На танкере Вентспилс до пролива Вилькицкого и обра

Вячеслав Кисляков 2
      Дневниковые записи.   

     08 октября меня вызвал Войнов Э.К. и сказал, что мне снова надо идти в рейс на  латышском танкере «Вентспилс». Идти надо далеко – до Тикси. Это, конечно, уже даже не Дудинка, а настоящее ледовое плавание. Кроме меня идти в рейс некому, так как капитан-наставник Ушаков И.А сразу же  заболел и лег в больницу, а Вдовин П.П. только что вернулся из отпуска и особого желания идти в Арктику у него тоже нет. Хитрован Вдовин П.П. моментально  придумал, что у него прихватило сердце и ему, возможно, надо  будет тоже ложиться в больницу.  Итак,  в рейс иду я.  Аванс в кассе мне не дали, так как  там  денег нет. Надо же такое!

    09.10.1996 г. Утром  мне домой позвонил агент «Вентспилса» Сергей Беневский  и сказал, чтобы я в 09.15  спускался во двор, где меня будет ждать машина. Все, что мне нужно было взять с собой в  рейс, я собрал еще вчера вечером.  К 09.10 я успел позавтракать и вышел к машине. В порт прибыли в 09.33, но рейдовый катер уже отошел три минуты назад. Пришлось заказывать катер «Штиль», который и доставил меня на танкер в 10.40.

    Танкер построен 13 лет назад, берет 5 тысяч тонн нефтепродуктов. Длина – 113  метров. Отход в рейс будет завтра. Навигационные карты привезли, а лоции – нет. Будем ждать. Познакомился с капитаном. С ним в рейс идет его жена – Ира. Вечером пообщались у капитана в его каюте и ближе познакомились. Капитан уже ходил в Арктику и практику плавания во льдах имеет. Это уже неплохо. Это ведь не немец, который льда боялся, как черт ладана. Но у нас все всегда быстро меняется, так что будет завтра, покажет время.

    10.10.1996 г. Простояли на рейде Кольского залива целый день. Принимали топливо для других судов. Агент сообщил, что в Тикси мы вроде бы уже не идем, а куда – узнаем позже. Вечером позвонил домой и сказал, что выход будет только завтра.

    11.10.1996 г. Сегодня продолжаем стоять на рейде. Приняли тысячу тонн топлива. В 18.25 по УКВ связи получили сообщение, что в 19 часов на борт прибудет лоцман и комиссия по оформлению отхода в рейс. Экипаж и сам танкер ныне иностранцы – латыши, хотя на танкеры работают в основном только русские, в том числе и капитан. Отошли из Мурманска в 20.00.

    12.10.1996 г.  Весь день идем в море. В 16 часов, следуя на восток, пересекли 45 меридиан. Ветер от юго-запада усиливается до штормового. Скорость пока 13 узлов. Бабич Н.Г. дал нам точку, куда мы должны подойти завтра к 19 часам.

    13.10.1996 г.  В 14 часов вошли в пролив Карские Ворота. Ветер  к 16 часам  усилился  до 20 м/сек. Наблюдаю по РЛС три танкера, которые  стоят на якорях в районе мыса Болванский Нос. Это странное название  мысу было присвоено еще в XV веке русскими промышленниками по находившимся на этом мысу ненецким идолам, которых поморы называли болванами;  а  слово «нос» -  в русском  диалекте имеет название – «мыс».

     Первый танкер, который мы должны снабдить топливом –  латышский танкер «Рундале». В 17.30 подошли к «Рундале» на расстояние 2 миль и начали готовиться к швартовке. В 20 часов, при ветре 15-17 м/сек. ошвартовались своим левым бортом к правому борту танкера «Рундале». До берега  от нашей стоянки примерно 1 миля. Под прикрытием берега ветер здесь немного потише задувает. Направление ветра -  210-225 градусов.

    14.10.1996 г. В 00.30. закончили выдавать топливо на «Рундале», а в 00.40 отдали швартовые концы  и  отошли от его борта. В 12.00 ошвартовались левым  бортом к танкеру «Индра». Ветер стих.  Море успокоилось. Пасмурно.  Временами  идет дождь.  В 12.30 начали принимать груз во все танки. После принятия всего груза, танкер «Индра» уйдет в Мурманск, а мы пойдем  в пролив Вилькицкого,  а затем еще - на Северную Землю. Будем снабжать топливом  полярную станцию в бухте Солнечной на острове Большевик. Атомный ледокол «Таймыр» уже ждет нас с танкером «Вилюйск», который должен идти еще дальше -  на Певек.

    15.10.1996 г.  Отошли от «Индры» и последовали по назначению в пролив Вилькицкого. Пролив расположен между полуостровом Таймыр и Северной Землёй, соединяет Карское море с морем Лаптевых. Длина около 130 км. Наименьшая ширина 56 км. Глубины до 210 м. Плавучие льды встречаются в течение всего года. Открыт в 1914 гидрографической экспедицией на судах «Таймыр» и «Вайгач». Пролив был назван по имени русского гидрографа Б. А. Вилькицкого.

    16.10.1996 г. Весь день идем Карским морем в район мыса Челюскин. В 09.20 нас взял под проводку атомный ледокол «Арктика». По радиотелефону разговаривал с тх «Дмитрий Пожарский». Вечером прошли Диксон, где заняли место в караване: ал «Советский Союз» - тк «Рундале» - тк «Вилюйск». – ал «Арктика» - тк «Вентспилс».  Мы идем в хвосте каравана. В 20 часов при сильном сжатии льдов мы застряли. «Арктика» вернулась и взяла нас на «усы».

     Современные ледоколы оборудованы буксирными лебедками с буксирными тросами, специальными кнехтами, клюзами и стопорами для буксира. Для буксировки вплотную используется специальный буксир «усы» ; короткий стальной трос с огонами на концах, которые пропускаются через якорные клюзы буксируемого судна.

    При ледовой проводке в сплоченном тяжелом или торосистом льду применяют буксировку ледоколом вплотную. При этом способе буксировки ледокол подтягивает проводимое судно вплотную в свой кормовой вырез. Упираясь в кормовой вырез ледокола, и работая двигателями, буксируемое судно увеличивает общую мощность, необходимую для преодоления сопротивления льда. Буксировка вплотную применяется также в случаях, когда караван попадает в сжатый лед.

    17.10.1996 г. Вахты на мостике мы стоим с капитаном по очереди по шесть часов. Я – с 02.00 до 08.00 и с 14.00 до 20.00. Капитан – с 08.00 до 14.00 и с 20.00 до 02.00. Это обычная морская практика при плавании судов во льдах. Когда капитан идет в Арктику без ледового лоцмана, то вахту они, таким образом,  делят со старпомом.

    Идем со средней скоростью 11, 5 узлов. Находясь у ледокола «на  усах» проблем со скоростью у нас  нет. Наша машина работает почти  постоянно полным передним ходом. Если впереди ожидается тяжелая ледовая перемычка, то  ледокол нам сразу же об этом  сообщает по УКВ-связи. Радиолокаторы все время включены. Определение места судна во льдах осуществляется по  спутникам. Это уже не те времена, когда я работал на ледоколе «Капитан Воронин» в начале 70-х годов. Прогресс техники очевиден. На своей вахте я прохожу знакомые мне  места – район шхер Минина, архипелага Нордельшельда и пролива Матисена.  Шхеры Минина – архипелаг из  небольших островов в Карском море у побережья полуострова Таймыр недалеко от устья реки Пясины.

     Вспоминаю времена, когда я чуть не утонул на выгрузке груза в бухте Эклипс на тх «Акоп Акопян» в 1966 году, а также  мою длительную стоянку на ледоколе «Капитан Воронин», затертом  во льдах   бухты Бирули, когда меня хотели оставить на зимовку. Это были времена, о которых я сейчас вспоминаю с ностальгией.

     Завтра часов в 10-11 должны подойти к мысу Челюскин. Здесь я еще не был, поэтому мне интересно побывать в этих знаменитых местах.  Но, у мыса Челюскин я был в 1973 году, когда мы перегоняли из Мурманска в Тикси теплоход «Петродворец», но тогда льдов практически не было и мы мыс Челюскин прошли быстро, а я, видимо, спал в это время после вахты. Так что я ничего об этом не помню.

    Нам уже подтвердили, что на мысе Челюскин мы будем выгружать 600 тонн топлива, вместо 1700, которые планировалось к выгрузке. Куда будем сдавать остальной груз,  пока не знаем. Ждем решения фрахтователя судна  Смолина. Знаем, что после выдачи груза на мыс Челюскин, должны идти в бухту Солнечную - на остров Большевик, который находится в архипелаге Северная Земля. Сегодня передали почту для атомного ледокола «Советский Союз», которую взяли еще в Мурманске. А от них получили копии карт бухты Солнечной и мыса Челюскин, так как наши карты очень уж мелкомасштабны.

     Северная Земля расположена в центральной части Северного Ледовитого океана. С запада берега архипелага омывают воды Карского моря, с востока — море Лаптевых. От континентальной части Красноярского края Северная Земля отделена проливом Вилькицкого   длиной  130   километров  и шириной  в  самом  узком месте  между  мысом Челюскина и южной оконечностью островов Транзе у берегов острова Большевик — 56 километров.
 
    18.10.1996 г. Сегодня к 11 часам подошли с запада к мысу Челюскин в бухте Спартак. В 12 часов зарубились в лед и начали заводить шланги на берег для перекачки топлива.

    К 16 часам проложили линию шлангов с танкера на берег  и начали перекачку топлива грузополучателю. После ужина капитан с женой поехали в гости к начальнику погранзаставы – старшему лейтенанту, а я остался на судне. Попросил капитана, если есть на «полярке» рыба, то чтобы  немного и мне принесли свежей. Я потом сам ее посолю, чтобы не подсунули прошлогодней тухлятины. Такое здесь бывает зачастую. Жулья и здесь хватает. Не раз убеждался в этом и на Диксоне, и в Дудинке. А сам я засолю так, как мне это надо.  Получили телекс от фрахтователя, что будем здесь выдавать все-таки 1700 тонн топлива. Значит, завтра еще будем стоять здесь, и я смогу посмотреть, что такой полярная станция Челюскин, и что здесь осталось после горбачевской перестройки.

    Мыс Челюскина - северная оконечность  полуострова Таймыр и самая северная материковая точка Евразии. Координаты: 77°43; с. ш. и  104°18; в. д. 20 мая 1742 года знаменитый русский полярный исследователь Семён Иванович Челюскин на собачьих упряжках достиг самой северной точки России – мыса, который впоследствии был назван его именем. Путевой журнал Челюскина, в котором он делится впечатлениями о своем путешествии на собачьих упряжках, трудном пути, проделанном им с товарищами, и их прибытии на мыс, до сих пор хранится в Петербурге, в архиве военно-морского флота.

    Самая северная точка полуострова Таймыр отличается суровым климатом. Зима здесь стоит круглогодично, снег практически не тает, а температура в июле и августе обычно не превышает +1С°. В настоящее время полярная гидрометеостанция «мыс Челюскина» называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий сейчас заброшены, и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, которая обслуживается военными. В общем, почти все вокруг развалено.


     А в 1973 году, я сделал в своем дневнике такую запись»: «Навигация по Северному морскому пути была невозможна без изучения гидрометеорологических процессов у мыса Челюскин и в морях Карском и Лаптевых. Ключи к ледяному замку начали подбирать во время Второго международного полярного года. Экспедиция Всесоюзного Арктического института на ледокольном пароходе «Русанов» 22 августа 1932 года подошла к мысу Челюскин и приступила к строительству станции. 18 сентября 1932 года были начаты наблюдения. На первую зимовку осталось 10 человек, а в 1934-35 годах, когда начальником станции был И.Д.Папанин, зимовало уже 28 человек. В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром; здесь зимует около 100 человек. Построено на мысе Челюскин уже очень  много жилых зданий и научных павильонов.
   
     Удобен для исследователей мыс Челюскин. До полюса - рукой подать, всего-то 720 миль, да два моря под боком. Вот и наполняется весной небо над проливом ревом моторов. Ведут самолеты ледовую разведку для изучения дрейфа льда и метеорологических условий; воздушные высокоширотные экспедиции расставляют радиовехи, льдоисследователи занимаются изучением прочности льда на трассе Северного морского пути. Неприветлив мыс Челюскин. Зимой его леденят холодные ветры, с какой бы стороны горизонта они ни прилетели. Летом здесь нет шумных птичьих базаров, а лишь каменистая тундра да студеное море. Такие места раньше назывались «забытые богом». Но их не забывают люди. Даже стремятся сюда. Одни называют это романтикой, другие - работой. И дело не в названии. Главное то, что караваны судов давно ходят проливом Вилькицкого».  И это было 60 лет назад, при власти большевиков, а не сейчас!
 
     Вечером ко мне пришли гости – начальник аэропорта и прапорщик с заставы. Принесли три гольца и двух  муксунов. Гольцы и муксуны потянули на 32 кг. Местные дельцы хотели получить за эту рыбу по 15 тысяч за килограмм, т.е., почти полмиллиона рублей (тогда такие деньги были  у нас в связи с инфляцией), но я их выпроводил из каюты. Стояли мы от берега километрах в трех, а тащить обратно они свою рыбу явно не хотели. Поговорил насчет рыбы с капитаном. Капитан позвал их в каюту за хорошо накрытый стол, и дело решилось малой кровью – отдали всю эту рыбу бесплатно, да  пообещали и назавтра соленых гольцов  еще принести. Главное, чтобы стол был накрыт! Сделаем!      Выгрузка топлива  идет темпами в 70 тонн/час. В общем-то, это неплохо.

     19.10.1996 г. К утру перекачали 700 тонн. Еще надо сдать 1000 тонн, но, возможно, нам надо будет переходить на другое место, так как в этом месте все емкости скоро буду полностью заполнены. А это значит, что надо будет продуть топливо из шлангов, затем отсоединять все шланги (а это несколько километров), затем танкер будет  переходить на другое место и снова надо будет подсоединять эти шланги, заполнять их  медленно, а потом уже надо  начинать перекачивать топливо. Да еще все это чревато разливом топлива, что крайне нежелательно, так как штрафы за разлив топлива в Арктике, могут доходить до несколько миллионов долларов. И хотя экипаж танкера сплошь русские ребята, а судно то ведь все-таки иностранное. А мне, как ледовому лоцману, в случае разлива, даны большие права о докладах в соответствующие органы.

     Видимо простоим здесь пару дней, если все хорошо будет. Погода стоит хорошая, солнечная. Стоим в припае без подвижек. В полынье  часто появляются моржи. Сегодня видел белую медведицу с двумя медвежатами. После обеда ко мне пришел с радиостанции радист Юра, который принес мне  10, 5 кг. соленых гольцов.  Попробовал – вкусный голец и свежий. Отдал ему 150 тысяч рублей. В общем, рыбой я затарился под самую  завязку.

     20.10.1996 г. В 22 часа закончили все операции по сдаче топлива. Из бухты Спартак (у мыса Челюскин) вышли в полночь, и под проводкой ал «Арктика» в 05.00 пришли в бухту Солнечную на острове Большевик. На переходе лед был довольно тяжелый – толщиной до полутора метров. Шли очень тяжело, даже под проводкой такого мощного ледокола, как «Арктика». Несколько раз застревали и «Арктика» вынуждена была возвращаться к нам,  и  окалывать. В самой бухте Солнечной  лед в полутора милях от берега толщиной 30-40 см. Врезались в припай, протянули шланги и начали сдавать топливо грузополучателю. В 16 часов сходил пешком на берег вместе со 2-м штурманом, чтобы познакомиться с условиями жизни на острове Большевик. Принесли начальнику базы и его заму 10 бутылок пива,  а они дали нам ответный презент – 15 кг. красной  рыбы. Вечером вместе с капитаном и его женой посидели за пивом и рыбой в его каюте. Когда я был у полярников в гостях, то многое узнал об их жизни. Оказывается, на острове Большевик, горняки-золотодобытчики добывают за сезон до 500-600 килограммов золота. С наступлением зимы, на станции остается всего лишь  4 человека, которые здесь остаются зимовать,  а заодно, борются с медведями и песцами, которые часто приходят «в гости» к людям. У зимовщиков имеется для этого оружие – карабины и пистолеты. Когда мы  уходили с полярной  станции, то распрощались с ребятами, как с лучшими друзьями. Они ведь не часто видят здесь гостей, а поэтому нам завсегда рады, и очень просили приходить к ним и в следующем году. В ночное время  танкер «Вентспилс» закончил все свои операции, убрал шланги и вышел из бухты Солнечной  курсом на  Мурманск.

      Остров Большевик — второй по величине остров архипелага Северная Земля и его южная оконечность. Он отделён от материка проливом Вилькицкого, а от острова Октябрьской революции проливом Шокальского. Омывается Карским морем и морем Лаптевых.

     Датой открытия острова Большевик, как и всего архипелага Северная Земля, считается 1913 год, когда здесь побывала гидрографическая экспедиция Б. А. Вилькицкого. Однако детально остров был впервые исследован только экспедицией Института по изучению Севера 1930—1932 гг. в составе  Н. Н. Урванцева, Г. А. Ушакова, С. П. Журавлёва и В. В. Ходова. Площадь острова 11 312 км; (30,6 % от площади архипелага Северная Земля). Высшая точка — 935 м. В южной части острова преобладают холмистые равнины, переходящие в платообразные возвышенности, вершины которых покрыты ледниковыми куполами. Основу фауны острова  Большевик формируют: белый медведь, дикий северный олень, лемминг, песец, а также волк.   
            
     21.05.1996 г. Весь день идем под проводкой ледокола «Арктика» «на усах». Получили сегодня от Смолина план работы танкера на будущее. Сейчас идем в Мурманск с возможным заходом в Амдерму для сдачи 500 тонн дизтоплива, которое осталось на борту танкера.  А что делать мне, если «Вентспилс» завернет еще куда-нибудь?

     22.10.1996 г.  Весь день  мы идем под проводкой ледокола. В 19.30 прошли  Диксон. Переговорил по УКВ с начальником ШМО Бабичем Н.Г.  Вскоре получили телеграмму, где сообщалось, что «Вентспилс» пойдет не в Амдерму, а в Кувшинскую Салму, которая расположена в Кольском заливе, для сдачи там остатков топлива. В 19.45 ледокол «Арктика» вывел нас на чистую воду. Я распрощался с ледоколом, который повернул в сторону Диксона. Ну, а для меня, все вроде бы заканчивается прекрасно.

     23.10.1996 г. Весь день идем по Карскому морю. Немного покачивает. Посмотрел за день три фильма, читал книги. В 20 часов вышли из Карских Ворот в Баренцево море. Легли курсом на Кольский залив.  Планируем приход на 14 часов 25 октября.

     24.10.1996 г. В 18 часов пересекли 45 градус меридиана. Прощальный ужин у капитана.

    25.10.1996 г. В 16 часов  вошли в Кольский залив, а в 19 часов ошвартовались в рыбном порту. Рейс закончен.  В 20.00 я был уже дома. Все прекрасно и удивительно! Ура!