Глава 19. Третий лишний-2

Тамара Злобина
Вся семья Фёдоровых вернулась из Ряжска домой.  Доктор Кедров дал разрешение на перевозку Павла в областной центр.
Игорь Данилович явно симпатизировал этой семье - особенно ему приглянулась Варенька.
Городок Ряжск небольшой, и новости в нём распространялись очень быстро.  Не всем из них, конечно, можно было верить, потому что наши люди любят домысливать и дофантазировать там, где не хватает сведений, и потому о Фёдоровых ходило много слухов. Одни считали их чуть ли не героями, другие, напротив,  утверждали, что это засланцы или даже шпионы, третьи считали просто странными.

Прощаясь с Фёдоровыми Игорь Данилович задержал руку Вареньки. Взгляд его был красноречивее слов.
-У вас, Варенька явно талант к уголовному розыску. - сказал доктор.
-Хватит  в нашей семье двоих представителей этой замечательной профессии! - улыбнулась в ответ Варенька.
-На днях я буду в области, - обратился Кедров к Екатерине Михайловне, - могу ли я проведать моего пациента?
-Конечно, доктор! - ответила Фёдорова. - Всегда рады видеть спасителя Павла Семёновича.

После возвращения домой семья вновь разделилась. Павла положили в Облбольницу, где заведующим был старый врач, которому было далеко за семьдесят. Вениамин Николаевич Шапошников знавал ещё отца Катерины и был добрым другом их семьи.
Катерина с Таечкой вернулись в мансарду. К ним присоединилась и Варя. Прасковья Дмитриевна и Александр пошли в свою квартиру на второй этаж.

О чём говорила бабушка с внуком доподлинно неизвестно, только на следующий день, после отъезда Вари в Москву, Александр объявил матери, что возвращается назад в Армию.
-Жаль, сын! - отреагировала та. - Из тебя бы получился хороший следователь. Ты чувствуешь и понимаешь людей - это нечастое качество в наших следственных органах.
-Я решил поступить в юридический на заочное отделение, - признался Александр. - Мне это, действительно, по душе, мать... Просто сейчас мне нужна твёрдая рука и работа до изнеможения, чтобы не было времени раскисать и думать о постороннем.

Катерина смотрела на сына с нескрываемым удивлением и интересом.
-Что? - спросил тот.
-Я думала, что ты весь в отца. Такой же мягкий, ведомый, не способный к сопротивлению... Хорошо, что я ошиблась, сын.  А вот сейчас смотрю на тебя и понимаю, что и от меня тебе что-то досталось. В нашей жизни даже добро должно быть с кулаками - иначе затопчут на корню.
Александр засмеялся в ответ:
-Я и твой сын, мама!

-А как же личная жизнь? - поинтересовалась Катерина. - Как, наконец, любовь?
-Сначала нужно понять есть ли она вообще эта любовь? - нахмурился Александр. - Как по-твоему, мать, есть любовь? На собственном примере...
-Мою любовь, сын, убили в тот день, когда пришли из НКВД арестовывать твоего отца... Тогда один самоуверенный юнец, решивший, что поймал судьбу за хвост, сказал мне с высоты своего положения: - «Уберите ручонки, мадам, от предателя Родины! Нужно было думать раньше с кем связываете свою судьбу! Если бы работали головой, а не передним местом, то сейчас бы не пришлось рыдать, оправдывая всё любовью. По заслугам медаль вешают!».

Александр не понял куда клонит мать, а та продолжила:
-Недавно встретила на процессе этого «юнца» за решётчатым барьером. Он  уже не выглядел так самоуверенно: лицо растерянное, глаза испуганные. Не отказала себе в удовольствии, чтобы сказать ему:
-Уберите ручонки, гражданин, от решётки! Нужно было раньше думать, о том, с кем связываете свою судьбу. Если бы работали головой, а не задним местом, сейчас бы не пришлось выглядеть мокрой курицей и поливать своих соратников отборным дерьмом... Вот и получили, что заслужили. По заслугам медаль вешают, не так ли?

И неожиданно Катерина сделала вывод, как поначалу показалось Александру совсем не к месту:
-Любовь на все времена одна. Её ни одолжить, ни отложить нельзя. Она приходит, не спрашивая разрешения, и уходит так же. Или не приходит вообще. И я не знаю что лучше: первое или второе...

С дочерью у Катерины произошёл почти такой же разговор накануне ночью, перед возвращением её в Москву.
Таечка уже спала, а дочь с матерью сидели за столом за чашкой чая и тихо разговаривали. Варя волновалась о том, что будет с отцом после возвращения из больницы.
-Папка не сможет без работы! - говорила она с тревогой посматривая на мать. - А возвращаться в Ряжск ему нельзя - там слишком многое ему будет напоминать о прошлом, о лагере...

-Что-нибудь придумаем, - ответила Катерина. - Я тут уже кое с кем разговаривала на эту тему... Есть надежда вернуться  в институт.
-Не плохо бы! - встрепенулась Варя. - Папка не заслужил такого отношения — мы все ему задолжали слишком много!
-Смотрю на тебя дочь,  и удивляюсь, - неожиданно призналась Катерина. - Ты родилась уже после того, как отца арестовали... Впервые увидела его через столько лет, будучи уже взрослой девушкой... Даже не ожидала от тебя такого отношения к нему. Я была уверена, что у тебя мой характер: максималистка, несгибаемая - кремень... К радости ты взяла кое-что и от отца: доброту, способность сопереживать и любить. Я очень рада, дочь, что ты у меня такая... Последние происшествия на многое открыли мне глаза. И на многих. Даже на саму себя...

Варе очень хотелось спросить мать о том, что будет с ней и отцом,  возможно ли их сближение: не могут же два человека жить рядом, если их  связывает только общее прошлое? Но она не осмелилась задать матери этот вопрос, а та не заговорила с  ней на эту тему.

Почти до утра Варя читала письма от Сергея, которые ей передала мать. Читала и понимала, что он не забыл её, как и она не забыла его. И она твёрдо решила, что напишет ему письмо сразу же, как вернётся в Москву, а главное: выкинет из головы все глупые детские обиды, понимая, что в той размолвке в большей степени  она виновата сама.
-Бабушка права, - думала Варя, - я слишком многого требую от людей. Они ведь не титаны, чтобы нести на себе такой груз.

Первым, с кем Варя столкнулась в Москве, оказался Бахнин.
-Ты что, снова караулишь меня? - удивилась девушка.
-Делать мне больше нечего?! - возмутился Виктор. - Просто я уже несколько дней живу здесь, в общежитии.
-Что так? - улыбнулась Варя, - Деньги закончились?
-Вольная жизнь надоела, - буркнул в ответ Виктор. - Расхолаживает.

Видя, что Варя собирается уйти, Виктор поинтересовался:
-Как родной город?
-Ничего себе, - ответила Варя. - На месте стоит — никуда не сбежал.
-Это, что: намёк? - не понял Бахнин, думая вставать ему в позу или нет.
-Есть новости от Сергея? - наконец решил не накалять отношения.
-Служит, - бросила Варя. - Что это тебя стала интересовать судьба бывшего друга?

-Почему бывшего?! - вполне натурально возмутился Виктор. - Сергей и сейчас мой друг.
И добавил вполне миролюбиво:
-У тебя есть его адрес?
-Зачем тебе? - поинтересовалась девушка.
-Покаяться хочу, - опустил голову Бахнин.
-Да ну?! - засмеялась Варя. - С чего бы это?
-С того, что я себя считаю виновным в вашей размолвке, - неожиданно признался Виктор - Я подло тогда поступил... Хочу попросить у Сергея прощение.
-А ты у меня попроси, - сказала Варя, - а я напишу ему о том, что ты взрослеешь на глазах.
-А что - это тема! - ответил Бахнин. - Варвара Павловна, прошу прошения у вас за всё, что натворил... Больше этого не повториться...
-Неужели решил отступиться?! - удивилась Варя.

И Виктор ответил вполне честно:
-Раньше я думал, что в нашем треугольнике третий лишний - это Сергей... Теперь понимаю, что лишний в нём я.
-Я не узнаю тебя, Бахнин! - отреагировала Варя. - Что с тобой сегодня?
-Просто я понял, что, если бы ни ты... Если бы не Сергей... Из меня ничего не получилось. Не было бы в моей жизни ни Москвы, ни МГУ... В лучшем случае  местный  пединститут или хуже того - скамья подсудимых...

       Окончание 1-й книги.