Представление начинается

Евангелина Винтер
«Сколько себя помню, я всегда боролся.

Сначала, в детском садике, я требовал манную кашу без комочков. Если у мамы, дома, получается такую варить, то и у повара должно получиться. Правда, успеха моя борьба не принесла. Не хочешь – не ешь. Поэтому в знак протеста я оставался голодным.

Потом, в школе, я начал борьбу с некомпетентными учителями. Когда знаешь больше, чем преподаватели, видишь суть того, что они пытаются втолковать остальным, но совершенно безграмотно… Я не мог этого терпеть. И на стандартное предложение учителя выйти к доске и самому провести урок, всегда отвечал согласием. Правда, продлилось это недолго. История о странном парне передавалась от учителя к учителю. И слово мне давать перестали.

Потом… было много чего. Я боролся с политическим режимом, с ЖКХ, с нерадивостью чиновников… Всего и не упомнишь. Но однажды моя жизнь наполнилась особым смыслом».

Так начинались первые страницы его дневника. Прочтешь начало и кажется, что очередной склочный старикашка пытается доказать всему миру, как нужно жить (ох, простите, недавно «Заводной апельсин» перечитывал). Всегда считал, что все эти противные бабушки и дедушки не становятся ими из-за возраста или проблем со здоровьем. Они изначально людишки так себе.

Когда я дочитал дневник и узнал историю этого мужчины, моё мнение о его поступках поменялось. Скажу больше, желание быть на него похожим и побудило меня начать писать эти строки.

Каждый проповедует как может. И несет то, что считает основополагающими для себя ценностями. Для Василия Ивановича таким твердым убеждением стала вера в слуг народа.

Я человек любознательный, поэтому много чего прочитал в свое время. В том числе и Библию. Есть там одно место, которое напомнило мне слова Василия Ивановича. Слова из послания пророка Исаии:

«Царь будет царствовать по правде, и князья будут править по закону; и каждый из них будет как защита от ветра и покров от непогоды, как источники вод в степи, как тень от высокой скалы в земле жаждущей. И очи видящих не будут закрываемы, и уши слышащих будут внимать».

Звучит просто прелестно. Василию Ивановичу тоже так показалось. Ему, насквозь советскому человеку, пришло в голову однажды прочесть Священное Писание. Слышал где-то, что эта книга была настольной у Ленина. А если вождь мирового пролетариата не брезговал, то и ему почему бы и не прочесть. И прочел. Как раз эти строки. Поэтому то они мне знакомыми и показались.

Как говорила одна из моих преподавателей, чудеса иногда случаются. И луч солнца как будто указал Василию Ивановичу именно на эти слова.

В тот момент он как раз состоял в переписке с одним из законодателей, которые утвердили закон, приравнивавший учреждения культуры к другим, несоизмеримым с теми же театрами и библиотеками, организациям. Они все оказывают услугу. Заводы, которые продают металлоконструкции. Магазины, которые продают хлеб. И театры, которые продают билеты на спектакль.

Сошлись два полюса. И получился взрыв.

«Меня будто осенило. Ну конечно! Раньше я боролся, но как-то бесцельно. Хватался за все и сразу. А тут… Я понял в чем суть. Даже Табаков говорил: «Надо делать не по закону, а для себя. Если делаешь для себя, то делаешь на порядок лучше, чем для чужого дяди».

Да и в Библии о том же. Если каждый законодатель будет работать над своим детищем, законодательным актом, так, будто от каждой буковки этого закона зависит его собственная жизнь… Если он станет для тех, на кого принятый им закон напрямую повлияет, защитой и опорой… Если… (и песня в голове: «Ах, если бы сбылась моя мечта! Какая жизнь настала бы тогда»)».

По сути, Василий Иванович занимался этой работой всю жизнь. Но теперь пришла пора сменить курс. Не распыляться – теперь в поле его зрения один объект и одна задача. Почему есть проблемы? Не организована система. Система действует как? По законам. Значит, все силы нужно бросить на эту задачу.

И началось. Бумажные письма. Электронные письма. Заполнение форм обращений на сайте. Василий Иванович даже интернет освоил ради такой высокой миссии. И, конечно, куда без личных встреч. Запись на прием. Перенос. Перенос. Снова перенос. Часы ожидания в приемной. Разговоры.

Почувствуй себя пророком. Эх… Все же «нет пророка в своем Отечестве».

А потом внук. Одна история, которая помогла не сдаться в самом начале пути. История компании “Lego”. Их бизнес в буквальном смысле прогорал несколько раз – организатором теперь уже всемирно известной компании был плотник Оле Кирк Кристиансен. И только годами позже, продолжатели его дела пришли к идее пластмассовых игрушек.

«И я подумал. Дети. О том, что не стоит сдаваться, мне сказал мой внук. Ему всего лишь пять. В Библии (да, я снова ее упоминаю) вообще говорится, что им принадлежит Царство Небесное. А кто я, что возомнил себя пророком? Не мне менять систему. Я могу лишь подготовить других. Вырастить детей, которые будут искренне верить в то, что любую работу нужно выполнять так, будто сам будешь пожинать плоды своего труда.

Я вышел на улицу. Внук вместе со своими друзьями собирался играть. Думаю, мне стоит к ним присоединиться. Начать с культуры. Если она будет в детях с детства, они смогут нести ее и дальше. В том числе и в законодательство. Верно? А сейчас время для игр. Театральных игр.

«Море волнуется раз,
море волнуется два,
море волнуется три,
морская фигура на месте замри!»

Представление начинается».