Кампания 1943 года. Глава 132

Григорий Макаров 2
                Глава 132.



Гитлер не любил свой командный пункт "Вервольф". В октябре сорок второго он перенёс Ставку обратно в Восточную Пруссию и с тех пор старался как можно реже наведываться в сосновый лес под Винницей. Слишком много неприятных воспоминаний было связано с этим местом. К тому же климат здесь был не самый подходящий для уроженца Австрии, особенно летом. В подземных помещениях было душно, но и наверху стоял удушливый зной, а от испарений раскалённых на солнце древесных стволов и хвои отчаянно болела голова.

 Вот и теперь Гитлер был в дурном настроении, он был более обыкновенного раздражителен и агрессивен. Накануне ему позвонил в Восточную Пруссию фельдмаршал Манштейн. У фельдмаршала были плохие новости. Он ещё не завершил отвод войск из-под Харькова на тыловые рубежи, когда генерал Толбухин, воспользовавшись тем, что Манштейн снял для обороны Харькова несколько дивизий с фронта на Миусе, вновь начал наступление.

 - Мой фюрер! Если вы хотите удерживать Донбасс, дайте мне немедленно шесть танковых дивизий. Если этих дивизий у вас нет, предоставьте мне свободу действий. Но в этом случае я уже сам буду определять рубежи обороны, исходя исключительно из оперативных соображений. Решение необходимо принять немедленно, иначе вы потеряете сразу и Донбасс, и мои армии, которые сейчас оказались в критическом положении. 

 - Ничего пока не предпринимайте! Я вылетаю к вам.

 27 августа в лесу под Винницей приземлился четырёхмоторный "Кондор" Гитлера. Охрана и квартирмейстеры Ставки прилетели накануне вечером на "Хейнкелях". В отсутствие Гитлера здесь функционировал тыловой штаб группы армий "Юг". Вместе с фельдмаршалом на совещание прибыли командующие армиями, а также командир 11-го корпуса генерал Раусc и командир 23-й танковой дивизии генерал фон Форман. Его дивизия в течение последних дней вела вместе с 17-й танковой дивизией и 16-й мотодивизией тяжёлые бои на участке прорыва войск Малиновского с плацдарма в районе Изюма. Противник вводил в прорыв всё новые войска, и чаша весов постепенно склонялась в пользу Малиновского. 

 Первым слово взял Манштейн.

 - Мой фюрер! В тяжёлых боях двух последних месяцев группа армий "Юг" потеряла уже 133 000
 человек, а пополнений прибыло только 33 000. 6-я армия генерал-полковника Голлидта за период с 17 июля по 21 августа потеряла 23 830 человек, а пополнений получила лишь 3312 человек. Потери 1-й танковой армии генерала фон Макензена составили за этот же период 27 291 человек, а взамен прибыло 6 184 человека. Так более продолжаться не может. На стороне противника подавляющий перевес как в количестве соединений, так и в численности личного состава. У противника в несколько раз больше танков, орудий и самолётов. Генерал Голлидт, не могли бы вы назвать соотношение сил на вашем участке фронта по состоянию на минувшую ночь?

 - В 29-м армейском корпусе осталось 8706 человек. Им противостоят 69 000 русских. В 17-м армейском корпусе осталось 9284 человека. Против них действуют 49 500 русских. И лишь на участке 4-го армейского корпуса соотношение сил приемлемое: 13 143 человека против 18 000 русских. Соотношение сил в танках совершенно неудовлетворительное. Во вчерашнем бою противник бросил 165 танков против моих семи танков и тридцати восьми самоходок.

 - Вы сами видите, мой фюрер, что удержать Донбасс с такими силами группа армий не в состоянии. А противник ежедневно вводит в бой резервы и усиливает натиск.

 - Я готов признать, что положение серьёзное, и я безусловно доверяю представленным здесь цифрам. Благодарю всех командующих за проявленное войсками мужество. Но необходимо стойко держаться до последней возможности. Донбасс должен быть удержан любой ценой.

 - В таком случае дайте мне двенадцать дивизий.

 - Где я их возьму?

 - Снимите с участков фронта групп армий "Центр" и "Север".

 - Я подумаю над этим.

 - Думать нет времени. Эти дивизии нужны мне немедленно.

 - Хорошо. Я переговорю с фон Клюге и с фон Кюхлером.

 На этом совещание закрылось.

 В ночь на 28 августа два мобильных корпуса противника прорвали фронт армии Голлидта, повернули на юг и устремились к морю, рассекая 6-ю армию. Голлидт ударил им во фланг подошедшими из Крыма 13-й танковой дивизией и 3-й горной дивизией генерала Пикера. Продвинувшись с напряжением всех сил сначала на полкилометра, затем ещё на полкилометра, эта ударная группа в конечном счёте преодолела шесть километров, прежде чем её наступательный порыв иссяк. Но ширина зияющей во фронте дыры составляла тринадцать километров.

 29 августа русские танки вышли к берегу моря между Таганрогом и Мариуполем. 29-й армейский корпус был прижат к морю и окружён. 

 Переговоры Гитлера с фон Клюге и с фон Кюхлером окончились безрезультатно.
 Фельдмаршалы не отдали ему ни одного солдата, посоветовав Манштейну выкручиваться как-нибудь самому.