Негодяи от партии

Вячеслав Кисляков 2
     Помполиты.

     Особенностью моих последних круизных рейсов на Европу было то, что помполит Смоляков  решил мне испортить окончательно карьеру и  смог  это сделать!

     1984 год начался  для меня в целом хорошо, но закончился плохо. И все благодаря одному ублюдку – Смолякову Н.Я., родом из западной Украины, который каким-то образом пробрался в ММП на должность помполита – первого помощника капитана. Ранее он работал в Баренцбурге (Шпицберген) в местной газете корреспондентом. На Шпицбергене добывали уголь в основном  шахтеры из Донбасса и Украины. Как попал в Баренцбург  этот недобитый бандеровец, я не знаю. Но проработал он там недолго, так как за свой сволочной характер и склочность, его из  Баренцбурга вскоре  убрали. А в 1984 году он уже оказался на тх «Клавдия Еланская» в должности первого помощника капитана, сменив на этом посту  нашего штатного помполита Богомолова В.А.

     Архипелаг Шпицберген долгое время считался ничьим. В 1920-м году был подписан договор, который закреплял особый статус этой территории. С тех пор она считается норвежской, но при этом любая страна-подписант имеет право заниматься здесь любой законной хозяйственной деятельностью. СССР разрабатывал на Шпицбергене залежи угля чисто из стратегических целей, чтобы как-то зацепиться на законных основаниях за эту далекую полярную землю. Здесь у СССР были разные территории, на которых расположено три поселка - Баренцбург, Пирамида и Грумант. Первый -  ныне действующий угольный рудник, второй был заброшен в 1998-м году, а  третий –  заброшен еще раньше. Грузовые суда ММП ходили на Шпицберген в летнее время регулярно для вывозки заготовленного за зиму шахтерами угля. Пассажирские суда бывали здесь редко – только для доставки и вывоза шахтеров и еще -  в арктическом круизе раз в году.  Я был на Шпицбергене с десяток раз, в том числе и в круизах – пять  раз. Но мне хотелось бы вернуться к  случаю моего партийного гонения и показать,  как некоторые негодяи-помполиты ломали судьбы многим морякам, в том числе и капитанам судов.
 
     Институт политкомиссаров был введен в СССР еще с послереволюционных времен Троцким Л.Д.  Кто такой Лейба Троцкий известно из нашей истории. Также известно и чем он закончил. Вот его краткая характеристика, данная историками.

     «Политкомиссар Лейба Давидович Троцкий, который стремился к развалу величайшей в мире державы — России,  говорил: «Мы должны превратить ее в пустыню, населенную белыми неграми, которым мы дадим такую тиранию, какая не снилась никогда самым страшным деспотам Востока. Разница лишь в том, что тирания эта будет не справа, а слева, и не белая, а красная. В буквальном смысле этого слова  красная, ибо мы прольем такие потоки крови, перед которыми содрогнутся и побелеют все человеческие потери капиталистических войн. Крупнейшие банкиры из-за океана будут работать в теснейшем контакте с нами. Если мы выиграем революцию, раздавим Россию, то на погребальных обломках ее укрепим власть сионизма и станем такой силой, перед которой весь мир опустится на колени. Мы покажем, что такое настоящая власть. Путем террора, кровавых бань мы доведем русскую интеллигенцию до полного отупения, до идиотизма, до животного состояния… А пока наши юноши в кожаных куртках — сыновья часовых дел мастеров из Одессы и Орши, Гомеля и Винницы, - о, как великолепно, как восхитительно умеют они ненавидеть все русское! С каким наслаждением они физически уничтожат русскую  интеллигенцию! Прежде всего — офицеров, инженеров, учителей, священников, генералов, агрономов, академиков, писателей!».

     Из таких вот политкомиссаров на флоте был выращен и корпус помполитов  гражданских судов ММФ, в обязанности которых входили следующие пункты Устава службы на судах морского флота:
 126. Первый помощник капитана подчиняется капитану и непосредственно отвечает за политико-моральное состояние судового экипажа. Указания и поручения первого помощника капитана в пределах его полномочий обязательны для всех членов экипажа.
 127. Первый помощник капитана организует свою практическую работу в соответствии с Положением о первом помощнике капитана на судах Министерства морского флота.
 128. Первый помощник капитана во всей своей деятельности руководствуется решениями партийных и государственных органов.  Совместно с судовой партийной организацией он проводит воспитательную работу среди членов экипажа в духе высокой идейной убежденности, принципов морального кодекса строителя коммунизма, славных традиций морского флота нашей Родины, мобилизуя моряков на выполнение и перевыполнение производственных заданий, проводит совместно с общественными организациями среди членов экипажа работу по организации социалистического соревнования и движения за коммунистическое отношение к труду и оказывает повседневную помощь в их работе.
 129. Первый помощник капитана организует среди членов экипажа массово-политическую, интернациональную, культурно-просветительную и спортивную работу.
Он организует работу радиотрансляционного узла, телевизионной аппаратуры и киноустановки.
 130. Первый помощник капитана несет ответственность за комплектование судовой библиотеки, своевременное обеспечение экипажа периодической печатью, культпросветинвентарем, кинофильмами.
 131. Первый помощник капитана совместно с капитаном и старшим механиком комплектует экипаж судна, принимает участие в аттестации членов экипажа, добивается создания постоянного и сплоченного коллектива.
 132. Во время судовых тревог, учений, авралов, а также в аварийных случаях первый помощник капитана действует по указанию капитана и оказывает ему всемерную помощь в обеспечении должного порядка на судне, дисциплины экипажа и пассажиров при выполнении поставленной задачи. При оставлении судна судовым экипажем первый помощник капитана покидает судно по указанию капитана.
 133. Отчет о проводимой работе первый помощник капитана совместно с капитаном представляет руководству пароходства (парткому) в установленном порядке.
 134. При наличии диплома о присвоении морского звания первый помощник капитана может с разрешения капитана нести ходовую вахту.

     За долгие годы работы на флоте я видел многих помполитов. Были среди них и неплохие люди, но в большинстве своем, это были или негодяи, на которых негде было клейма ставить, или же, бездельники  и лентяи, которые  сами старались  ничего не делать, а лишь загружали работой   коммунистов, комсомольцев и простых беспартийных моряков. Основной принцип этих, так называемых «работников» был принцип – разделяй и властвуй. Вот они и занимались только тем, что старались устроить в экипаже разлад и свару, а потом делали видимость, что они налаживают нормальную жизнь экипажа.

     Были среди помполитов и откровенные воры, были пьяницы, были  и насильники. Много скверны приносили такие политработники в нормальные экипажи судов. Как пример, можно привести нашего помполита Шубина В.А., которого посадили на пять лет в тюрьму за то, что он неоднократно  насиловал малолетних девочек в пионерском лагере ММП «Анапа», когда работал там воспитателем в летнее время. Другой такой помполит  - Б.В.А., открыто заставлял работников ресторана тащить ему в каюту различные деликатесы со столов туристов, при этом не гнушался разными интригами среди членов экипажа. Единственный помполит, который как-то соответствовал критериям более-менее нравственного человека, был Тюкачев Николай Васильевич, который курировал теплоход «Акоп Акопян» в 1974-1975гг. Но он, правда, на судне появлялся наездами и в основном – за семгой. Но он хотя бы не приносил вреда людям. Последнего помполита, с которым мне приходилось работать на тх «Канин», некто Третьяков, я выгнал с судна как абсолютного интригана и лентяя, за что секретарь парткома пообещал меня уволить из ММП.

     Единственная работа всех помполитов – это составление отчетов об их, якобы непосильной работе, - для парткома и для доносов в КГБ, чтобы неугодным членам экипажа закрыли визу и не выпускали в загранрейсы. Помполиты повсюду совали свой нос от безделия, и зачастую делали это совсем не к месту и не вовремя.

     Дармоеды они были еще те! И самым хорошим помполитом на флоте считался тот, который никуда не лез! Но такие люди редко были на судах. Мне, с 1968  года и до развала КПСС, таких попалось  всего лишь 2-3 чел, и не более. А перед  ликвидацией этой должности на флоте ещё и дискуссию устроили в журнале «Морской флот» на тему: «Нужны ли помполиты на  флоте?». Насколько помню, почти все капитаны высказывались против них, и только один из многих капитанов  вякнул, что-то вроде того, что помполит  помогает ему на судне оформлять документы (видно в парткоме его попросили это написать).

     Был, к примеру,  такой помполит в ММП - Туманов Василий Васильевич. Так он у нас на пароходах картины всегда  рисовал. Поставит мольберт под полубаком (чтоб взглядами через плечо не смущали его) и рисует по целым дням морские пейзажи или суда морские, а потом дарил он эти картины руководству пароходства.  Одна из его картин (очень большая и прилично нарисованная) висела на стене в кабинете секретаря парткома ММП. По-человечески, Туманов В.В. был неплохой человек. Он, видимо,  и сам чувствовал, что то, чем  ему приходилось заниматься по должности,  ему и   самому не очень нравилось.
 
     Вспомнил  я сейчас ещё одну помполитскую историю. Однажды сидит народ  в курилке, где идёт морская травля. Естественно, про баб! Подошёл потихоньку к народу никем не замеченный  помполит. Немного послушал разговор, а потом начал всех стыдить: «Как вы можете такие вещи про женщин говорить, это же наши сёстры, наши матери и т.п.». Через пару месяцев после этого случая на главной улице Мурманска, поздно вечером, я  встретил нашего помполита, который в обнимку с ещё одним знакомым мне помполитом, шли по тротуару в стельку пьяные. Меня это заинтересовало, т.к. раньше я его пьяным не видел. Потом мне рассказали, что ему наставила рога жена (то ли он её застал дома с кем-то, то ли она  сбежала куда-то от него) и он запил по-чёрному. Однажды зайдя в курилку в сумеречном состоянии, я увидел, что  наш помполит сидел с народом, курил и тупо молчал. А потом вдруг про себя молвил: «Теперь я знаю, что бабам нужно! Им  х..й большой  нужен». Народ очень обрадовался, что наконец-то что-то  дошло до  судового воспитателя экипажа! А потом он ещё одну хохму отколол. Будучи обеспечивающим на праздничные дни в Мурманске, и не выходя из запоя, он  7 ноября решил речь толкнуть для народа. Стоя перед экипажем во время обеда в столовой, и слегка покачиваясь, он выдал такую фразу: «Будем готовиться к революции!» Речь его народом была встречена с восторгом, хотя до революции (будущей - бандитско-капиталистической!) было ещё очень далеко, так как  на улице  шел только 1979-й год, а не 1992-й …

     Помполит в судовой роли обычно шел под вторым номером после капитана судна, и значился, как «первый помощник капитана». Набирался этот контингент «солдат партии», как  они любили часто  себя называть, из демобилизованных армейских политработников, проштрафившихся партийных чиновников или сотрудников КГБ. Вот эти «первые помощники» и старались навязывать капитанам свое понимание «хорошей морской практики». Но еще задолго до крушения Советского Союза, где-то в середине восьмидесятых годов прошлого уже века, началась травля со стороны помполитов самых известных капитанов, считавшихся  и по международным оценкам лучшими капитанами пассажирских судов мира. Я думаю, что травля этих людей, лишение их права заниматься любимым делом и были началом гибели многих  морских пароходств. Были, конечно, капитаны, которые, боясь испортить отношения с партийными органами, от которых зависела судьба каждого моряка, подчинялись воле своих помполитов. Но другие, для примера могу привести и себя, не желали мириться с диктатом  помполитов. Вот я взял и списал в 1990 году одно такое дерьмо с судна - по фамилии Третьяков. Санкции в отношения меня могли бы последовать  незамедлительно! Я мог бы  быть лишен права на заграничное плавание или вообще быть уволен из пароходства. К счастью времена уже менялись, а на дворе стоял уже 1990-й, а не 1984-й год. Это меня и спасло от гонений, хотя секретарь парткома  и грозил применить ко мне различные санкции, вплоть до снятия меня с должности капитана судна.  Самое интересное в том деле было то, что этот секретарь парткома первым сдал свой партбилет, когда Ельцин развалил КПСС. А мой партбилет так и храниться  у меня, как память о тех  сложных политических временах.

     Такая же участь во времена «помполитовщины» на морском  флоте постигла в 80-х годах и других капитанов, работавших на пассажирских судах и проявлявших независимость от своих помполитов. В чем их только не обвиняли! И в чуждой советским людям морали, и в преклонении перед западным образом жизни, и в отходе от марксистко-ленинской идеологии! Сегодня это звучит смешно. Но тогда эти обвинения приравнивались, чуть ли не к измене Родине! Так же гнобили  в парткоме ММП и меня.

     ЛЮБОЙ СУДОВЛАДЕЛЕЦ иностранной судоходной компании в те годы считал бы за честь иметь на своих судах таких капитанов. Но, в советской системе, где господствовал подход к профессионалу не по его деловым качествам, а в зависимости от мнения бездарных номенклатурщиков, которые имели уровень образования не выше цитат из высказываний партийных вождей, не нужны были люди с самостоятельным мнением, признающие преданность не начальству, а своему профессиональному долгу и ценящие честь капитана  выше идеологических догм.  А некоторые начальники пароходств, веря в непорочность решений партийных органов, не защищали своих капитанов.  Так поступил вначале по отношению ко мне и начальник ММП Игнатюк В.А., который дал команду начальнику отдела кадров об увольнении меня из ММП и переводе меня сменным помощником капитана в портовый флот.  Это для меня было равноценно переводу с должности капитана в матросы!

     Вот как выглядела схема снятия меня  с  теплохода «Клавдия Еланская», после того, как я принял дела капитана судна, после арктических круизов 1984 года. В рейс была послана комиссия партийного контроля ММП. На пассажирском судне с большим экипажем всегда найдется несколько человек, недовольных строгостью и требовательностью капитана. Вот их и выслушивали члены партийной комиссии, собирая к тому же слухи и сплетни, всегда окружающие любого незаурядного человека. Все эти сплетни были старательно  обработаны помполитом Смоляковым и членами парткомиссии ММП и представлены в партком, чтобы затем показательно наказать меня на Совете пароходства,  показывая всем остальным капитанам, что может быть и  с ними, если они пойдут против воли парткома в лице  существующих  на судах  «бойцов партии» - помполитов.

     Я многое пережил и перетерпел  в 1984-1985 гг., когда  из-за одного  негодяя-помполита чуть не была испорчена вся моя дальнейшая карьера.  И только благодаря  такому прекрасному и справедливому человеку, как заместитель начальника пароходства по безопасности мореплавания Лопатин Иван Павлович, который заступаясь за меня, ходил несколько раз к начальнику ММП Игнатюку В.А., «мое дело»  кое-как утрясли и оставили работать в ММП, но уже не в должности капитана, а старшего помощника капитана и дублера капитана. И только через три года меня вернули на должность капитана.

     Но кто был я по сравнению с известнейшими  капитанами ММФ и крупнейшего в СССР Черноморского морского пароходства? Парткомы ломали судьбы даже признанных во всем мире пассажирских капитанов! Так были списаны с судов и уволены из пароходства капитан пассажирского лайнера «Шота Руставели» Элизбар Гогитидзе, опытнейший моряк, плававший во время Великой Отечественной войны в северных союзных караванах и награжденный за те невероятно тяжелые героические рейсы не только советскими, но и американскими, и английскими боевыми наградами. А также капитан пассажирского лайнера «Максим Горький» Герой Социалистического Труда Сергей Дондуа, капитан пассажирского лайнера «Аджария» Александр Назаренко, капитан пассажирского лайнера «Казахстан» Феликс Дашков, капитан пассажирского лайнера «Одесса»  Вадим Никитин.

      Вадима Никитина я хорошо знал по работе на тх «Мария Ермолова», куда его перевели из Тикси, где он отбывал вынужденную «ссылку» после расправы над ним в ЧМП. Расправа над капитаном Никитиным, завоевавшим во время круизных рейсов черноморского лайнера «Одессы» с американскими туристами уважение всей Америки, на личном обаянии которого, на сметливости, уме и колоссальном напряжении сил «Одесса» выдержала конкуренцию с американскими пассажирскими судами, заработав для своего государства не один миллион долларов, возмутила не только моряков. В защиту Никитина выступал со статьями первый редактор «Вечерней Одессы» Борис Федорович Деревянко. На его защиту стали известные одесские поэты Иван Рядченко и Юрий Михайлик.  Но решения партийного начальства были непоколебимы. Лишенный права работать на своей любимой «Одессе», уволенный из пароходства капитан Вадим Никитин вынужден был уехать на Север. Вернувшись работать капитаном в ММП на пассажирский лайнер - теплоход «Мария Ермолова»  капитан Никитин  умер на ходовом мостике  во время швартовки в порту Архангельск. Ему было всего 56 лет. Вадим был и моим хорошим товарищем по ММП. Мне было искренне жаль, когда его не стало…

     Хорошо знавший В. Никитина Михаил Жванецкий посвятил ему пронзительные строки, которые можно отнести ко всем затравленным капитанам: «Каждый, кто не может забыть издевательств над капитанами «бойцами партии», пусть вспомнит  о Вадиме Никитине». 

     Не лучше помполита в 1984 году,  оказался и капитан Кононов В.В., которого помполит Смоляков Н.Я. «повязал» за его связь с бортпроводницей Ч.Зинаидой. Он использовал этот момент, чтобы подвязать к своим поклепам на  меня еще и  самого капитана, очернить меня и испортить мою карьеру.  Но я выжил, закалился и даже стал через 10 лет капитаном-наставником ММП, а  вот эти негодяи, уже давно находятся на том свете. Но они у меня тогда  выпили немало крови… Лучше про все то, что делали  со мной в те годы  «бойцы партии», можно было бы  прочитать в моем заявлении на имя секретаря парткома. Я подробно в том  заявлении написал,  как все было на самом деле. И все это писалось мною еще по свежим следам. Конечно, я писал это заявление секретарю парткома ММП не с целью кого-то очернить, а для того, чтобы партком разобрался в том, что за помполиты работают у нас на флоте, и, чтобы восторжествовала хоть какая-то правда.. Но, как говорят в народе: «Рука руку моет». Правду в те времена найти было очень трудно, да и кому в парткоме нужна была эта правда?  Для меня ЧЕЛОВЕКОМ с большой буквы был и остается Иван Павлович Лопатин, которого я и очень многие капитаны пароходства, и далеко за его пределами, уважали и продолжают уважать сегодня.  А ему сегодня было бы уже 94 года!  К сожалению этого прекрасного человека, капитана и руководителя пароходства в 2014 году не стало… И огромное ему СПАСИБО за все  то хорошее, что он сделал для многих моряков и капитанов Мурманского морского пароходства. Связь  с Иваном Павловичем  я поддерживал буквально чуть ли не до дня его смерти.

     Удивительное начало твориться после того, как парткомы были развалены окончательно алкоголиком от КПСС Ельциным Борисом Николаевичем. Придя как-то в партком, где еще работал сектор учета, я увидел целые коробки с партийными документами, партбилетами, учетными карточками, которые стали никому не нужны и выкидывались на улицу и в мусорку. Позже я видел заискивающие глаза бывших работников парткома – помполитов, которые вдруг оказались никому не нужны, а вся их бравада и бывшая помполитская спесь,  моментально куда-то улетучились,  «как в синем небе дым». Гонор моментально куда-то пропал, а увидев меня, многие старались сразу же вспомнить, сколько хорошего они делали для экипажей судов и капитанов. Но, кроме чувства брезгливости, ничего другого я  от общения с ними не испытывал. Помню, что даже бывший начальник ММП Игнатюк Владимир Адамович, зайдя однажды  ко мне на мой лайнер тх «Канин», старался напомнить мне, что это он дал  мне разрешение на то, чтобы в городской стоматологии мне поставили золотую коронку на зуб. Или  о том, что  лишь благодаря  только ему лично, я остался работать в ММП. Вот, до чего же были мелочные  эти люди. Но и их я прощаю, так как многих уже нет в живых…