Вчера закончилась война...

Триш Дэй
  Вчера закончилась война…. Страх, который ощутил советский народ не скоро уйдет из памяти. Наверное, даже никогда. Каждый из 1418 дней был пронизан ужасом, страхом, слезами родных, кровью и смертями.

  Мы жили в середине Ленинграда, сначала я не осознала всей тяжести, всего ужаса. Я все так же продолжала гулять с друзьями, веселиться. Впервые я ощутила страх, когда мой отец собирался на войну. Я вернулась с прогулки примерно в шесть вечера. Папа носился по квартире в обуви, собирая свой ранец. Мама сидела за столом, оперев голову руками и тихо всхлипывала, два брата играли в солдатиков, сидя на кровати, а Маша, младшая сестренка, сидела рядом и жевала деревянную погремушку. Я подошла к отцу и спросила, что происходит. Он посмотрел на меня стеклянными глазами, поцеловал в щеку, потрепал мальчишек по волосам, пощекотал Машку. Напоследок подошел к плачущей матери. Отец положил свою руку ей на спину и сказал единственную фразу, за которую мама хваталась позднее, как за спасательный круг. «Я вернусь!» Его призвали на фронт 15 октября 1941 года.

  Это был последний день, когда я видела своего отца.  31 декабря 1942 года мой отец погиб. Он пал в Сталинградской битве. Это была первая жизнь, которую война унесла в холодные объятия смерти.

  Следующей оказалась моя маленькая сестричка. Машка прожила всего три с половиной года. Смерть не пощадила ее. Малышка умерла от голода и болезней. Мы все голодали. Но ей, маленькому ребенку, оказалось труднее. Она не пережила блокады. Мои братья, которым было 10 и 15 лет были вынуждены ловить кошек, птиц, чтобы хоть как то накормить свою семью, ведь они остались единственными мужчинами. Моя мама вязала теплые шарфы из пряжи, которая оставалась у нее еще с довоенных времен, и усиленно пыталась продать их. Однажды у нее получилось обменять 3 теплых, шерстяных шарфа на горсть пшена. В тот день поели лишь братья. Я пыталась продать все, что у меня было, лишь бы выручить хоть какую еду. Когда голод стал невыносим, а корки хлеба на всех не хватало, я продала кулон, который мне подарила моя бабушка перед смертью. Взамен на это дорогое украшение я получила малюсенький кусок мяса. В тот вечер я сварила бульон с гнилой картошкой. Не знаю, что это было, возможно голубь или кошка, а может быть даже человек.

  Люди голодали. Не брезгали ничем. В квартире на этаж ниже жила женщина, которая находила на улицах детей, солила их и ела. Нет, она их не убивала, она собирала уже мертвых и ела их. Это была добрая, раскрытая женщина. По крайней мере, до войны. Раньше она всегда интересовалась о моих успехах в учебе, всегда угощала моих братьев конфетами или печеньем. Я помню ее с детства, Мария Ивановна никогда не отказывала в помощи моей маме, когда та, например, уходила по делам, и меня не с кем было оставить. Своих детей у этой женщины не было, поэтому она всегда была рада, когда ее квартира наполнялась детскими криками, сначала моим, а после моих братьев.  А что сейчас? Она ходит по улицам и просит высшие силы, чтобы на ее пути встретился труп ребенка. Как-то раз я увидела ее в подъезде. Он несла, что-то завернутое в белую ткань, когда она увидела меня на своем пути, женщина лишь улыбнулась мне, поздоровалась и обессилено поплелась к своей квартире. Каннибализм был очень популярен в это время. Люди сходили с ума. Матери отказывались от своих родных детей, выкидывая их из дома. 

  Однажды, идя по улице, я заметила мальчика. На вид ему было не больше 8 лет. Он стоял, кутался в шарф и пытался хоть как то согреться, я подошла к нему и спросила, почему он не идет домой греться.

  — Дома все равно холодно, – мальчик продрог на столько, что слова в его фразе было невозможно разобрать.

  —Неужели ты живешь один?

  — Нет с мамой.

  — Где же она?

  —А она дома лежит, мертвая.

  Я была так поражена, что не смогла и слова сказать, я просто ушла, отдав мальчику половинку своего хлеба. Дома я рассказала историю маме, она мне ответила, что если она не смогла спасти своего ребенка, то постарается спасти чужого. С этого дня у меня было 3 брата. К сожалению, Ваня, так представился мальчик, умер через месяц. Дистрофия. Через неделю после Ванечки умер мой 15 летний брат. Его закололи ради продовольственной карточки. Так я лишилась уже 4 члена моей семьи. Мы с мамой и 10 летний Никуша остались одни. Мама, как и любая женщина тяжело переживала гибель своих детей. Она плакала каждую ночь. Ночи не были спокойными с того самого момента как отец ушел на фронт. Люди дичали, зверели. Дети с радостными лицами катались с горок из трупов. Дистрофия, голод, творят ужасные вещи с человеческим разумом. Люди превращаются в животных. У меня самой от голода пропал, какой-либо страх. Раньше я боялась темноты и тишины, во время блокады, во время голода страх пропал. Я не боялась ничего. Я смирилась со смертями и морально готовилась к своей смерти и гибели членов моей семьи. Возможность спасения была призрачной, но ни один житель Ленинграда не терял даже малейшей надежды. Именно эта надежда согревала нас в морозы.

  Мама умерла в 1944 году. Замерзла насмерть. В тот день мы с Никушей съели последние крошки хлеба. Я понимала, что только я смогу помочь своему брату выжить. Я должна. Ради папы, мамы, ради Вовы, Вани и Маши. Должна ради себя, чтобы не остаться одной. Тот день я считаю днем, когда я похоронила не только мать, но и свою нравственность. С того дня я не брезгала ничем.  Моей главной задачей было помочь выжить братику. Я ходила и искала свежие трупы, вооружившись ножом. Срезала куски, плакала, приносила их домой и варила суп. Сама не ел. Не могла.

  Дни тянулись, я все так же ходила и искала мясо. Крысы, птицы, люди, все подходило. Люди, которые ели родственников уже не казались мне сумасшедшими. Вероятнее всего у них просто не было выбора. Каждый оставшийся житель города страдал. Люди умирали прямо на улицах. Люди воровали, люди голодали, люди убивали, человек ел человека. Вот что война творила с нами. На улице пахло смертью и сумасшествием.

  Никуша умер 8 мая 1945 года в одиннадцать вечера. За день до победы я осталась одна. Совершенно одна. Проклятая война забрала мою семью. Для чего она была нужна? Зачем? Ради власти, ради территорий…. А стоит ли власть человеческих жизней? Я пережила эту войну. Я пережила всю свою семью. Как бы хотелось, чтобы маленькая Машенька сидела у меня на руках и играла с какой-нибудь игрушкой, Вова, Ваня и Никуша бегали с бумажными самолетиками, а мама и папа готовили ужин. Но я сижу одна в своей старой квартире. Я осталась одна. Одна из семерых. Война не должна повторится. Этот ужас не должен повторится. Люди не должны голодать. Дети не должны знать, что такое смерть.

  Вчера закончилась война…