ЮБАК. Предисловие - 3

Записки Охотоведа
Работа моя меня всегда привлекала тем, что я мог для себя задумывать и осуществлять проекты получения знания.

Для меня – это питание ума, когда вдумываешься, пробуешь на вкус слова и тексты целиком, узнаешь понятия и категории, так через опосредование письменной речью приходит умозрительность постижения ранее тебе неизвестного.

Я читал и писал, слушал себе подобных, и говорил сам, бывал в обществе и много времени проводил в поле. А также писал научные монографии, учебные пособия, справочники и энциклопедии.

Сотни статей, тысячи устных сообщений. Все это было в той или иной форме долженствованием, и я рассматривал это не просто как работу, а как свой способ отдачи социального долга.

Участие в научных мероприятиях в автореферате диссертации подпадает под особую рубрику «апробация результатов». В первом случае, это будет подготовка докладов, презентации, и даже возможности своего собственного присутствия, особенно при выездах за пределы места проживания и за рубеж, все это занимает немалое время, и много чему учит.

И когда я подсчитывал сколько времени свой жизни провел в обучении, я смело приплюсовал все свои годы ведения научной работы.  Мне показалось также уместным добавить все свои многочисленные конференции, совещания, рабочие группы, симпозиумы и конгрессы.

За три десятка лет моих участий на четырех континентах.
Учишься всегда сам – когда учишь других! Эти возможности мне представляла моя университетская жизнь.

Двадцать лет (без малого) я был преподавателем, профессором, лектором.
Я учил в вузах, отечественных, прежде всего во Владивостоке, но и мне посчастливилось, довелось побывать в качестве преподавателя в обеих столицах наших, Москве и Питере, и в университетах за рубежом.
 
В последнем функционале было по-разному, иногда приглашение задолго до поездки и тщательно обсуждалось, дотошно оформлялось, как правило, официально у нас, у них, в посольстве, в академии наук…

Первый раз я поехал в таком качестве ровно тридцать лет назад, в 1989 году в Великобританию.

Наибольший интерес представляет сама форма такого самообучения: готовишься, готовишься, а потом слушаешь себя как со стороны.

Итак, всего было: приглашенный лектор, профессор, исследователь, или наоборот – слушатель и участник разнообразных школ и семинаров, эксперт или консультант многих зарубежных дел, чаще всего связанных с экологией и сохранением окружающей среды.

Но помимо явной стороны обучения, любое путешествие раскрывает всегда нам новое, а, следовательно, также учит, ровно в той степени на которую бываешь способным увидеть, услышать, почувствовать, понять, принять и в себя поместить.
Еще есть общение! Собственно, каждого из нас, эта форма обучения сопровождает всю жизнь, как мы социальные существа, и без общения как нам кажется жить не сможем. И действительно, эмоции и чувства обязательные в любом общении учат нас просто непрерывно.

Получается, что одновременно можно учиться в нескольких форматах, и это будут именно параллельные процессы, а не линейная последовательность хроники дат и событий официальной учебы.
 
Я вспомнил свои практики духовного развития, и обратился к воспоминаниям о занятиях и учебах по психологии и бизнесу, менеджменту и конфликтологии, развитию и совершенствованию… всем тем практиками, ретритам и сессиям, которые мне достались счастливо в моей жизни. В сумме получилось почти полных пять лет такой учебы-занятости.

Посчитав все, можно уже тогда и «простроить» (как говорит известный путешественник во времени пространстве Олег Чэрне), проанализироть нужные причинно-следственные связи постижения бытия и пространства.

Пространство – к нам приходит отовсюду, но осознаешь как-то разом… я вспомнил как было для меня очень неожиданным приближение и включение себя в новое пространство, когда еще в шестом классе, выпрашивая у своего дядюшки, который работал на железной дороге, - бинокль, я все свободное время проводил, рассматривая с его помощью мир природы.

Смотришь невооруженным глазом – мало, что различаешь, взглянул в окуляры, и жизнь приходит к тебе. Мне кажется именно в этом занятии причина, что я решил пойти в науку.

А так уже учишься показать, объяснить, интерпретировать те взаимосвязи, процессы и явления, которые выделяются как наиболее значимые или интересные, складываешь их в картины, записываешь, публикуешь, докладываешь.

Моя жизнь - пример реализации концепции непрерывного образования.
И детство можно даже не исключать. Вся моя жизнь протекала в учении, действовал движимый двумя разнонаправленными векторами преодоления повседневности.

Персонализация – это великая вещь, жизненный опыт подсказывает каждому из нас, что самое важное, это то, что находится ближе всего к тебе. В одном векторе своего смысложизненного, я ценил больше всего самобытность, и возможность перебирать, укладывать в невидимые ящички моих сейфов узнанное. Жить как сборщик и хранитель знания. В другой своей направленности стремился поделиться выученным с другими.

Я пишу наиболее запомнившиеся сюжеты и мысли своих учений, пусть даже если это получится отчет о себе, буду писать, как получается.

По этой причине, «простых» повседневных тем я решил не касаться, искренне стремясь отдавать свое время и силы фундаментальным размышлениям. В науке - это так называемый выбор цели, а в качестве «исследовательской оптики» - избираю здесь философию.