Кампания 1943 года. Глава 131

Григорий Макаров 2
                Глава 131.


 3-я танковая дивизия вела жестокий бой, отражая одну за другой атаки советских танков у деревни Полевое. Стволы орудий артиллерийского полка раскалились докрасна.

Вокруг простирались бескрайние поля подсолнухов.  Этим летом подсолнухи некому было убирать, и они поднялись в человеческий рост. В перерывах между атаками над полями кружили советские бипланы, они разбрасывали листовки на немецком языке.

 "Храбрые солдаты! Мы знаем, что каждый второй воин в вашей дивизии имеет Железный Крест. А у нас каждый второй воин имеет миномёт. К чему напрасные жертвы? Вы обречены. Сдавайтесь!" 

 Солдаты двух мотопехотных полков вытирали листовками запылившиеся сапоги.

 На высотах позади окопов мотопехоты командующий 11-м армейским корпусом расположил в шахматном порядке переведённые в режим стрельбы по танкам восемьдесят 188-миллиметровых зениток под защитой самоходок. Во втором эшелоне изготовились для контратаки вдоль  дороги  Харьков - Богодухов танкисты дивизии СС "Рейх". С неба на атакующие порядки русских сыпались авиабомбы. 

 Танки вспыхивали один за другим. Из Москвы командарму позвонил Сталин:

 - Харьков должен быть взят в самое короткое время и любой ценой.

 Сталин, получив из Генштаба неделей ранее преждевременное донесение о взятии города, успел раструбить о победе на встрече с военными атташе союзников. Нужно было сохранить лицо.   

 17 августа на аэродромах генерала Зайдемана подошёл к концу запас обычных авиабомб. Остались только сверхтяжёлые 1800-килограммовые авиабомбы, предназначенные для разрушения железобетонных укреплений. Их и обрушили на места сосредоточения 5-й гвардейской танковой армии немецкие пилоты. Генерал Ротмистров был вынужден отложить на сутки решительный штурм.

 Утром 19 августа армада танков Ротмистрова тремя клиньями пошла в атаку через поля подсолнухов.  Прорвав фронт 3-й танковой дивизии, танки угодили в противотанковый тир из восьмидесяти зениток 11-го армейского корпуса. Когда наступательный порыв танкистов Ротмистрова иссяк, в контратаку пошли  "тигры" и "пантеры" дивизии СС "Рейх" и отбросили Ротмистрова на исходный рубеж.

 20 августа Ротмистров бросил в наступление вдоль железной дороги на Харьков 200 танков Т-34.

Потеряв сто пятьдесят танков из из двухсот, он прорвал фронт и ввёл в прорыв ещё 160 танков.
В тёмную безлунную ночь на 21 августа эти танки сошлись во встречном бою с "тиграми", "пантерами" и "Фердинандами" дивизии СС "Рейх". Над полем боя висели на парашютах осветительные ракеты.   Видимость не превышала ста метров. Танкисты обеих сторон
стреляли в упор.

 Через три часа всё стихло. Восемьдесят танков со звёздами и крестами на броне остались гореть среди выжженной земли. Только три танка Т-34, пройдя 15 километров, прорвались к окраине Харькова и напали на штаб 106-й пехотной дивизии. Здесь два танка были расстреляны в упор батареей охраны штаба, а третий танк был захвачен в качестве трофея.

 Но и 11-й армейский корпус генерала Раусcа сильно поредел в этом побоище. В частях почти не осталось офицеров. Мотопехотный полк 3-й таковой дивизии сократился до размеров двух рот. В гренадёрском полку 167-й пехотной дивизии осталось двести человек. В 6-й танковой дивизии осталось пятнадцать танков. В батальоне "тигров" осталось девять танков. Из трёх дивизионов самоходок уцелело двадцать четыре машины.   

 В ночь на 22 августа фельдмаршал Манштейн и генерал Буссе сидели в штабе группы армий "Юг" над большой оперативной картой, на которую только что были нанесены донесения с мест и данные воздушной разведки. Положение войск, обороняющих Харьков, сделалось угрожающе опасным. Южнее Харькова русские прорвали фронт в двух местах - на Донце в районе Изюма  и на Миусе у Таганрога. Начальник штаба поднял голову и выжидательно взглянул на командующего.

 - Конец?

 - Конец, Буссе. Я не намерен жертвовать армией и устраивать ещё один Сталинград во имя сомнительной политической целесообразности. Мы оставляем Харьков. Напишите приказы войскам.

 - Вот они, господин фельдмаршал. Недостаёт лишь вашей подписи.

 22 августа Харьков был немцами сдан. На этот раз окончательно.

 

 
 
 



 

.
.