Глава 15. Послесловие

Тамара Злобина
   

                Я тебя никому, не отдам -
                Не дождям, не холодным разлукам,
                И не в чьи-нибудь, добрые руки,
                И не воющим ночью, ветрам.
                . . . . . . . . . . . . . . . . .   
               
                Я тебя никому, не отдам -
                Не печалям, не страшным потерям.
                Я теперь в них, не капли не верю
                Прижимаясь губами, к рукам.
                . . . . . . . . . . . . . . . . .
               
                Я тебя не кому, не отдам -
                Нам с тобою, одной дорогой.
                Я просил тебя долго, у Бога -
                И моим он, ответил мольбам
                (Денис Шатов «Я тебя никому не отдам»)

Вот и подошла к своему завершению моя повесть. Жаль расставаться с её героями, но всё рано или поздно заканчивается.
Мне хотелось рассказать о двух семьях - Фёдоровых и Федотовых, о их непростой жизни, их переживаниях, стремлениях, их надеждах, но ведь мы живём не в вакууме. Каждый из нас связан с другими людьми столькими невидимыми нитями, что, если представить это, покажется, что наш мир сплошной, неразрывный клубок из этих связей, эмоций, нервов и чувств.

В результате повествования возникло столько героев и столько событий, что если рассказывать обо всём подробно, можно написать не один роман. Со временем от центральной семьи моего повествования «отпочковалось» несколько звеньев: Павел и Соня, Варя и Сергей, Александр и Любава. Да, ещё и у Катерины Михайловны начался новый период в её жизни: она, наконец, позволила себе быть счастливой и дала согласие на брак со старым другом, с которым была знакома ещё с институтских времён.

Теперь они живут в отдельной квартире. Владимир Васильевич, после гибели жены, уже много лет жил один, отправив единственного сына в свободное плаванье по волнам жизни в прямом и переносном смысле - тот стал морским офицером и бывал дома только в промежутках между плаваниями, которые продолжались порой по полгода и дольше.

Как и в каждой семье их жизнь на первых порах не была, что называется душа в душу: сказывался командирский характер Кати, но Владимир нашёл к ней подход. В момент начала конфликта он просто подходил к жене, крепко обнимал её и шептал на ушко такие слова, от которых «непреклонная» Катерина становилась шёлковой. Что он шептал, пусть останется тайной - такие заветные слова у каждой семьи свои.

Непросто всё складывалось и Вари с Сергеем. Вернувшись из Армии, Сергей никак не мог понять, почему любимая девушка так изменилась, почему отдалилась и стала такой далёкой и трудной.
Видя, что у Вареньки не складываются отношения с Сергеем, Прасковья Дмитриевна рассказала ему то, что произошло с внучкой после того, как он вернулся в часть. Она винила во всём себя, думая, что, если бы она разрешила Варе проводить парня до Мурманска, с ней ничего бы не произошло.

-Ты  не подозревай, Серёжа, ничего дурного не случилось, - виновато говорила Прасковья Дмитриевна. - Он не снасильничал Вареньку... Просто предстал перед ней во всей, так сказать, «красе». После этого Варя стала ненавидеть всех мужчин. Тут ещё Павлуша ушёл из семьи...
Прасковья Дмитриевна начала всхлипывать на последних словах своего рассказа и, наконец, расплакалась.

-Я виновата в этом, Серёжа... Я... Варя просила разрешения проводить тебя до места службы... А я упёрлась, как старая кобыла... Вот она и уехала со стройотрядом в Оренбургскую область... Теперь даже не знаю, что делать... Хватит ли у тебя терпения перебороть её плохое отношение к мужчинам?... Я не стану тебя осуждать, если...
-Никаких если! - перебил её Сергей. - Я не отступлюсь от Вари, и сделаю всё, чтобы она стала доверять мне так, как раньше. Я же люблю её, Прасковья Дмитриевна, можно сказать, с самого детства.

Варя оттаивала постепенно, как заколдованная принцесса от чар злой колдуньи. Такое поведение для неё было несвойственно, ведь она человек дела, движения, эмоций и чувств.  А тут стала, как глубокий омут без дна и берегов — тихий и тёмный.
Она всегда знала, что тихие воды глубоки.  Заглянешь в них - дна не видно.
Кто знает, что в них таится? Недаром народ говорит, что в тихом омуте черти водятся. От такого человека не знаешь, что можно ожидать.

Варе всегда нравились люди открытые, которых видно до самой глубины души, ведь она и сама такой была. Открытый человек, как на ладони. Уж, если он чистой души - от него словно лучики исходят добро и надежда. Если душа черна, то знаешь, что от него можно ожидать. «Тихушники» не то, чтобы пугали девушку — она относилась к ним с опаской.
Именно таким был её брат Александр. Они никогда не знала, что он думает, чем дышит, чем живёт. В детстве брат казался ей человеком с другой планеты. Потом появился Сергей и девочка поняла, что таких людей не единицы, и стала присматриваться более внимательно и к брату, и к Сергею.

Вот Виктор был с Варей с одной планеты. Она понимала его, как никто, видела все его плохие и все хорошие стороны. Могла усмирить Бахнина одним только взглядом. Это был свой человек. Как брат, как её двойник. Потому Варя и относилась к Виктору, как к брату.

Бахнин приезжал после окончания третьего курса. Неделю присматривался к тому, что твориться с его друзьями детства, а перед отъездом заявил.
-Варюха,  выходи за меня замуж... Ты же знаешь, что я тебя люблю с первого класса... Я вижу, что с Сергеем у вас ничего не складывается... Вы же любили друг друга. Что произошло? Почему всё так?
-Не знаю, Виктор, - ответила Варя. - Что-то сломалось во мне после стройотряда. Я словно не нахожу точку опоры - всё шатается и летит мимо, как скорый поезд... Я не могу ломать тебе жизнь, Виктор. Зачем тебе это?

Бахнин нахмурился: отказ для него, как и прежде, был неприемлем.
-Не спеши ставить точку, Варюха. Как говорит твоя бабушка: на веку, как на долгой ниве... Я сделаю всё, чтобы ты не знала трудностей - в лепёшку расшибусь! У тебя будет всё, что нужно — и даже больше.
-Витюш, ты же знаешь, что я люблю тебя, как друга, как брата... Но для совместной жизни этого мало, - ответила Варя.
-Всё равно я буду ждать! - почти выкрикнул Виктор.
Уехал в Москву даже не попрощавшись - так был расстроен  её отказом. Варя поняла это и не винила друга детства.

Варя и Сергей поженились, когда Варя училась на последнем курсе института.  Она уже работала нештатным корреспондентом газеты «Вечерний город». Главный редактор обещал взять её в штат после получения диплома.
Сергей учился на вечернем отделении и работал. Он понимал, что у него на плечах сестрёнка школьница, и  молодая жена, которую он боготворил и хотел, чтобы она была счастлива.

Прошло три года. До Вари доходили сведения, что Виктор работает в торгпредстве какой-то африканской страны, что он до сих пор не женат. После года работы за рубежом Виктор забрал с собой мать. 
Людмила Захарова, которая столкнулась с ними в Московском ЦУМе чуть ли не лоб в лоб, рассказывая Варе эти новости, сказала, что Василиса Игнатьевна очень изменилась: из «базарной торговки» превратилась в очень интересную даму.
-Василиса Игнатьевна похудела, постройнела, - взахлёб рассказывала подруга. - Одевается! Это  что-то невероятное! У нас так и жена первого секретаря Обкома не одевается, хотя известная в городе щеголиха. Но, что мне в ней понравилось: нос не задрала, не прошла мимо...  Они с Виктором пару дней как приехали из ЮАР в отпуск. Мы с ней минут десять разговаривали, пока сын что-то покупал в галантерейном отделе...

Людмила тараторила, словно не замечая, как та реагировала на эти новости.
-А Витька каким стал! Ну прямо, как артист с картинки! - восхищённо делилась она своими впечатлениями. - Помнишь, Варь,  как он в детстве вечно носом хлюпал, вечно простуженный...
Вообще я девушка не завистливая, а тут - позавидовала. Если бы знала, что он таким красавчиком станет - окрутила ещё в школе. И где мои глаза были?! Каталась бы сейчас, как сыр в масле. И не в нашем городишке, а за рубежом...
Спросила у Василисы: не собираются ли они посетить родные края. Она ответила:
-Нас уже там, наверное, все давно забыли... Зачем будоражить общество?

Людмила смолкла и, наконец, обратила внимание на бесстрастное лицо подруги.
-Тебе, что совсем неинтересно что ли? - поинтересовалась она. - А ведь Витька спрашивал о тебе...
-Ни к чему всё это, - прервала её Варя. - Извини, Люда, опаздываю на встречу: у меня интервью через пятнадцать минут... Я побежала.
-Ну, беги-беги, - недовольно отреагировала ей во след Захарова. - Только смотри всю жизнь не пробегай. Журналистка!

Александр перевёлся в Москву, поближе к своей любимой и сделал ей предложение. На последнем курсе у них родилась дочь. Люба сдавала выпускные экзамены и зачёты на последнем месяце беременности. Едва успела всё завершить к родам.
Родители Любавы к Александру относятся очень хорошо, можно даже сказать, как к родному сыну. Её своенравная мать зятя просто обожает и во всём его поддерживает.

Александр очень продвинулся по карьерной лестнице. Яков Михайлович повторяет время от времени:
-Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом. Что Сергей станет им у меня нет никакого сомнения.
Елена Никифоровна в этом с мужем согласна.
Через месяц после родов Любава вышла на работ в Министерство финансов, где работал отец, оставив дочь Оленьку на попечение матери.

Не нужно забывать и о Прасковье Дмитриевне. Она осталась жить с Варей и Сергеем в полной уверенности, что ещё пригодится им. Тем более Таечка была к ней очень привязана.
Дядя Ваня уговаривал Прасковью Дмитриевну перейти жить к нему, предлагая выйти за него замуж.
-С ума сошёл, Иван?! - сердилась Прасковья Дмитриевна. - Какая из меня жена?! Мне уж о душе пора думать!
Дядя Ваня начинал краснеть и едва находил слова в ответ:
-Душа-душой, но и о жизни нужно тоже думать... Иначе зачем мы приходим в этот мир?

Жизнь не терпит пустоты, не стоит на месте, постепенно меня и сглаживая острые углы - она словно река отшлифовывает все камни, встречающиеся на её пути, делая их более удобными. Если же нет -  просто выворачивает эти камни и уносит прочь. Закон жизни прост: всё течёт - всё меняется. А уж в лучшую или худшую сторону в какой-то мере зависит и от нас - её главных героев.

Саратов 1.08.2018г.
Злобина Т.В.