Наркомовские... и без них

Леонид Москаленко
  Говорят,  что  наркомовскую  норму 100  грамм  коньяка  для  летчиков  ввел еще  Нарком  Клим  Ворошилов.  Правда  тогда  он  мотивировал  это  суровыми   погодными  условиями и  морозами  на  Карельском  фронте.
Наши    начальники     сами    не  додумались.   
Это   потом    сказалось  на  всех  нас. на  воевавших.


Алкоголь -  ВЕЧНАЯ  ТЕМА.
...
Наиболее  востребованным  оказался он  для  меня  в  армии.  100% , нет 1000 %  его  пользы  оценил   с  годами.
 Мгновение  1-е.  МИРНОЕ.
Молодые  мозги  не  глупого  летехи  начинают  пухнуть  через  4  смены  полетов.  Полеты в  спаренные  дни : пнд-вт  и  чтв-птн, по 13-14  часов смена где  только  за  экранами  по  8-9  часов.  Нагрузки вспухают  к  концу  недели.
 Дежурства  по  субботам  кому-то  ужасно  не  нравились, но  я  ходил  на  них  с  удовольствием.  Посадить  3-5  командировочных  борта  за  день  воспринималось, как   переключение  каналов  и  смена   документального    журнала  в  кинотеатре.     Знакомые   офицеры  и  прапорщики  на  смене, отсутствие  любого  начальства,  шеши-беши  и  преферанс, и... ВОТ  ОН  РОДИМЫЙ.  Кто-то  бутылочку  спирта, кто-то  самогон  из  дома. А  нет, так  на  поселок  в  Бабьи  слезы  можно  сгонять.
Но  стал  замечать, что  просто  выпивка  не  приносит  особого  отдохновения.  С  утра  воскресенья  сушняк, и...пол  дня  мучений.
   А  вот  попалась  летехе дневная  пятничная  смена.  Оттрубив свои  14  часов  и  чувствуя  знакомую   накопленность  с  удовольствием  откликнулся  на  подмигивание   знакомого  дежурного  и....  понеслась  душа  в  рай.
Часикам  в  23  или  около   добрел  домой.  Спал  до  вечера    субботы...
      А  воскресенье   мозги  вернулись  из  отпуска.  И в  понедельник  я  был  легок  и  свободен.    Практически  первые  месяцы   напряженных  летних  полетов  сгорели  в  граненном стакане  пятничного  спирта  и  в  мозгу  что-то   щелкнуло.
...  Взял  на  вооружение, что  если  полеты  мои  в  пятницу, то 
...Правильно\. От  добра  добро  не  ищут.

 Мгновение  2-е....тяжелое  и  плохопахнущее.

    План  перелетов.
Это  плексиглазовая  планшетка, где  стеклографом  от  руки  написаны    маршруты  самолетов  ВТА  и  плановое  время  вылета.
Перелетов  может  быть   произвольное    число, но  большей  частью  по ближней , так  сказать  европейской части  России и  украины.   Но  с  начала 80-х  годов  стали  попадаться  маршруты  из  Ташкента  и  далее  одни  маршруты  вели  в  Европу, а  другие  из  Ташкента  и  через  Урал  в  Азию.   Точками  маршрута  были   обыкновенные  города, которые  к военной авиации  практически  не  имели  отношения.    Оба  направления : в  Европейскую  часть  и на  восток  и  заканчивались  в  Ташкенте. ... Написаны  они  были  внизу  планшета  и  имели  одно  наименование :  санрейс. 
   Этим  бортам. т.е.  Ан- 12  были  неприменимы   летные  правила  и  многие инструкции , определяющие  полеты  обычных   командировочных  рейсов.
Их  было  трудно  отследить  по  диспетчерской  линии.  Они   меняли  произвольно маршруты, иногда   пропуская  пункты  и  так  же  произвольно  могли  останавливаться  и возвращаться. Где  они  будут   ночевать, когда  и  куда  полетят   знали  лишь  они  сами. Но  если  был  Ворошиловград  в  плане  по  маршруту, то  ночевка  была  точно.  90%  штурманов  Ан-12  были  луганчанами  или  имели  родню  у  нас. ...
  Случилась  нам  как -  то длинным и холодным осенним   вечером  встречать  такой  рейс.  Ничем  особенным  маршрут  не  отличался.  И  каких-либо  предупреждений  , сверх  обычных, мы  не  получали.
Шеш-бешь  катаем, клубы  дыма на  КП.  Диспетчер  смотрит  телек...Вечер, как  вечер.
  Скрип  и  короткий  звук  клаксона  раздался  под  окнами  КП.  ОГО.   Камаз  тентованный, две  Волги, еще  чьи-то  жигули...
  Через  три  минуты на  КП  поднимается  помощник  коменданта  и  интересуется  временем  посадки.  Мы  сразу  все  поняли- на  борту  "груз200 " -  груз человеческой  боли, смерти  и  чести. 
   К Т О ?   " Да  техник  самолета " -    тяжело  отвечает  комендач.       Чуточку  легче -  значит  не  наш, не  полковой.  У  нас  тогда   по  одному  экипажу  Ан-26  в  Кабуле  служили и  наших техников  там  не  было.

Я  до  этого  ни  разу  не  встречал  санрейсы.
   Почему  оделись  и  пошли  к  подрулившему  напротив  КДП   я  не  знаю. Честно.  Смотреть  на  " цинки ", то  бишь  деревянные  ящики, особо  не  хотелось.

Нас  двое с  КДП.  В  Камазе  сидело  человек  6  солдатиков  с  Камброда.
В  сторонке  стояли   женщины  и  мужчины  темным  пятном.   
  Открытая   рампа  и  гнетущий    запах    мертвечины. С  краю  стоит  деревянный  ящик  и  сиротливо    светится   красная  звездочка  на  пирамидке, , в  оградке.
  Звездочка  в  черной  темноте...    смрад...   Мы  вдвоем  берем  оградку, комендач  пирамидку  и  грузим  в  Камаз.
  СПИРТ .
.......


Я  про  санрейс  просто  забыл.
Вспомнил  о  нем  где-то  через  месяц.

PS/ Экипаж  из  Каршей  был. Они  летали  на  Афган.
 Вообщем  трое  мужиков  поехали  на  рыбалку  с  ночевкой  на  арыки.
Возвращались  полные  с  рыбой и...заснул  за  рулем  водитель  или  не  справились  с  управлением, но   нырнули  на  полном  ходу  в  арык. перевернулись  и  утонули.
   А   недалеко  грохотала  война, а  трое  авиаторов....

 СПИРТ...
А  вы  говорите  пьянство.

  МОМЕНТ  3-й.

1985-й год...
  Собственно  он  самый  странный. Он  где-то  в  подсознании  бьется, а  спросить  боюсь.
  Построение  полка коробочкой  напротив летного  модуля.
 Впереди  стоят  НШ,  НачПО и командир  зачитывает    праздничный  приказ  о  награждении  и  присвоении  внеочередных  или  очень  очередных   званий.
 " Наградить  Иванова   орденом..."
... Я... поздравляю...Служу  Советскому...
 Наградить  Петрова
 ...Я..Поздравляю. Служу...

 и т.д.

 Но  награжденные    после  рукопожатия  с  наградами  идут    метров  несколько  за  спину  командира. Там метрах в  6-7  возле  стола  стоит инженер эскадрильи, на столе   что-то  прямоугольное, накрытое  парашютным  шелком, а странные   движения  эскадрильского  инженера  напоминают пассы  фокусника-  иллюзиониста.
Раз  и  из  под  шелка завернутый  продолговатый  предмет  исчезает  в  комбезе  награжденного. И  так  в  порядке  награждения.
Награжденный  становится в  шеренгу  за  спиной  командира и  все  это молча. Идет  же  митинг.


 Другое.
  Сбит  экипаж  Т. 
 Команда   командира.  Отстранить  от   полетов пару  С. - Т.
 И  это  команда    армейская  и  правильная  по  жизни. 
   Из  оставшихся    в  живых  ни  один  не  должен    садиться   за  штурвал минимум  трое  суток.
 Я  Ц.  не  терпел, но  он  был  летчиком.   И  если   вечером  видел  пьяного  вусмерть  кого-то  из  пары  сбитых, то  просто  отворачивался.
АНТИСТРЕСС.

 СПИРТ и  МНОГО.  Нет  спирта-  водка. Поговаривали, что  женщины  денег в  этот  день не  брали.
  Проходили  дни и  через  трое  суток члены  экипажей  уезжали  кто в  отпуск, кто в  Дурмень, а  кто  отвозил  погибшего  домой.
 Антистресс  был    всегда.

Пил  в  этот    день  и  я... это  было  мое  дежурство.

PS/   много  лет  прошло, а я  благодарен  а н т и с т р е с с у -  ВОДКЕ, которая  в  поллитровом  размере  снимала    боль, горечь  утраты  на  войне.
  Не  было  у  меня  спирта  ни  разу.