1988 год. Дневниковые записи

Вячеслав Кисляков 2
      Немного о жизни, счастье и времени.

     03. 02. 1988 года. Вот и еще очередной год наступил! Год этот високосный! Говорят, что високосные года приносят людям горе и несчастья. Так ли это?  Встречал я этот новый год на ходовом мостике – в рейсе на теплоходе «Мария Ермолова». Было это на Балтике в круизе рейсе на переходе  Ленинград – Рига. Я проработал на Балтийских круизах  с 30 ноября 1987 г. по 17 января 1988 г.  Время  пролетело быстро и незаметно.

     А ведь еще  совсем недавно настроение было совсем другое. Тяжелое для меня было время. Я  ощущал, что совсем нет  ни правды, ни закона. Судьбами людей вертели партийные подонки, волей случая ставшие у партийного правила. Постоянно думалось: куда же мы катимся? Что случилось в стране, что у руля  постоянно стоят партийные твари, которым за счастье считалось унизить или же «раздавить» человека.  Но, рассуждая по-философски, я понимал, что в истории все и всегда повторяется, даже спустя столетия. Всегда были властители и были  рабы. Ты можешь быть рабом, даже занимая  очень большую должность. Но когда в обществе везде обман и блат, а общество управляется негодяями, то человек не может быть счастлив никогда. Человек превращается в простую пылинку, которую может сдуть любой маломальский ветерок. И хотя нас все время учили, что человек сам является хозяином своей судьбы, не всегда это соответствовало действительности. Поэтому нам всегда надо было бороться, надо было стараться выжить в этой борьбе. Нас еще Карл Маркс учил, что счастье познается в постоянной борьбе. А истинное наслаждение  счастьем получает тот, кто находится на вершине властной пирамиды. И, не важно, какой  пирамиды - большой или малой! А кто-то находит свое счастье в смирении и покое. Можно ведь жить и по принципу: моя хата с краю и я ничего не знаю. И ничего не вижу, и ничего не слышу. Встречались мне и такие люди.  Такие люди, давно смирились со своей судьбой. Главное быть сытым, одетым, иметь крышу над головой, хороших детей и надежный тыл в виде жены и родителей. Кто бы был против такого? Но, как говорится: «Жить в обществе и  быть независимым от общества нельзя!» Да, это действительно так! Но вот душа человека - сама, независимо и подсознательно, ищет противоречия жизни. И эти противоречия не дают мне снова спокойно спать, будоражат мои извилины и давят на сердце, которое начинает понемногу болеть. И эта боль еще больше усиливается, когда появляется новая несправедливость в моей судьбе.

     Вот еще одна несправедливость жизни. 12 января Алене сделали серьезную операцию – ей удалили очень большую кисту и левый яичник. Не везет ей тоже.  А мне снова одни лишь  переживания, да и  мысли мрачные постоянно  лезут в голову, от которых можно сойти с ума.

     Приехал я с «Марии Ермоловой» в Мурманск 18 января, а уже 19-го января отдел кадров меня направляют  работать на теплоход «Канин» дублером капитана. Но я пошел до 01 февраля  на выходные дни, в связи с тем, что жена в больнице лежит и ей нужна моя помощь. 23 января забрал мою  Аленушку из больницы. В целом операция прошла нормально, хотя  по швам пошли гнойные выделения. Слава Богу, прополис помог, и  заживление шва идет нормально. Только это меня начало успокаивать, тут выясняется, что наша Оля не может сдать экзамен по сопромату. И как у нее будет все дальше – неизвестно. Опять же новые  волнения для нас. Злой я на Олю очень! Бессовестная девчонка! Ни о чем не думает.  Игорь тоже меня расстраивает так, что иногда приходится брать ремень и драть ему задницу. А ему ведь уже 14 лет! Ну, да что делать, если слов не понимает…

     С 01 по 03 февраля сходил на «Канине» капитаном в рейс до Дальних Зеленцов.  И на душе сразу все стало радостно. На теплоход «Канин» меня вроде бы послали напостоянно и надолго. Все сразу стало  прекрасно и удивительно! Определились безоблачные горизонты  работы на домашней и уютной линии. Но так ли все будет, как я предполагаю? Исчезнут ли в ближайшем будущем мои черные полосы на моем пути? Все ли я ясно вижу в своем  будущее? Но, этого, конечно, ни знает никто.

     1988 год – год  20-летия  нашей с Аленой свадьбы и окончания ЛМУ 01 марта 1968 г. Круглые даты! И еще в  этом году третья годовщина смерти папы. Год 20-летия нашей доченьки Оли и год 15-летия сына Игоря. Сплошные круглые даты! Год то ведь високосный! Каким этот год будет для всех нас – нашей семьи, наших родных и близких?  На это нам  сможет сообщить  только прошедшее время. Это оно – время, приносит нам счастье и горе, радость и беды,  свет и темень. Время стирает память, приносит забвение, шлифует жизнь человеческую, ибо время вечно и оно  неподвластно никому! Лишь время знает и помнит, что было в прошлом и, возможно, знает, что же у нас будет в будущем. Но время имеет и один существенный недостаток – оно безголосо! И оно никому ни о чем не говорит.  Время лишь стирает и шлифует наше бытие!  Бытие  превращается в бесконечную материю духа.  Все  живое  на Земле,  бесконечным течением  времени,  превращается   в неживое - в пыль Вселенной. Вот такая моя философия  всего нашего существования. А я вот все чего-то  дергаюсь, чего-то хочу. Все суета! Возможно, надо просто жить! И ни о чем не задумываться. Но я ведь капитан и я так  просто жить не могу, да и не хочу.
 
     21.06.1988 года.  Завтра началась война - 47 лет назад. А что будет еще через 47 лет?
С 06 по 13 мая я  взял выходные и поехал в Витебск – к маме и Люде. 7 мая в Витебск приехала и  сестра Таня. 9 мая, в день Победы, мы все собрались в Немойте у папы на могиле, чтобы помянуть его в кругу родных, близких  и знакомых. Очень замечательно, что так получилось – мы все собрались   вместе.   Особенно была рада мама. Она  понимала, что возможно она уже больше не сможет приехать сюда, чтобы окончательно попрощаться со своими земляками. Мама даже взяла родную землю с собой с могилы папы. Я сделал много фотографий с поминок на нашем кладбище.

     15 мая я возвратился в Мурманск. Как всегда после поездок в Немойту, я привез очередной радикулит. Сильно разболелась спина. Но это ведь для меня не главное. Главное – это то, что мы все собрались на могиле отца и помянули его.  Вот так бы наши дети  относились к нам, как мы относимся к своим родителям.

      У Оли в институте дела идут туго. Не знаю, как она закончит сессию.  Игорь закончил 7 класс на 4 и 5. Потом он работал две недели в совхозе «Полярный» в Мурманске, где заработал 60 рублей. После «Полярного»  мы отправили Игоря с классом в летний  трудовой лагерь в Краснодарский край. Проводили Игоря я с Аленой на поезд и остались в Мурманске одни. Лета  совсем  не чувствуется –постоянные  холода и холода. А 24 июня выпал снег. За ночь навалило сантиметров 20-25. Правда, через два дня снег полностью растаял. На море тоже постоянно штормит. Алена даже заговорила, что надо бы нам  уезжать из Мурманска. А куда?

     16.12.1988 года.  Вот еще прошло полгода. По 27 августа я отработал на «Канине» капитаном. Летняя работа всегда прекрасное время, хотя иногда и штормит. А так – это просто отдых! Всегда вспоминаю своего капитана Стеркина Э.Л., который мне говорил в свое время: «Только дураки ходят летом в отпуск! В отпуск надо ходить зимой, когда на море шторма и качка». И он, во многом был прав! Летом в наших рейсах на Озерко и Дальние Зеленцы были  одни радости жизни: рыбалки, грибы, ягоды, шашлыки и прочие прелести. Столько даров природы на Мурмане,  как их было в 1988 году, даже старожилы не могли вспомнить. Алена постоянно выходила со мной в рейсы на выходные дни. Насолили, наварили, намариновали всего столько, что должно  нам на пару лет хватить. Отличная погода стояла и в сентябре – октябре, чуть ли не до середины ноября. При стоянках в Мурманске мы постоянно ездили в лес на машине. В сентябре набрали еще и брусники, и черники, и морошки – ведер по 5-6. Таких прекрасных дней у нас с Аленой давно уже не было.  Впервые на Севере мы набрали даже белых грибов прилично. 

      Мне в эту осень  дали еще и очередной отпуск.  С 25 сентября по 7 октября мы с Аленой  две недели путешествовали поездом по ГДР по туристической путевке.  Эта наша поездка  была для нас очень удачной во всех отношениях. Погода стояла отличная все эти дни. Мы посетили Берлин, Магдебург, Лейпциг, Дрезден и ряд других городов ГДР. Особенно нам запомнилась Саксонская Швейцария и замок Кенингштайн.  За эту поездку по ГДР купили много хороших и нужных вещей. Главное, что у нас была хорошая компания. Все было натурально и впечатляюще.

     На обратном пути из ГДР мы заехали на три дня в Витебск – к Люде и в Ленинград – к Оле. В Мурманск приехали 20 октября. Дома был я  еще два месяца – делали с Аленой ремонт в квартире. К Новому 1989 году вышел на работу на «Канин» в должности капитана. Но уже в стране  начиналась горбачевская перестройка…