Удивительный, неподражаемый и узнаваемый Илья Хега

Сергей Марфин
20 сентября 2010 года, нашему уважаемому, известному и любимому художнику Илье Хегаю исполнилось 80 лет. По паспорту. Хотя фактически он старше на несколько лет. Как многие люди, пережившие голод и холод, разлуки, гонения и скитания, родители не смогли сохранить необходимые документы. Биография юбиляра хорошо описана в книге его друга, рано ушедшего от нас, старооскольского поэта Владимира Нешумова и выложена на официальном сайте художника. Поэтому я с позволения читателей жизнеописание пропущу и перейду к другим рассказам


Однажды группа молодых старооскольских художников выехала на пленэр далеко за город, долго искала подходящие пейзажи и остановилась в такой глухомани, где вероятность встречи с людьми казалась нулевой. Молодежь быстро развернула мольберты и будто стала соревноваться друг с другом, кто скорее набросает что-нибудь приличное.


Стиль

Илья Хегай в отличие от них долго ходил, присматривался к кустикам и деревьям, искал свое. «Чем моложе с ним рядом был художник, тем быстрее заканчивалась работа. Молодые увидели сюжет, раз – и готово, как у фотографа. Мы все расположились на опушке леса, видели старые сосны, траву, цветы. Он вдруг сел и быстренько выдал, - рассказывает Елена Маркова – директор художественного музея. - Мой этюд был сосны да сосны, а у него именно та просека старая. Как он ее увидел, я не знаю.

Корневища. Листочек. Цветочек. Он сравнивает цветок с движением красивого женского тела. Цветущая сирень, похожа на хоровод, будто танцуют молодые красивые женщины в узорных юбках. Ничего не пропущено. За нашей работой долго наблюдал дед, пасший вдалеке Буренку. Видимо, любопытство одолело скромность, он приковылял к нам и спросил: «Вы Хегай?» Как видите, слава далеко бежит».

О большом мастере кисти можно говорить долго и красиво, перечислить написанные им картины, их судьбы и географию местожительства. Все официально, безусловно, необходимо для тех, кто не знает художника лично, и это будет правильно. Но всегда найдутся малюсенькие штрихи, моменты, слова, поступки, дающие большее представление о человеке - нашем современнике. О Хегае написано много и не раз, в художественном музее собрано большое «досье», пожалуй, самое толстое из всех имеющихся, но главное не в том, что лежит на поверхности и видно невооруженным глазом. Интереснее и важнее внутренний мир человека, как отражение в зеркале, его друзья, коллеги, их отношения.

«Мне кажется, что Хегай единственный ведущий художник в нашем городе, «первый среди равных» и, действительно, узнаваемый. Его никак нельзя спутать с другими, и работает он не ради выставок. Просто пишет новые полотна и когда собирается определенное количество, автор выносит их на суд зрителя» - продолжает Елена Маркова. - Надо сказать, что Хегай успевает везде.

Собранный и обязательный, он всегда рядом с нами, выставляется с молодыми художниками, не чурается и не задирает нос, как это часто бывает. Более того, ругает, если мы мало работаем. Он переживает, ему небезразлична та атмосфера в городе, среди художников и он радуется, когда мы вместе выезжаем на природу. Может порекомендовать, подсказать, не давит, а так, знаете, по-отцовски. Он с удовольствием приходит в детскую художественную школу, с удовольствием вникает в дела детей. Ему нравятся их сюжеты. Его приглашают часто и общеобразовательные школы и как бы плохо он себя не чувствовал, приходит всегда».

Ранние работы Хегая смелые и решительные. Их не понимали и критиковали в советские времена. С годами он стал чаще обращаться к реализму. «Он хорошо видит внутреннее содержание и состояние человека. Мне самой хочется увидеть себя его глазами. Наверное счастье испытывает тот, кто ему позировал хотя бы однажды, - мечтает вслух Елена Маркова. - Иногда устаешь от организаторских дел, Думаешь, зачем все это и тут появляется Хегай, приглашает поехать на пленэр. Выезжаем, пообщавшись с ним один день, поверьте, не преувеличиваю, мне хватает творческого запала на полгода. Не знаю, что он с нами делает, просто живет рядом, работает, шутит».
 

Одна из шуток

«Однажды Илья Николаевич пригласил меня с Ларисой Зениной писать подсолнухи на даче. Вернее он сказал, будем писать подсолнухи. Вот там. И мы пошли. Идем-идем одно поле не подсолнухи, второе – тоже, - вспоминает шуточки Хегая Елена Маркова. - Ага, хитренько улыбнулся он, а вот и подсолнухи. Теперь мы их нарежем и пойдем ко мне на дачу, натюрморты писать. С ними мы шли еще несколько километров, думали, что творчеству уже конец, сил не хватит. Тем не менее, он тут же нашел подставочки для натуры, включил классическую музыку, и тут же появилось настроение, пришло второе дыхание. А как же он сам, думаем, когда он напишет. Так вот его подсолнухи выглядели совершенно оригинально. На темно-синем мерцающем золотыми лепестками. В отличие от нас он успел написать натюрморт, сделать шашлык и подать «хегаевку». Стоит сказать, что он знает толк в травах и ранней весной начинает их сбор. Составы напитка каждый раз меняются и всегда трудно угадать, на чем он настоян. Я бы сказала, как картины разные, так и настойка. В том и другом, даже, если захотите узнать рецепт, ничего не получится.
 

Зальцгиттер

Вот что писал о картинах старооскольского художника Бродер-Генрих Кристианзен, организатор выставки в 1991 году, в городе-партнере Зальцгиттере.

«Картины Хегая могут быть для зрителей, знакомящимися с ними, неудобными. Слишком долго следует всматриваться в картину, чтобы понять ее. Но не говорит ли это в пользу картин? Не возвышаются ли они тем самым намного над большей частью картин, содержание которых распознается с первого взгляда, или идея которых угадывается сразу же? К посетителям выставки будут ставиться высокие требования. Они должны быть в состоянии вступить в немой диалог с символикой картин. Это не выставка, на которую могут прийти уставшие от трудового дня люди, и бегло ознакомиться с ней, чтобы понять ее. Символика некоторых картин настолько увлекает посетителя, что он в своем внутреннем течении отдыхает от повседневной жизни... Независимо от политических развитий Илья Хегай создал картины, в которых очень четко проявляется его любовь к природе и людям».

Небольшая ремарка по случаю: (не знаю, как к ней отнесется Илья Николаевич, слово, однако было сказано). На выставке в Зальцгиттере ему предложили продать все картины. Не всем и не всегда делают такие предложения, да еще за границей. Лучшего признания таланта и мастерства быть не могло. Но он отказался, полагая, что поступит не патриотично, так уж был воспитан. Потом жалел.

Мне думается, что настоящий художник никогда не помнит, сколько он выпустил в свет своих «детей», где они «гуляют» спустя 10-20-30-40 лет после выхода из мастерской… Известно, что официальные собрания находятся в основных фондах музеев Казахстана, где Хегай жил и работал, Старооскольского художественного и Белгородского государственного художественного музеев. Его картины пополнили частные коллекции: Германии, Финляндии, Болгарии, Тайваня, Швейцарии, Южной Кореи, Польши, России и США.


Хронология выставок (с его сайта)

 

1969 - выставка "Земля и люди", ВДНХ, Москва

1971 - областная выставка, Рязань

1975- республиканская выставка художников Молдавии, Кишинёв

1979- городские выставки, Белгород, Старый Оскол

1985- персональная выставка, Старый Оскол

1986- выставка "Белгородские художники", Москва

1986- персональная выставка, Белгород

1987- выставка Белгородских художников, Ополе, Польша

1988 - выставка "Произведения Советского искусства", Хельсинки, Финляндия

1989 - персональная выставка, Старый Оскол

1990- персональная выставка, Белгород

1991- персональная выставка, Зальцгиттер, Германия

1992- персональная выставка, Химки, Московская область

1992- выставка "Коллекция Промрадтехбанка", Театр на Таганке, Москва

1993- выставка "Коллекция Промрадтехбанка", Центральный дом художника, Москва

1993- юбилейная персональная выставка к 400-летию Старого Оскола

1993- выставка произведений художников России, Мюнхен, Германия

1993- выставка Белгородских художников, Хэрне, Германия

1994- выставка художников России "Золотая кисть", Центральный дом художника, Москва

1995- персональная выставка, посвящённая 50-летию Великой Победы, Старый Оскол

1995- персональная выставка, Областной Художественный музей, Белгород

1995- персональная выставка, Старооскольский театр детей и молодёжи, Старый Оскол

1997- персональная выставка, Радеберг, Германия

1998 - юбилейная выставка к 30-летию создания Белгородской организации СХР, Белгород

2000 - всероссийская выставка "Имени твоему..." к 2000-летию Рождества Христова, ЦДХ, Москва

2001 - персональная выставка, Старооскольское отделение СБЕРБАНКА, Старый Оскол

2002- выставка Белгородских художников, Москва

2002- выставка Белгородских художников, Санкт-Петербург

2002 - межрегиональная выставка "Россия молодая", Брянск

2003 - персональная выставка, Областной Художественный музей, Белгород

2004 - персональная выставка, Старооскольское отделение СБЕРБАНКА, Старый Оскол

2005 - персональная выставка, Центральная библиотека им. Пушкина, Старый Оскол

2005 - персональная выставка, Дом Архитектора, Воронеж

2006 - персональная выставка "Татьянин день", Старооскольский художественный музей, Старый Оскол

2006 - отчётная выставка художников Старого Оскола

2007 - персональная выставка, Старооскольское отделение СБЕРБАНКА, Старый Оскол

2007 - выставка Белгородских художников, Харьков, Украина

2008- юбилейная выставка к 40-летию создания Белгородской организации СХР, Белгород

2009- выставка произведений соискателей премии ЦФО РФ в области искусства за 2009 год, РАФ, Москва

2010 - персональная выставка, ДК "Форум", Губкин

2010 – персональная выставка ко Дню города и 80-летнему юбилею художника, Старый Оскол

2010 – юбилейная персональная выставка к 80-летнему юбилею художника, Белгород

 
Знакомство

Помню 1995 год, когда впервые по заданию редакции с оператором Александром Павловым поехали в Детскую художественную школу на выставку картин Ильи Хегая. Тогда мы не были знакомы и автор, именно таких фантастических картин, показался мне очень необычным и неприступным. Его все время окружали друзья, коллеги, молодые художницы, ни на секунду не оставляя одного. В тот день мы сделали небольшую зарисовку для ТВ-ОЭМК, которая прошла на 9-м канале.

Спустя шесть лет я начал работать в газете «Оскольские Новости». Наша редакция долгие годы арендовала помещения в здании общежития ГРТ, на улице Ленина-13, а мастерская Ильи Хегая располагалась под одной крышей с детской поликлиникой ЦРБ на улице Володарского-19«а». Не помню, что меня туда привело в первый раз, кажется, кто-то просил передать ему привет. Хозяин тут же усадил меня в кресло и поставил небольшую турку на электроплиту: «Чай будем пить на травах. Вот конфеты, бери, не стесняйся».

Я с интересом рассматривал мастерскую. Большая почти квадратная и холодная комната с высокими потолками. На полу и стеллажах картины, краски, кисти, два кресла, столик с чайными принадлежностями и … рабочий беспорядок. Из стоящих на полу портретов особо выделялся один. Женский. Ставший одним из шедевров. Портрет художницы Нэлли Геращенко. «Мне Анатолий Васильевич Брыжик помог, выделили это помещение».

Так началось мое знакомство с Ильей Николаевичем.

Позднее много раз в свободное время с удовольствием заглядывал сюда на чашку чая. Скажем так, тянуло, как магнитом желание войти в другой мир. Неспешные разговоры обо всем, воспоминания, отношение к жизни. Здесь я, пожалуй, выражу мнение многих людей считающих, что художник без особого взгляда на жизнь, без собственной философии, шкалы ценностей и не художник вовсе. Меня интересовал вопрос, почему Хегай не выбрал себе комнату в Доме художников. «Я старый, там все молодые, зачем им мешать!» В его ответе мне почувствовалась некая недоговоренность, и я представил, зная других художников, возможность сложных отношений, но никогда и никого об этом не спрашивал.

С тех пор не раз отмечал про себя, что ни о ком Илья Николаевич ни разу не сказал плохо. Однажды я услышал новое слово «хегаевка» и поинтересовался что же это такое. «Я настаиваю водку на травах, получается вкусный напиток. После него не болит голова. Попробовав его впервые, мои гости пытаются узнать состав трав. Делаю вид, что это большая тайна и никому не рассказываю для большего эффекта». Илья Николаевич о таких случаях всегда говорил серьезно, но в интонациях чувствовалось хитринка с присутствием юмора.

Однажды я стал нечаянным свидетелем визита контролеров Белгородэнерго в его мастерскую. Три серьезных и насупленных, важных в своей роли мужика, пришли, и толком не поздоровавшись с хозяином: «Где у вас тут счетчик?» - вопросил один из них. «Вот там где-то», тихим голосом ответил Илья Николаевич и кивнул головой. Мужики устремились в указанную сторону, как шакалы на падаль, чуть не сбивая друг друга с ног. «А что он у вас не опломбирован?», уже грозно прозвучал вопрос, видимо, старшего. «Не знаю, я туда не залезал». Кто-то уже фиксировал злейшее нарушение в видавший виды блокнот, что-то бормоча себе под нос. Меня поразили их грубые голоса, неуважение к человеку много старше их, и, скорее всего, совершеннейшее безразличие к тому, куда и к кому они пришли. Ни один из них не глянул на картины, будто их не было в помине. А я подумал, что наш распрекрасный, захваленный и зализанный «нищий» городок, конечно же, не может взять на полное обеспечение мастерскую такого художника.

Заграница

Может кому-то станут интересны его воспоминания о поездках в Германию и Южную Корею. Вот как выглядит рассказ от первого лица.

«Мы прилетели в Германию и, как оказалось, в аэропорту нас никто не ждал. Сидим как бедные родственники и ждем у моря погоды. С нами были Брыжики, Головко, специалисты Отдела культуры и, что удивительно, даже директор цементного завода не имел в кармане ни пфеннига, одно слово – директор. Валя Болотских, наша переводчица, позвонила своим друзьям по ГДР, а они оттуда связались с Зальцгиттером. Несколько часов ожидания голодными, без воды, в чужой стране, без денег – это надо представить. Чувствовали себя очень стеснительно. Хотелось в туалет, но мы думали, что там потребуют деньги. Потом оказалось, что он бесплатный, мы туда и рванули всей толпой. За нами приехала Татьяна Бергер, сразу же купила нам воды, усадила в автобус с кондиционером. Я все боялся что простужусь. Брыжик прихватил с собой моток лески, мы думали, что пригодится развешивать картины, так же как и у нас. У немцев все оказалось отработано, карабинчики, тросики, вращаешь привод, и все поднимается на нужную высоту». Рассказал Илья Николаевич и еще об одной поездке.

Историческая родина Ильи Николаевича Южная Корея. Земляки однажды проявили интерес к его работам и по личному приглашению президента его пригласили в гости в Сеул на Конгресс Всемирной ассоциации корейцев. Воспоминания об этой поездке больше похожи на некое недоразумение. Родина предков оказалась чужой, картины показать не удалось, и в душе осталась легкая горечь от той поездки.

«В Южной Корее меня называли «советы», а не кореец, - вспоминает Илья Николаевич. - По приезде у меня отобрали документы и на шею повесили ярлык, чтобы не потерялся, без этого ярлыка заберет полиция. Я помнил старый крестьянский язык, и совсем не понимал новый. Судя по всему, у них там большое влияние Америки. На выходе из гостиницы стоят переодетые охранники и следят за каждым твоим движением. Ходить никуда не разрешали. Режим как у нас в России в годы революции. Зато я ругался на них и они не понимали, что я говорю. В душе не шевельнулось ничего».

Творчество

О творчестве мы почти не разговаривали, я в нем не великий специалист, так, рядовой зритель. Могу лишь отметить, и это подтверждают знатоки его стиля и работ, что за последние годы им написано много портретов. Я не говорю о портретах жены, детей, внуков, это личное. Хотя автопортрет Хегая, на мой непросвещенный взгляд, говорит о многом. В нем просматриваются простота и величие, повышенная требовательность и вместе с ней, ответственность, уверенность в себе. Дружба с Владимиром Железниковым, Владимиром Нешумовым и Лирой Абдуллиной, тоже нашли свое отражение в творчестве мастера.

 

О картине-портрете «Лира» лучше всего сказано в стихах друга семьи Лиры Абдуллиной:

 

Мой друг рисует мой портрет,

В мое лицо глядит, как в воду,

Вода бежит. В ней нету броду.

В ней нет следа прожитых лет.

Там только тень, там только свет

Лицо типичной азиатки

Хранит извечную загадку

Восточных лиц. Ответа нет.

Ни взглядом горестным, ни всхлипом

Не выдал верный друг меня,

От кривотолков заслоня

Бесспорностью стереотипа.

 

Прочитав это стихотворение первый раз, я подумал, как важно, что родственные души находят себя, общаются, выкраивают время для встреч, и в результате рождают нечто личное, но с большей самоотдачей. Творчество непрерывно подпитывается сопредельной энергией, становится сильнее и ярче. В свое время знатоки много говорили о портрете художницы Геращенко, идею которого он вынашивал много лет. Портрет стал одним из шедевров Хегая.

Можно поймать сходство с натурой, и тем удовлетворить интерес невзыскательного зрителя. Похоже, как на фотографии, и ладно. Но художнику этого мало, он работает не только над сюжетом, но и над образом. Раскрывая внутренний мир человека, автор влюбляется в своего натурщика, нет, не в того, безымянного, что рисуют студенты, а в конкретного человека. Он очень долго думает, и в любом его сюжете заложен глубокий смысл. Его картины не надоедают, перед ними можно долго стоять, находить разные виды и пытаться понять, что же хотел сказать художник. Именно к таким картинам возникает трепетное отношение, неразгаданность притягивает, заставляет смотреть на нее еще и еще.

Встречаются простые на первый взгляд сюжеты и вместе с тем неординарное исполнение. Портреты, пейзажи и тематические композиции Хегая выражают разные локальный цвет и колорит. В них нет повторов. И его на земле беспокоят не только радостные, но и тревожные моменты. Однажды я засмотрелся на одну работу, Илья Николаевич заметил: «Я беру веревку, кладу на холст и наношу краску!» Что может быть проще такого объяснения?

Анекдот в тему. Еще живя в Казахстане, Илье Николаевичу поручили написать портрет Ленина к партконференции. Как всегда – срочно! По тем временам это было величайшим доверием и далеко не всем художникам позволялось изображать вождя. В те годы по признанию нашего юбиляра «… я был молодым, горячим, ругался…». Короче, работал всю ночь, и Ленин получился желтым. «Он что у вас тифозный», - спросил секретарь парткома…

Признание

«В советское время были подготовлены документы на звание «Заслуженный художник», но кому-то что-то не понравилось, их «положили под сукно», - отвечает Елена Маркова на вопрос «А почему до сих пор Илья Николаевич с таким признанием не имеет званий?» Со временем они потерялись, прошли очередные выставки, и мы снова собрали документы. Это не так просто, как покажется на первый взгляд: каталоги выставок за все годы, названия картин, их размеры, материал, годы выхода, где выставлялась и находятся сейчас. Написаны творческие характеристики, собраны научные статьи и статьи журналистов».

История давнишняя, но показательная потому, что дальше начинаются непонятные объяснения. В Белгороде кто-то документы видел, а кто-то нет. Белгородские художники, члены Союза художников говорят, что их рассматривали на собрании.

Похоже на то, что кто-то умышленно тормозит документы на стадии выхода из города и области. Сейчас Управление культуры снова готовит документы для присвоения звания «Заслуженный работник культуры», но кто его знает, сколько инстанций должны пройти бумаги и сколько людей, не зная Хегая, должны решать «быть или не быть!?».

Не обращая внимания на подковёрные игры бюрократов от культуры, Илья Николаевич пишет и пишет картины. На последней выставке в Старооскольском художественном музее были представлены 20 новых работ из 30 этого года. На юбилейную персональную выставку в Белгород с ним, как это было всегда, приехали его друзья и коллеги, он был счастлив. Видя его в кругу красивых дам, белгородцы завидуют такой любви и славе, отмечают, что он видно не плохой мужчина, раз столько дам приезжает на открытие выставки.

Друзья

Хегай и Брыжики. Не знаю, кто как, а я очень часто чувствую отсутствие в нашем городе Анатолия Васильевича Брыжика. Не потому, что его имя стоит рядом с Хегаем, нет. Мы встречались с ним на всех выставках художественного музея, изредка в банке. И я всегда отмечал про себя, это человек, которым надо гордиться городу, на которого надо равняться городу в понимании культуры. Интеллигент в высшей степени, Анатолий Васильевич успевал еще и помочь театру. Коридоры Сбербанка одними из первых стали принимать экспозиции картин, нести людям занятым и спешащим, остановиться, посмотреть и подумать над сюжетами. Стать выше суеты и обыденности. Без слов и призывов.

Слово «меценат» явно старше заезженного слова «спонсор. Меценат являет собой постоянство, спонсор способен лишь на разовые акции, чаще ради рекламы. Анатолий Васильевич был МЕЦЕНАТОМ, постоянно действующим покровителем. Мудрым и тонким. Сейчас его дело в меру сил продолжает Татьяна Григорьевна Брыжик. Ее настойчивость, желание открыть галерею картин Хегая, достойны всяческих похвал. В каждой выставке художника ее большая заслуга. Продолжая дело мужа, она разместила часть своей коллекции в здании АНО «НПА «Промпроект», где работает. Кроме того она успевает писать об Илье Николаевиче в городские газеты «О друге, родственной душе».


P.S.

Говоря о творчестве Хегая, я умышлено не употреблял особо хвалебных эпитетов в его адрес. Оно понятно и так, написано и сказано много раз до меня. Не хочу повторяться. От себя скажу лишь, что очень уважаю Илью Николаевичу, люблю его, и если мне зададут вопрос «Кого вы можете назвать интеллигентом в Старом Осколе?», - первым среди малого числа равных, будет Илья Николаевич Хегай.

 

P.Р.S. Статья писалась для Старооскольского городского сайта почти десять лет назад. Адаптировать её к нашему читателю я не стал. На любые вопросы отвечу с удовольствием.

Картины, сопровождающие статью, можно увидеть по ссылке

или

https://www.kavicom.ru/pages-view-2473.html