Рождённая на стыке веков 44 глава

Баширова Шаира
     Прошло лето, сентябрь радовал прохладой и спелыми ягодами и фруктами. У Гульнары начались занятия, мы с Дашей приступили к работе, взяв новых учеников. Мухаббат тоже вышла на работу. Мирза молчал, а я не спрашивала ни о чём. Тревога ушла, да и не до неё было. Кольцо с рубином, я припрятала для Анны, в ожидании Абдуллы, всё надеялась, что они наконец приедут. Написала ему письмо, но ответа пока не было. Кольцо и серьги с бирюзой я всё таки надела, то ли искушение было, то ли Даша уговорила. Гульнара училась в школе, где я работала, она не снимала мой подарок, ни с ушей, ни с пальцев.
     Началась работа, которую я очень любила, я смотрела на лица первоклашек, любопытные, чистые взгляды, в них было столько жизни и жажды к знаниям. Это радовало и отвлекало от грустных мыслей, я с головой ушла в работу. Несколько женщин, моих коллег, увидев набор из бирюзы, с интересом разглядывая серьги и кольцо, восхищались изящной работой ювелира.
     - Халида Абдуллаевна, у Вашей дочери тоже очень красивые серьги и кольца. Неужели богатый родственник появился? - спросила Лидия Сергеевна, педагог биологии и ботанике в младших классах.
     В её глазах я увидела зависть.
     - Нет конечно, какой родственник? Просто лежали дома, носить не хотелось, потом муж умер, не до них было, - ответила я.
     - Конечно, - ответила Лидия Сергеевна.
Тогда меня её слова немного насторожили, но значения я им не придала. После того случая, прошло две недели.
     Однажды, в класс вошли двое мужчин в штатском. Без стука, без спроса, вошли и подошли ко мне. Тяжёлое чувство овладело мной.
     - Рахматова Халида Абдуллаевна? - спросил один из мужчин.
     Я поднялась и видимо побледнела, закружилась голова и я покачнулась.
     - А что это Вы так испугались? Или у Вас есть что скрывать от правосудия? - спросил мужчина.
     - Мне нечего скрывать от правосудия, жарко, голова закружилась. Я Рахматова, а что случилось? - заставляя себя быть спокойной, спросила я.
     - Вопросы здесь задаю я, а Вы должны на них отвечать, - повышая голос, сказал мужчина.
     Я промолчала и хотела сесть на место, но мужчина так на меня посмотрел, что я застыла на месте.
     - Вы, кажется, провели в лагере семь лет? - спросил мужчина.
     - Прошу Вас, только не при детях, - взмолилась я.
     - Да, Вы правы. Идите за нами, - сказал мужчина.
     - Дети, на сегодня занятия закончились, сейчас к Вам зайдёт пионервожатая, а мне нужно идти, - сказала я, глядя на испуганных детей.
     Я вышла следом за мужчинами и заглянула в девятый класс. Дочь просить я не хотела, чтобы не впутывать её в это дело.
     - Валентина Ивановна, мне нужно уйти, разрешите Верочке с моими детьми посидеть, пока за ними родители придут, - попросила я учителя по литературе и русскому языку.
     - Да, конечно, Халида Абдуллаевна, а что случилось? - спросила Валентина Ивановна.
     - Ничего. Просто плохо себя чувствую, - ответила я и быстро закрыла дверь.
     Из класса вышла Вера, одна из лучших учениц школы и прошла в мой класс. Я подошла к мужчинам, они стояли возле окна в коридоре.
     - У нас санкция на обыск в Вашей квартире. Поехали, - сказал тот же мужчина, с тяжёлым взглядом, из-под густых бровей, с вытянутым, неприятным лицом, в чёрном плаще и чёрной шляпе.
     Я молча пошла за мужчинами, предательски зазвонил звонок, оповещающий о конце урока. Меня провожали взгляды учителей, кто смотрел с сожалением, кто с удивлением. Что меня заставило посмотреть на Лидию Сергеевну, я не знаю, но она стояла возле двери своего класса и улыбалась. Я гордо подняла голову и не останавливаясь, прошла мимо неё. К счастью, меня не увидела Даша, иначе она могла вмешаться, а этого допускать было нельзя.
     Во дворе школы, возле парадной двери, стоял УАЗик, мне открыли заднюю дверцу и я быстро села в машину. Подъехав к дому, я боялась, что возле подъезда, как обычно, сидят соседки. Две старушки испуганно смотрели на меня и на мужчин.
     - Халида, дорогая... что случилось? - спросила одна из женщин.
     Я молча прошла мимо них и войдя в подъезд, поднялась в свою квартиру. Пройдя в комнату, я и садиться не стала, просто встала у двери и облокотившись о косяк, молча наблюдала, как мужчины всё в квартире   переворачивают вверх дном. Но конечно же, они ничего не нашли.
     - Как хорошо, что я всё отнесла Мирзе, иначе... О, Аллах! А вдруг они захотят обыскать и их квартиру? - с ужасом подумала я.
     Кольцо с рубином, я сунула в ножку кровати и завинтила обратно его колёсико. К счастью, мужчины об этом не догадались, хотя они переворачивали  в квартире всё, у меня сердце сжималось.
     - Зачем... зачем я их привезла... Только бы они и к Мирзе не пошли, хорошо, что мы не родственники. Или и того хуже, к Мухаббат, - стучало в голове.
     Ничего не найдя, мужчины перевернули стулья, которые они сами и побросали. Сев на них, мужчины посмотрели на меня.
     - И где же Вы прячете золото, Рахматова? - спросил тот же мужчина, видимо главный.
     Второй всё больше молчал.
     - Я не понимаю, о чём Вы говорите, - ответила я.
     - Откуда тогда у Вас и Вашей дочери кольца и серьги?
     - Муж дарил, когда жив был, мне и дочери, на дни рождения, - ответила я.
     - Конечно. Калека будет дарить такие подарки. Кого Вы хотите обмануть? - зло сверкая глазами, спросил мужчина.
     - Этот, как Вы изволили сказать, калека, ногу на войне потерял. Имел ордена и медали, - ответила я, хотя хотелось вцепиться в его редкие волосы и кричать.
     - Не сметь говорить о моём муже такое! Сам то ты, тыловая крыса, где был, когда фашисты нашу землю топтали?
     Я едва сдерживала себя, сжимая кулаки.
     К моему удивлению, мужчина промолчал, а потом вдруг резко встал и посмотрел на своего помощника.
     - Пошли, лейтенант. Доложим, что ничего не найдено. Видимо, анонимка была написана из зависти. А пару украшений, носить никто не запрещал, - снисходительно взглянув на меня, сказал мужчина.
     Я поверить не могла, что всё обошлось. Стоя у стены я боялась шелохнуться, чтобы, не дай Бог, они не раздумали уходить. Когда хлопнула входная дверь, напряжение, в котором я была с момента прихода мужчин в школу, немного отпустило. Я сползла по стене и вытянув ноги, села на пол. Закрыв ладонями лицо, я разрыдалась.
     - Халидочка, дорогая... мы с Каримой волновались за тебя. Кто эти люди, почему они пришли с тобой? - услышала я голос соседки, бары Нюры.
     Я подняла голову и посмотрела на старушек. Совершенно разные по внешности, одна узбечка, другая русская, неразлучные подруги, жили в этом доме более двадцати лет, угощая друг друга каждый день, как они говорили, чем Бог послал. Быстро поднявшись, в порыве радости, я обняла женщин.
     - Это однополчане Махсуд акя, пришли проведать меня и Гульнару. Мне на работу бежать надо. Давайте завтра поговорим, - ответила я, загораживая собой вход в комнату.
     Женщины тут же пошли к выходу, я шла за ними. Быстро закрыв дверь, я спустилась вниз и пошла обратно в школу. Уж очень мне хотелось посмотреть в глаза Лидии Сергеевны. А то, что это она написала анонимку, я не сомневалась.      
     Увидеть меня, она совсем не ожидала. Занятия закончились, все учителя собрались в учительской. Я прямиком подошла к Лидии Сергеевне. Даша с удивлением смотрела на меня, ничего не понимая.
     - Халида? Ты где была? Я тебя искала, - спросила она.
     - А ты спроси бы об этом Лидию Сергеевну, которая постаралась упечь меня в тюрьму, - холодно ответила я.
     Лидия Сергеевна заёрзала сидя на стуле, потому что все посмотрели на неё.
     - Что это значит, Халида Абдуллаевна, о чём это Вы? - спросила зауч школы, Людмила Михайловна.
     - А то и значит, Людмила Михайловна, что Лидия Сергеевна не смогла вынести того, что я надела эти украшения, которые многие годы лежали в ящике комода, их мне муж дарил на дни рождения, мне и дочери. Вот, из зависти ли, из злости, я уж не знаю, где я ей дорогу перешла, но она написала на меня анонимку. Что я Вам сделала, Лидия Сергеевна? За что? - крикнула я.
     Эмоции меня переполняли.
     - Это правда, Лидия Сергеевна? Правда то, что сейчас сказала Халида Абдуллаевна? Мы же коллектив, как одна семья... как же Вы могли, голубушка, - спросила Людмила Михайловна.
     Лидия Сергеевна встала со стула и выпрямилась. Все ждали от неё ответа, наступило долгое молчание.
     - Я не собираюсь ни перед кем отчитываться. Я ничего не писала. С чего это Вы взяли, Халида Абдуллаевна? - надменно сказала Лидия Сергеевна.
     Я решила взять неожиданностью.
     - А мне тот мужчина сказал, что анонимку написала, какая-то Данилова, - сказала я, глядя на неё в упор.
     Лидия Сергеевна побледнела и сжалась.
     - Я не подписывала письмо, - ляпнула она и тут же осеклась, поняв, что выдала себя.
     Тут все стали её осуждать, раздавались реплики, которые я уже не слышала. Устало сев на стул, я положила голову на стол, сложив руки.
     - Лидия Сергеевна, Вам лучше написать заявление об уходе, мы с Вами не сработаемся, - сказала Людмила Михайловна.
     - Вы не имеете права меня увольнять, тем более, в начале учебного года, - вскинул голову, произнесла она.
     - Как ты, Халида? С тобой всё хорошо? - спросила Даша, сев со мной рядом.
     Я подняла голову.
     - Дома поговорим, - тихо ответила я.
     - Я Вас не увольняю, но напишу рапорт директору от всего коллектива, уверена, подпишутся все. Вы сами уйдёте, не сможете работать, да и как? С какой совестью Вы сможете ходить среди нас, - звучал в тишине голос Людмилы Михайловны.
     - Да ради Бога. Больно нужно. Я что, работу себе не найду? Учителя везде нужны, - так же надменно, сказала Лидия Сергеевна.
     - Не думаю, что такие, как Вы, нужны. Коллектив нужно уважать, а не предавать. А сейчас, выйдете из учительской, у нас нет желания видеть Вас, - стукнув по столу, строго сказала Людмила Михайловна.
     Ничего не сказав, Лидия Сергеевна, стуча каблуками, вышла из учительской и хлопнула дверью. Вдруг все посмотрели на меня.
     - Я, пожалуй, домой пойду, - поднимаясь, сказала я.
     - Да, конечно, идите, Халида Абдуллаевна, утром, как обычно, приходите на работу, - сказала Людмила Михайловна.
     - У меня занятия закончились, я тоже пойду, - сказала Даша.
     Людмила Михайловна кивнула головой.
     - До свидания, до завтра, - сказала она.
     Мы с Дашей вышли из учительской и спустились вниз. Когда вышли во двор, она схватила меня за руку.
     - Что произошло, Халида? На тебе лица не было, когда ты вернулась, - сказала она.
     - Поехали ко мне, Дашка, сама увидишь, - ответила я.
     И она увидела. Войдя в квартиру и увидев полный беспорядок, она ахнула и растерянно села на стул, на котором совсем недавно сидел офицер из органов.
     - Но... что тут произошло? Обыск, что ли? - произнесла Даша.
     - Как видишь, дорогая. Я говорила, не нужно было привозить это чёртово золото. Мы избежали страшной беды. Они ничего не нашли, скажи спасибо, что сейчас не тридцатые годы, иначе и имени бы не спросили. Я уже мысленно прощалась и с дочерью, и с родными. За тебя и за Мирзу испугалась. Но потом подумала, мы же не родственники. Сама не пойму, почему они так быстро ушли. Что я пережила за это время, только Богу известно. И кольцо с рубином я надёжно спрятала. Вот ведь люди... чего им неймётся? Что я ей сделала? Злыдня, - произнесла я, опять заплакав.
     - Перестань. Давай лучше приберёмся в квартире. Гульнара скоро придёт, не нужно, чтобы она видела этот хаос, - сказала Даша.
     Я быстро встала и прошла в ванную, чтобы сполоснуть лицо. Потом мы начали уборку. Мы её ещё не закончили, как вернулась с занятий Гульнара.
     - Мамочка? Вы затеяли генеральную уборку? - спросила она.
     - Да, дорогая. Вот, Даша пришла помогать, - ответила я.
     - Надо было меня дождаться. Ладно, я только переоденусь и окна начну мыть. Давно надо было затеять уборку. Какие же вы молодцы, - радостно сказала Гульнара.
     До самого вечера, мы убирались, мыли, чистили, стирали. Потом сели пить чай, ужин готовить было некогда.
     - Я сейчас яичницу пожарю, с картошкой, - сказала Гульнара.
     Но она не успела этого сделать, пришли баба Нюра с бабушкой Каримой. В руках бабы Нюры была кастрюля с супом, в руках бабушки Каримы - тарелка с катламой.
     - А мы видим со двора, Гулечка окна моет, подумали, что ужин вам готовить некогда. Вот и решили угостить Вас, - мягким голосом пропела баба Нюра.
     Мы с Дашей переглянулись и рассмеялись.
     - Как же Вы кстати, баба Нюра, бабулечка Карима! Мы такие голодные, - воскликнула Даша.
     - Спасибо Вам, дорогие соседи. Садитесь, вместе ужинать будем, - сказала я, указывая на табуретки.
     - Мы только что поели, ладно... чаю попьём, - согласилась бабушка Карима.
     - У меня варенье вишнёвое есть и вафли, - радостно сказала я, с нежностью посмотрев на старушек.