Лондонская Национальная галерея-16

Койфман Валерий
Лондонская Национальная галерея-16

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА
В сентябре 1941 года все картины благополучно переправили на новое место, где и оставались уже до конца войны. Тем временем в здании на Трафальгар-сквер давались концерты, устраивались выставки, которые, несмотря на тяжелую военную обстановку, привлекали много народа. Особой популярностью пользовалась серия выставок под названием «КАРТИНА ЭТОГО МЕСЯЦА».
С января по февраль 1942 года в вестибюле галереи был выставлен только что приобретенный «ПОРТРЕТ МАРГАРИТЫ ТРИП» РЕМБРАНДТА. Его сменила специально привезенная из Уэллса картина ТИЦИАНА «ЯВЛЕНИЕ ХРИСТА МАРИИ МАГДАЛИНЕ», и так продолжалось до конца войны, за исключением двух месяцев в начале 1944 года, когда воздушные налеты были особенно ожесточенными. Появление каждого такого «месячного шедевра» сопровождалось распространением его фотографий, специальными лекциями и объяснениями. Успех был так велик, что привлекал в галерею до тысячи человек ежедневно.

В мае 1945 года выставка «СОРОКА ТРЕХ ШЕДЕВРОВ» возвестила о возрождении мирных дней и о восстановлении галереи. Возвращение обратно всех картин было завершено в декабре, а в конце января 1946 года Национальная галерея вновь открылась для публики поначалу в 19 залах, которые удалось привести в порядок к этому времени.
Постепенно входили в строй и другие помещения, за исключением западного крыла, где 9 залов были разрушены полностью и требовали капитальных строительных работ. Восстановление этих залов, растянувшееся почти на десятилетие согласно общему плану реконструкции всей галереи, привело к установлению в них специальных устройств кондиционированного воздуха, которыми были снабжены последовательно и все другие помещения. Так решилась, наконец, многолетняя проблема лондонской атмосферы с ее сыростью и загрязненностью, столь пагубно действующей на сохранность картин. Теперь галерея получила возможность создать для экспонатов совершенно новые условия, контролируя влажность и чистоту воздуха. Это же позволило показывать картины без предохраняющих стекол и избавиться, таким образом, от бликов и отражений, которые искажают изображение. Первый такой зал был открыт в 1950 году, в 1956 году их было уже 6,
в настоящее время эта важная работа является уже полностью завершенной по всей галерее, включая сюда и рабочие помещения и залы нижнего этажа, где были оборудованы доступные для посетителей помещения «открытых запасников».
Это последнее важное нововведение было вызвано новыми принципами музейной экспозиции.
В настоящее время почти все картины, хранящиеся в Национальной галерее, за исключением находящихся в реставрации или временно отданных в другие музеи и различные учреждения, являются доступными для всеобщего осмотра. Половина их находится в основной экспозиции второго этажа, другая – в залах открытого запаса.
После войны в галерее был создан и специальный отдел хранения, позволяющий осуществлять постоянное наблюдение за состоянием картин и вести планомерную работу по реставрации и расчистке живописи силами собственного квалифицированного штата художников-реставраторов.

Наивысшим достижением среди приобретений итальянского отдела последних лет надо считать знаменитый КАРТОН ЛЕОНАРДО ДА ВИНЧИ «МАДОННА С МЛАДЕНЦЕМ И СВ. АННОЙ» (1499-1500), вошедший в собрание галереи при не менее волнующих и драматических обстоятельствах, чем в свое время «Венера с зеркалом» Веласкеса. Прославленный картон, созданный мастером около 1500 года, давал одно из первых воплощений известнейшей одноименной композиции Леонардо, находящейся в Лувре. Выполненный черным мелом и слегка проработанный белилами рисунок изображает св. Анну с присевшей к ней на колени юной Марией, которая в свою очередь держит на руках младенца Христа, тянущегося к маленькому Иоанну, стоящему рядом. С необычайным искусством и непринужденностью решает Леонардо труднейшую композиционную задачу, даваемую этой сложной многофигурной группой. Монументальность сочетается здесь с удивительной воздушностью трактовки, где искусство светотеневых переходов, знаменитое леонардовское «сфумато», достигает предельной виртуозности.
В течение ста восьмидесяти лет, то есть почти с самого основания Королевской Академии художеств, картон являлся ее собственностью. Однако серьезные финансовые трудности, возникшие в последние годы, заставили Академию решиться на продажу знаменитого произведения. В марте 1962 года стало известно, что через четыре месяца оно пойдет с аукциона. Вся художественная общественность Англии пришла в движение: произведению Леонардо место могло быть только в государственном музее. В течение четырех месяцев было собрано более половины назначенной суммы. Остальные средства были выданы государственным казначейством по специальному решению парламента.
В установленный срок деньги были внесены, и в августе 1962 года Национальный фонд торжественно передал галерее прославленное творение Леонардо.

Произведения крупнейшего нидерландского художника XVI века великого ПИТЕРА БРЕЙГЕЛЯ («МУЖИЦКОГО») (1520/21-1569) отсутствовали в галерее. «ПОКЛОНЕНИЕ ВОЛХВОВ» (1564), купленное в 1920 году при помощи все того же Национального фонда, восполнило этот пробел.
В картине выступает присущая Брейгелю монументальность трактовки темы в соединении со своеобразными сатирическими элементами, реалистическая сила и народность типов, данных вне какой бы то ни было идеализации.
Завершая собой традиции и достижения полутора столетней истории нидерландской школы, творчество Брейгеля с его размахом и мощью в какой-то степени уже подводило к ее новому взлету во Фландрии XVII века, перекликаясь с грандиозным искусством Рубенса.

В 1934 году галерее  удалось приобрести «ОСМЕЯНИЕ ХРИСТА» (1490-1500) ИЕРОНИМА БОСХА (1460-1516) – одного из оригинальнейших нидерландских художников рубежа XV и XVI веков. Его злые, гротескные образы, в которых острое наблюдение натуры соединялось с самой изощренной фантазией, оказали большое влияние на Брейгеля, но, в общем, этот своеобразный мастер стоит особняком среди художников своего времени. Произведения Босха, отличающиеся редкой тонкостью и красотой выполнения, не часто встречаются даже в крупнейших музейных собраниях. Их много лишь в Вене, а также в мадридском Прадо, где они были собраны в свое время испанским королем Филиппом II, страстным почитателем творчества художника.
В Национальной галерее работы Босха отсутствовали, и потому приобретение «Осмеяния Христа» явилось почти столь же важным достижением, как и приобретение картины Брейгеля.

В 50-х годах собрание нидерландской школы пополнилось еще несколькими выдающимися произведениями, из которых отметим «ПЬЕТА» (1465) РОГИРА ВАН ДЕР ВЕЙДЕНА (1399-1464), приобретенное в 1956г. Рогир ван дер Вейден,  младший современник Яна ван Эйка,- еще одно большое имя нидерландского искусства. В его драматическом, полном напряженной экспрессии творчестве тема оплакивания или снятия с креста является характерной.
Вместе с «ЧИТАЮЩЕЙ МАРИЕЙ МАГДАЛИНОЙ» (1438), приобретенной еще Истлейком, и строго изысканным женским портретом, вошедшим в собрание галереи в 1895 году, новая картина ван дер Вейдена создает уже достаточно внушительный ансамбль его произведений, дающий представление об этом замечательном художнике.