Поездка в Собор

Александр Шиманский
    На Гродненщине есть Свято-Успенский собор, особо почитаемый православными и католическими верниками и расположенный в небольшом посёлке Жировицы. Многострадальная была судьба у этого монастыря. Едут сюда с разных мест Республики, есть и паломники с России.               

    Несколько лет подряд, иногда два раза в год, мы посещаем Свято-Успенский собор в Жировицах, а мы, это автор статьи, жена и племянник жены, и  члены его семьи. Так получилось, что в прошлом году нам не удалось посетить Жировицы. А сейчас, ещё задолго до поездки, был выбран день для его посещения. Эта поездка была совершена в 2018 году. И этот день настал.

    Солнечный и тёплый осенний день, воскресенье и после работы племянника, автомобиль вырвавшись из плотного городского потока автомашин, взял курс на Логишин и дальше к Жировицам. За окном быстро двигающегося автомобиля проплывают тихие осенние Левитановские пейзажы. У многих деревьев листья потемнели, но ещё сохраняли зелёный цвет, а встречающиеся развесистые клёны, выглядели ярким золотым пятном на их фоне.

    В лесу, на обочинах, встречались стоящие автомобили, грибники знают своё дело. Не соблазняла нас сегодня   тихая охота, желание побывать в Жировицах было более значительным делом. Справа и слева были видны убранные от зерновых поля, кое-где были поля с кукурузой светло-коричневого цвета, оставленные на зерно, в других местах шла уборка её на силос.  Нам часто приходилось обгонять большие гружённые прицепы с измельчённой кукурузной массой. В разных местах, далеко о дороги, стояли белые цилиндрические тюки с заложенным силосом, лежали   не убранные с лугов круглые тёмные тюки сена.  Изредка, над убранными полями, пролетал ворон или коршун, высматривая свою добычу.

   В деревнях, которые нам пришлось проезжать, поражало такое разноцветное изобилие яблок на деревьях, так и лежащих на земле, какого нам раньше наблюдать не приходилось. Кое-где, под зонтиками от солнца, сидели продавцы своей продукции и вёдра с яблоками были выставлены на первом месте. Встречных машин было мало. Под тихую музыку и неспешный разговор время пролетело не заметно. Вот уже и Гродненщина, отличающаяся холмистой местностью. При проезде вершины холма и спуска с него, было ощущение такое как при посадке самолёта.

    Указатель на Жировицы, и мы подъезжаем к стоянке.  У входа на территорию раньше стоял киоск для продажи разных церковных принадлежностей. Сегодня его нет, а на его месте сидит с кружкой, для пожертвования, послушница.  Небольшое пожертвование и мы переходим во двор. Справа тянуться большие ряды с иконами, календарями, подсвечниками и другими церковными предметами, которые всегда находят место в доме православного человека.

   Поворачивая к входу в храм, мы обратили внимание на небольшую процессию, которая сопровождала, как мы определили, монаха на инвалидной коляске и которая двигалась со стороны Крестовоздвиженского храма. В Свято-Успенском соборе служба была окончена. В самом соборе стоял устойчивый запах от сгоревших свечей присущий такому помещению после проведения дневной службы. В соборе было людей не много. На подсвечниках стояли свечи, приготовленные для вечерней службы. Небольшая очередь желающих приложится к Чудотворной Иконе Божией матери и дальше мы прошли по Собору прикладываясь к иконам. У стойки, за которой сидел служитель церкви, нами были поданы  записки о здравии и о упокоении своих близких.

    Перед выходом из собора несколько минут стояли молча, осмотрели его убранство и также молча вышли из храма.   Традиционно, в церковной лавке, нами всегда приобреталась булка хлеба испеченного в трапезных монастыря. При выходе из лавки, у надкладезной часовни, мы обратили внимание на находившуюся группу монашек и посетителей собора, которые окружали статного монаха на инвалидной коляске. В руках у него была какая-то книжка.

    При обращении к нему за благословением, оно было нами получено. С удивлением увидели, что этот монах держит в руках букварь, а наш немой вопрос, он так и разъяснил, что это букварь, но не совсем обычный. Это раритетное издание букваря Тихомирова 1872 года и переизданное в 1914 году. По благословению Высокопреосвященного Филарета митрополита Минского и Слуцкого патриаршего Экзарха всея Белоруссии в 2010 году было подготовлено 2-е издание для благотворительного распространения.

    Несколько вопросов к нам, откуда мы, чего сюда прибыли и из его уст прозвучало несколько вопросов. Одним из них был, сколько лет от сотворения мира по православному календарю. Конечно, этот вопрос в нашей жизни и при учёбе в ВУЗах бывшего СССР не озвучивался, но, когда от нас прозвучал ответ, что более семи тысяч пятисот лет, он был очень доволен нашим ответом.

   На последней странице букваря была напечатана старославянская азбука, которую он нам показал и задал несколько вопросов.  Здесь было отвечать немного проще- аз, буки, веди, глаголь, добро, есть, живете и дальше по азбуке. С этими первыми определениями старославянской азбуки мы были ознакомлены. Если не грешить, то всю азбуку мы не можем озвучить, но что есть то и есть. Первые буквы азбуки  мы озвучили и чему этот монах был доволен.

    Дальше в ходе нашей беседы он спросил, как ещё можно прочесть эту старославянскую азбуку. Переглянувшись между собой ответили, что не знаем. Тогда с его уст прозвучало несколько фраз и которые постараюсь привести. « Я Бога Единого язык букв ведаю гласящих. Доброта есть суть жизни, зело Земли иже Свет Бога»….- дальше он продолжил, что если нам интересно поищите в Интернете.  Его светлые и проницательные глаза казалось сверлили наши души. С его уст прозвучало неожиданное: -Я этот букварь даю учительнице, с тем, чтобы она передала его своим наследникам.               

   Как он вычислил, что моя жена была учительницей много лет, для меня и присутствующих было загадкой. На мою попытку сделать фото на память от него разрешения не поступило.  Попрощавшись, он благословил нашего водителя на безопасный путь.

   При выходе со двора собора мы спросили у послушницы, с кем нам удалось так пообщаться. Она разъяснила, что это был схиепископ Пётр, викарий Новогрудской епархии. Ну, а коляска, это житейское дело после тяжёлой болезни. На наш вопрос о службе, её ответ был, что он и службу иногда правит.

    Конечно, изложить подробно нашу беседу с этим чудным человеком не предоставляется возможным.   Те несколько минут, проведённых с ним в беседе, были таким душевным умиротворением, что даже на обратном пути и музыка в машине не звучала.  Каждый из нас мысленно ещё продолжал общаться с заслужившим наше глубокое почтение и уважение к этому служителю Бога.

    После этого посещения меня ещё ждала встреча с необычным лесным подарком, только неизвестно от кого.По дороге назад домой решили остановиться в лесу и сделать небольшой перекус.  Пока готовилась небольшая снедь, на месте, приспособленном для приёма пищи, решил пройтись по лесу в надежде найти пару-другую грибов. И на одной поляне, на высоком пеньке, от сломанного дерева, сидели две белые маленькие скульптуры ангелов.

    Мне показалось, что неуютно они чувствовали себя здесь. Потянулась рука забрать их с этого леса, но благоразумие одержало верх. Не стал брать. Кто положил, их то с какой-то целью, пусть он и сидят там, где сидят. Тем более, что их было два. Не удержался, сделал фото на память об этой встрече. Как какое чудо было совершено в этот запомнившийся день.