Кампания 1943 года. Глава 139

Григорий Макаров 2
                Глава 139.



 Соотношение сил на Восточном фронте на исходе лета было безрадостным для Германии.

 У противника было 400 стрелковых дивизий и 28 танковых корпусов. У Германии - только 230 дивизий, из них 20 танковых и 6 моторизованных. Такое соотношение сил ещё позволяло рассчитывать на успешную оборону в осеннюю кампанию, но не более того. Общий исход войны вопросов уже не вызывал. Людские и материальные резервы Рейха были близки к исчерпанию, а совокупная индустриальная и военная мощь противников Германии усиливались всё возрастающими темпами.   

 Гитлер понимал это. Ему оставалось надеяться на чудо. В первую очередь на то, что объективные противоречия в геополитических интересах участников коалиции противников Германии не позволят им довести войну с Германией  до полного её военного разгрома.  Во вторую очередь  - на ведущиеся  на секретных объектах разработки принципиально новых видов оружия, которые, окажись они в распоряжении Германии, позволят вынудить её противников к мирным переговорам. А до тех пор Гитлер надеялся отсидеться за неприступными инженерными сооружениями.

  Ещё весной он распорядился о строительстве "Восточного вала"  на рубеже река Нарва, Псков, Витебск, Орша, река Сож, Днепр, Молочная. 11 августа Гитлер приказал всемерно ускорить строительство.

 В Москве о строительстве "Восточного вала" знали. Было принято решение опередить противника и преодолеть этот рубеж, пока строительство инженерных сооружений не зашло слишком далеко.

 В последнюю неделю августа началось беспрецедентное по масштабам наступление Красной Армии. Войскам была поставлена задача к началу осенней распутицы разгромить всю группировку Вермахта на южном крыле советско-германского фронта, освободить левобережную Украину, с ходу форсировать Днепр и захватить плацдармы на правом берегу. Решение этой задачи возлагалось на командование пяти фронтов - Центрального, Воронежского, Степного, Юго-Западного и Южного.

 Командующий Центральным фронтом генерал армии Рокоссовский уже 16 августа получил директиву в десятидневный срок изготовиться к большому наступлению с острия курского выступа в направлении Шостка, Бахмач, Нежин, Киев и во взаимодействии с войсками Воронежского фронта освободить Киев. 

 Войска Рокоссовского ещё не успели вполне восстановить боеспособность после кровопролитных летних боёв. Не подошли все пополнения, не хватало боеприпасов, продовольствия, фуража, горючего.

 - Как полагаете, уложимся в срок? - спросил Рокоссовский своего начальника тыла генерала Антипенко.

 - Думаю, что справимся, Константин Константинович.

 Начальник инженерных войск фронта генерал Прошляков доложил, что успеет сформировать резерв переправочных средств для форсирования рек Десна, Сож и Днепр.

 - Как настроение, Павел Иванович? Готов штурмовать "Восточный вал"? - позвонил Рокоссовский командующему 65-й армией генералу Батову.   

 - Думаю, к зиме выйду к Полесью, товарищ командующий.

 - Учтите, именно на вашу армию возлагается главная задача. Подчиняю вам 2-ю танковую армию генерала Богданова. Танкисты вам помогут развивать успех, но особенно на них не рассчитывайте - армия Богданова ослаблена. Используйте танки только для ввода в прорыв. 
Сверх этого я усиливаю вашу армию артиллерийским корпусом резерва РВГК и всемерно поддержу авиацией. О флангах особенно не беспокойтесь. Их прикроют 48-я и 60-я армии. Участок под Дмитровск-Орловским передайте 48-й армии. Правофланговый корпус Иванова подтяните ближе к Севску. Севск - ваша первая оперативная цель. Все приготовления нужно завершить в десять дней. Задача ясна?

 - Ясна, Константин Константинович. 

 - Желаю успеха.

 Старинный русский город Севск расположен на возвышенности за рекой Сев. Подступы к городу хорошо простреливаются из всех видов оружия.

 В установленный срок Батов подтянул к городу корпус генерал-майора Иванова. Ему предстояло форсировать реку в обход Севска с севера. Вспомогательный удар в обход Севска с Юга наносил корпус генерала Черокманова. Прямо напротив Севска, в двух километрах от восточного предместья, уже стояла 69-я стрелковая дивизия. В этом месте форсирование реки представляло особенные трудности. Восточный берег был сильно заболочен, пойма реки изобиловала протоками, сразу за рекой начинались окопы внешнего обвода обороны противника. В штабе Батова решили ограничиться на этом участке демонстрацией.   В резерве Батов оставил танки Богданова и стрелковый корпус генерал-майора Самарского.

 Перед рассветом 26 августа Батов начал артподготовку. Едва прогремели первые залпы, как пехота 69-й дивизии устремилась к реке через болотистую пойму, пуская в дело маты из хвороста и настилы из досок. Для артиллерии настилали бревенчатые гати.

 Артподготовка продолжалась сорок пять минут. Этого времени хватило пехоте 69-й дивизии, чтобы добраться до реки. Следующий за пехотой батальон сапёров подтянул к воде деревянные конструкции лёгкого разборного моста. Едва батареи Батова перенесли огонь в глубину немецкой обороны, над рекой взлетела красная ракета, и пехота 69-й дивизии бросилась в реку, преодолела её на подручных плавсредствах, выбралась из воды на другом берегу, захватила первую линию немецких траншей и, развивая успех, с ходу ворвалась в село Стрелецкое.

 Не ожидавший от командира дивизии такой прыти генерал Батов позвонил генералу Черокманову:

 - Давай свою правофланговую дивизию в полосу 69-й! Там полный успех.

 - Сколько сил полковник Богоявленский должен оставить на позиции?

 - Никаких прикрытий! Всё давай!

 - Рискованное решение, товарищ командующий.

 - Рискованное, зато перспективное. Противнику не до контрударов на узких участках. Справа и слева от нас наступают армии Романенко и Черняховского.

 Вскоре через переправу 69-й дивизии реку перешёл передовой полк дивизии Богоявленского. Следом на плацдарм переправились и два остальные её полка.

  Завязались бои на окраинах города. С обеих сторон гремела тяжёлая артиллерия. Когда немецкие батареи проиграли артиллерийскую дуэль и были подавлены, гарнизон стал спешно покидать город в юго-западном направлении.  Ночью на плацдарм переправилась 37-я гвардейская стрелковая дивизия и развернулась фронтом на север, прикрываясь от возможного контрудара. Утром дивизия перешла в наступление и ударила во фланг противнику, ещё удерживавшему оборону против корпуса Иванова. Тем временем форсировала реку и захватила ещё один плацдарм пехота корпуса Черокманова. К утру плацдарм был расширен до двадцати километров по фронту и до 10 километров в глубину. Танковая армия Богданова перешла реку. Севск был в руках генерала Батова.