Джим

Евангелина Винтер
Люсинде наконец-то привезли запчасти. Она так о них мечтала! Роботессе давно хотелось поменять свой внешний облик. Она заказала новые манипуляторы – старые давно стоптаны. Но больше всего ей хотелось обновить нижнюю часть лица. Старая заедала, поэтому Люсинда заикалась, а иногда даже зависала, не в силах произнести очередное слово. Ждать их пришлось полгода. Она даже стала исполнять что-то похожее на танец. Рядом, мало понимая причину радости хозяйки, но искренне ее разделяя, весело лаял большой косматый пес.

– Джим, дай на счастье лапу мне! – сказала роботесса и протянула свои верхние манипуляторы к собаке. Джим с радостным лаем тронул механические пальцы хозяйки.

Когда-то эти есенинские строки Люсинда слышала от человека, который ее собрал. У него тоже была собака.

– Джим, родной, я совсем ненадолго. Сейчас сменю запчасти и сразу к тебе, – Люсинда ласково и осторожно потрепала собаку за ухо.

Ее пес приболел. Достаточно сильно. Она, как могла, старалась достать для него лучшее. В военное время это было трудно осуществить. Но по знакомству ей удавалось иногда радовать Джима косточкой или птичьей лапкой. Роботесса соорудила любимцу новую будку, прямо в доме, чтобы чаще бывать рядом, старалась не беспокоить лишний раз, но с каждым днем пес угасал.

Сегодня ему полегчало. Только поэтому Люсинда решила ненадолго отлучиться к механику. Двойная радость: питомец идет на поправку и новые запчасти приехали!

– Я скоро, Джим!

***

Роботесса, на самом-то деле, и не думала брать к себе домой какое-то животное. Ее вполне устраивали одинокие вечера в компании Железного Арни и бутылочки отборного маслица, припрятанного на чердаке. Просто иногда ей хотелось с кем-то поговорить. Нужен был друг. Причем, в качестве такого собеседника она видела не робота, а человека. Как его искать?

Люсинда, как и любой робот, привыкла действовать по алгоритму. Значит, сейчас ей нужна была инструкция по межличностным отношениям. На книжном развале у старого механика Грю она что-то подобное видела.

Во время очередной вылазки у роботессы наконец дошли манипуляторы до поиска книги. Механик Грю посетовал, что их осталось совсем немного. А тот экземпляр, что Люсинда хочет забрать, совсем уникальный – алгоритмы там написаны каким-то старинным, мудрым и витиеватым языком.

– Шут его знает, что это за наречие. Вроде и понятно все, а кажется, что слова высыпали в чан да хорошенько перемешали, – удивлялся Грю.

По тону механика Люсинда поняла, что заплатить придется дороже, чем обычно. Дома она нашла старинную зажигалку, с гравировкой. Кажется, это как раз то, что нужно. Грю смолил как паровоз (так говорила о нем его супруга, Джесси). Обмен совершился и в руках роботессы оказался отличный экземпляр «Науки о межличностных отношениях». Она обязательно прочтет его полностью. Сейчас же ее интересовал раздел дружбы. Как найти того, кто станет твоим вторым «я»?

Во вступлении говорилось, что друзья окружают нас повсюду. Стоит лишь внимательно приглядеться. На всякий случай, Люсинда вставила линзы посильнее. Итак, алгоритм:

Шаг 1. Вопрос, друг какой нужен тебе, реши сразу.

Если интересен тот вам, кто совет в трудную минуту даст, отправляйтесь в центр волонтерский или приют.

Если того вы ищете, с кем повеселиться можно, то путь лежит ваш в клуб ночной или на квест.

Если идеальный ваш досуг – с книгой вечер – ищите книголюба такого же в библиотеке или магазине книжном.

Если же человек серьезный тебе нужен, то лаборатории и офисы деловые тебе помогут найти его.

Люсинда решила, что ей по душе 1 и 3 варианты. Интересно, что дальше?

Шаг 2. Если в приюте ты или центре волонтерском, отзывчив будь. Помощь твоя тем нужна, кто скучает там, кого предали родные, грустно кому в этот час.

Если стоишь у полки книжной в раздумьях и манипуляторы привели тебя к библиотеки порогу, будь готов слушать других отзывы и слышать мысли их.

Что ж, значит, завтра она отправится прямиком в приют. Это ближайшее место к ее дому, где по словам автора книги, можно найти друга.

***

– Джим, смотри, смотри, что я тебе принесла! – обрадованная обновлением, от которого во всем теле была легкость, Люсинда забежала к знакомому мяснику, который припас для ее Джима кусочек куриной ножки. – Живем!

Пес не откликался.

– Джим, где же ты?

Люсинда остановилась в растерянности. Куда он мог запропаститься? Обойдя весь дом, роботесса так и не нашла пса. Ее начинало одолевать беспокойство. Кажется, только в один закуток своего жилища она не заглядывала. Это был старый-старый сарай, в котором Джим резвился еще щенком. Люсинде тогда никак не удавалось уговорить нового друга опробовать будку. Щенку так понравился сарайчик-развалюха, что спать он оставался только там.

– Джим, я иду, – Люсинда поспешила во двор. Не доходя до сарая, роботесса поняла все.

Пес лежал на пороге. Казалось, сейчас он находится в лучшем месте. На его нос, покружив недолго, присела бабочка. Расправила крылья, погрелась долю секунды на солнышке, и улетела.

Как-то Люсинда читала странную книгу о реинкарнации. Может, ее Джим только что стал этим ярким насекомым? Масло текло по ее щекам. Так вот, как это, терять друзей. Люсинда присела на землю, прямо рядом с ушедшим Джимом, и вспомнила их первую встречу.

***

Первую часть инструкции Люсинда выполнила. В приюте было множество животных – от домашних кошек и собак до экзотических рыбок и попугаев с ярким опереньем. Стоял гул, да такой, что роботессе пришлось подкрутить свои датчики звука – она сделала их менее чувствительными. Что там дальше в программе?

Шаг 3. Улыбнитесь, имя свое назовите и спросите, собеседника зовут как.

Что ж, попробуем.

– Привет! – Люсинда обратилась к мальчику, лет 10, который никак не мог выбрать между котенком и щенком. – Меня зовут Люся. А тебя?

Кажется, мальчик ее испугался. Он заревел и бросился бежать.

– Неужели все так плохо? – Люсинда расстроилась. Похоже запчасти ей жизненно необходимы. Раньше она никого не пугала своим видом. Сегодня у роботессы больше не было сил искать друзей.

Люсинда честно убрала за всеми животными и уже за полночь собралась домой. Дорогу ей преградил щенок. Люсинде никак не удавалось его обойти или переступить. Медленными шагами они с щенком продвигались к выходу. Как только Люсинда ступила за порог, собака заскулила. Да так пронзительно. Без ее помощи щенку никак не выбраться на улицу. Люсинда колебалась. Она хотела совсем другого. Разве обсудишь с собакой книгу? Но очередное поскуливание убедило ее в обратном. Уж что-что, а отвечать на ее монологи он точно сумеет.

– Пойдем, Джим, – Люсинда точно знала, что сегодняшний вечер она проведет не одна.

***
Грю заглянул во двор, чтобы поблагодарить знакомого робота за чудесную зажигалку. У сарая, прямо на земле, сидела Люсинда. На слова она не откликалась. Зависла? Рядом лежал пес.

– Эх, Джим! – вхдохнул Грю. – На кого ты ее покинул?

Чем же помочь Люсинде? Кажется, где-то сзади, на шее, у роботессы была заветная кнопка. Перезагрузка.

– Запустить режим гибернации?

***

Люсинда открыла глаза и прокрутила в своей механической голове недавние события, записанные в памяти. Она потеряла друга. Ее Джим больше не лизнет пальцы, не погонится за птичкой и не уснет у ног. Боль уже не приносила таких страданий. После гибернации кажется, что прошло несколько лет. На душе было светло от осознания, что ее пес жив. Только теперь летает бабочкой на цветочном лугу и радует детей своим ярким одеянием. А кем станет Люсинда в следующей жизни?