Кампания 1943 года. Глава 133

Григорий Макаров 2
                Глава 133.



Войска 29-го армейского корпуса, прижатые к морю и окружённые в районе Таганрога, с боем прорывались на запад в направлении Мариуполя. Нужно было торопиться, пока противник не успел ввести в прорыв достаточно сил,  чтобы их хватило как на внешний, так и на внутренний обвод котла.

 Разбитые части 15-й полевой дивизии Люфтваффе и 336-й пехотной дивизии сразу откатились под натиском прорвавшихся советских танков в распололжение главных сил группы армий "Юг".
В котле остались 111-я, 17-я и часть 336-й пехотной дивизии и усиленная бригадой самоходок 13-я танковая дивизия.

 30 августа при сильной поддержке с воздуха танкисты 13-й танковой дивизии прорвали кольцо в районе Фёдоровки. Генерал Бранденбергер приказал пехоте отступать через образовавшийся коридор. Первыми выступили нюрнбержцы 17-й дивизии генерала Циммера. Полк полковника Тройса, расширяя коридор, прорывался через холмы у Торопиловской. На южном фасе коридора наступала ударная группа генерал-лейтенанта Рекнагеля в составе 111-й пехотной дивизии и части войск 336-й пехотной дивизии. Впереди пехоты двигались несколько штурмпанцеров и самоходных зениток. Напрасно командарм 51-й армии, стуча кулаком по столу, кричал командиру 19-го танкового корпуса открытым текстом в трубку радиотелефона:

 - Завтра же не позднее полудня привезите мне этого Рекнагеля в Таганрог! Я хочу видеть его со связанными руками на базарной площади.

 Ценой больших потерь Рекнагель вывел свою группу из котла и соединился с главными силами Манштейна.

 Узнав от Гитлера, что никакой помощи от фон Клюге и фон Кюхлера не будет, Манштейн объявил ему:

 - В таком случае я сдаю Таганрог и отвожу войска с Миуса на 65 километров к линии "Черепаха". Только так я смогу ещё в течение некоторого времени удерживать Донецк, если вы считаете, что удержание Донбасса является необходимым условием продолжения войны.

 Гитлеру пришлось согласиться. Утвердив приказ Манштейна о создании на основе войск, ведущих бои в районе Харькова, 8-й армии генерала Вёлера, в прошлом начальника штаба победоносной 11-й армии, Гитлер улетел на "Кондоре" в свою любимую "Вольфшанце". Туда и нагрянули к нему 3 сентября, в день высадки англичан и американцев в Салерно, Манштейн и фон Клюге. Они потребовали от Гитлера отказаться от личного главного командования как на Востчном фронте, так и на всех фронтах в целом, передав соответствующие полномочия опытным профессиональным военным.

Гитлер отказался:

 - Категорически не согласен! Прекратите паниковать! Разве мы уже разбиты на Восточном фронте? Вам, Манштейн, я разрешил принять войска 17-й армии, которые эвакуируются с кубанского плацдарма в Крым. Этого вам должно хватить. А вам, фон Клюге, я разрешаю отвести войска за Десну.

На этом аудиенция закочилась. Фельдмаршалы, поворчав, вернулись к своим войскам.