержанная...

***

      Слишком мало примеров полноценных семей, позволяющих копировать детям правильную модель отношений, любви и ответственности.  Недолюбленные и недоласканные дети чаще производят такое же потомство.

      Объятия и поцелуи, нежные слова на ушко от родителей так важны и необходимы каждому малышу, чтобы позже, вырастая и создав собственную семью, он смог без усилий окутать любимых своей нежностью!

***

      А я продолжаю учиться отдавать свою глубоко спрятанную нежность...
Очень надеюсь, что успею выплеснуть её всю до капельки , зная, что дорогой мне человек, как и я, был недолюблен и недоласкан в своём детстве...