Непутевые заметки. Дневник путешествия. Мурманск

Ирина Романова 5
Непутевые  заметки.  Дневник путешествий.


Хельсинки – Петербург – Мурманск – Петербург – Кронштадт - Петербург- Хельсинки.


Сколько  лет  я  не  была  в  Мурманске? 
Лет  сорок  назад  я  была  там  единственный  раз,  в  полярную  ночь  и  было  это  так  давно,  что  помню  только  одно – была  в  Мурманске  и  больше  ничего.  Несколько  лет  собиралась  добраться  за  полярный  круг  и  вот,  наконец,  собралась.

24  июня. Хельсинки - Петербург.
 
День  начался  матюгом.  Вернее,  матюгом  чуть  не  закончился.  Эта  маршрутка  «от  адреса  до  адреса»  заставила  попсиховать. 
Вместо  десяти  утра,  как  было  обещано,  «выскреблись»  около  полудня,  к  границе  примчались  к  двум,  и  вроде  бы,  времени  еще  вагон,  а  там  «засада» -  на  финской  около  часа  ожидания,  на  русской  около  трех  часов. 
В  итоге  водила  мчался  к  моему  поезду  на  Ладожский  вокзал,  как  угорелый,  обгоняя  все,  что  движется. 
Поезд  на  Мурманск  в  21.23,  едва  успела  к  посадке.
Загрузилась  на  свою  нижнюю  полку  плацкартного  вагона,  перевела  дух,   ровно  по  расписанию  «вагончик  тронулся,  перрон  остался». 
На  боковой  полке  молодая  пара,  общаются  посредством  телефонов,  уткнулись  в  них,  пара  слов  и  опять в  телефоне.  Напротив  меня  молодая   девченка.  Наушники  в  ушах,  телефон  в  руках.  На  верхних  полках  два  мужика.  Молча  зашли,  переоделись  и  завалились. 
Сутки  ехать  в  таком  приятном  обществе. 
Тоска  зеленая.
Перекусила  своими  походными  запасами,  переоделась,  достала  свою  тетрадку.  За  окном  белая  ночь. 
Я  вне  зоны  доступа.  Буду  развлекать  себя  сама. 
Сегодня  надо  выспаться.  Если  получится. 
Давно  я  не  спала  под  стук  колес.
Денек  был  сумасшедший. 
Устала.

25  июня.  Петербург - Кольский  п-ов - Мурманск.

Проснулась  в  шесть.  Справила  нужду,  пока  вагон  похрапывает  и  нет  очереди  в  отхожее  место. 
За  окном  зеленые  леса,  реки,  станции  и  полустанки. 
«Широка  страна  моя  родная».
В  пути  уже  около  десяти  часов.  Делать  нечего,  посплю  еще.  Потом  позавтракаю.
К  полудню  вагон  еще  дрыхнет,  где-то  гавкает  маленькая  собаченка. 
Позавтракала  горячей  кашей  и  крепким  чаем,  ну  прям  как  дома. Качественный  походный  провиант  взят  с  собой.
За  окном  быстро  сменяются  пейзажи,  на  небе  то  черные  тучи,  то  солнце,  природа  не  такая  буйная,  цветет  сирень.
И  вот  лежу  я  на  своей  нижней  полке  и  думаю,  и  чего  я  поперлась  за  полярный  круг,  вот  драйва  мне  не  хватало. 
Вчерашняя  гонка  по  трассе  Е-18  до  Питера – жесть,  экстрим,  еще  бы  пара  пробок  на  пути  и  все,  поезд  «ту-ту»  без  меня. 
Еще  и  с  машиной  что-то  случилось,  водила  лежал  под  ней  минут  двадцать,  что-то  потекло. 
Теперь  в  Питер  только  автобусом,  с  комфортом  и  без  такого  тупого  ожидания  на  границе.  С  меня  хватит.  А  вот  обратно  в  ночь,  когда  некуда  спешить,  можно  и  маршруткой. 
Поезд  издает  странные  звуки,  видно,  что  пути  не  в  порядке. 
Вагон  качает,  как  на  волнах. 
Мужики  слезли  с  верхних  полок,  посидели  молча,  как  сычи  и  снова  залезли.  Ехать  еще  часов  десять.
За  окном  мелькают  низкие  сосенки,  болота,  озера,  синее  небо  сменяют  свинцовые  тучи,  дождь  бьет  в  вагонное  окно,  через  несколько  километров  снова  солнце  и  синее  небо.  Проехали  Кемь. 
Станция  Кузема. 
Стоянка  поезда  две  минуты.
Белое  море  за  окном. 
До  Кольского  полуострова  еще  несколько  часов,  за  окном  синее  небо,  непролазные  зеленые  заросли,  бедные  домишки,  покосившиеся  заборы,  полустанки. 
Может  я  впадаю  в  детство. 
Когда-то,  давно-давно,  с  папой  ездила  на  поезде  в  эту  сторону  на  Хибины,  и  так  же,  не  отрываясь,  я  смотрела  в  окно,  с  тех  пор  и  люблю  вот  так,  под  стук  колес,  куда-то  ехать  и  глазеть  на  природу.
В  вагоне  тихо,  все  уткнулись  в  гаджеты,  заткнули  уши  наушниками  и  ушли  в  астрал.  Времена  меняются,  уже  в  дороге  редко  встретишь  попутчиков,  с  которыми  можно  пообщаться.
Проехали  Лоухи – ливень,  в  Чупе  облачно,  но  без  осадков,  в  Кандалакше  стоянка  поезда  двенадцать  минут,  вышла  на  перрон  под  дождем,  размялась,  выкурила  сигаретку.
Вот  и  Кольский  полуостров,  до  Мурманска  семь  часов. 
Погода  меняется,  как  ветер  в  горах.  Солнце,  ливень,  ливень,  солнце,  но  зеленого  цвет  лесов  и  болот,  синевы  рек  и  озер  хватает  на  все  полторы  тысячи  километров. 
Красиво  и  пусто. 
Дикая  природа.
Время  обеда.  Пассажиры   дружно  заварили  «бичпакеты»,  запах  на  весь  вагон,  с  двух  концов  подтявкивают  сабаченки,  оказывается,  в  этом  вагоне  допускается  перевозка  мелких  домашних  животных. 
В  другой  раз  надо  внимательней  покупать  билет  и  читать  условия. 
Проводница  сказала,  что  все  на  сайте  есть,  буду  знать. 
Проехали  Африканду,  Полярные  зори,  Апатиты. 
Хибины  вдалеке,  на  вершинах  снег,  как  же  красив  Кольский  полуостров  летом,  думаю,  что  осенью  здесь  еще  краше,  да  и  зима  украсит  белыми  снегами  любой  пейзаж.
Через  три  часа  конечная  станция,  а  я  все  не  могу  налюбоваться  северной  природой.  Ловлю  себя  на  мысли,  что  уже  закинулась  позитивом  на  всю  поездку,  а  всего-то  сутки  в  поезде.  Я  б  еще  ехала  столько  же,  ни  сколько  не  устала.  В  вагоне  тихо  и  полупусто,  многие  сошли,  только  шум  на  стыках.  Погода  солнечная,  синее  небо  и  белые  облака,  вот  бы  так  и  в  Мурманске.
Ровно  по  расписанию  состав  прибыл  на  конечную  станцию.
А  здесь  порывистый  ветер  и  холодный  дождь. 
Дошла  до  нужной  остановки,  аборигены  подсказали  номер  автобуса  и  направление  в  сторону  моего  отеля.  Через  час  заселилась,  заказала  в  номер  ужин,  огляделась  по  сторонам. 
Ночлежка  вполне  себе. 
«69  параллель»,  ну  я  же  за  полярным  кругом.
На  улице  холодно,  попросила  обогреватель.  Заодно  получила  фен  и  удлинитель.  Вид  с  шестого  этажа  на  зеленую  сопку  и  телевышку,  внизу  отельные  домики. 
Чисто,  тихо,  рядом  Долина  уюта. 
Принесли  ужин,  треска  с  картошкой,  с  голодухи  съела,  но  так  дерьмово  приготовлено,  что  больше  их  услугами  пользоваться  не  буду. 
Связь  тут  тоже  полное  дерьмо,  оказывается,  это  роскошь,  а  не  образ  жизни.  Часа  два  настраивала  свои  гаджеты  на  их  волну,  уже  после  полуночи  на  помощь  приехал  работник  отеля. 
Розетки  в  холле  не  работают,  администратор  объяснила  это  тем,  что  хозяин  не  приветствует  скопление   людей  в  холле. 
Такая  причина  повергла  в  шок,  отель  прозвала  «назад  в  СССР».

26  июня. Мурманск.

Проснулась  в  десятом  часу.
Столовая  с  завтраком  еще  раз  убедила,  что  сервис  здесь  совковый,  «селедка  под  шубой»  на  завтрак  это  круто,  но  я  не  рискнула. 
После  десяти  набежали  работницы  и  быстро  разобрали  остатки  по  тарелкам.
За  окном  ветрено,  но  в  номере  тепло.  Часам  к  двенадцати  вышла  из  отеля  и  попала  под  холодный  ливень,  до  банкомата  добежала  по  лужам,  сняла  нал,  нашла  нужную  остановку   и  поехала  на  автобусе  по  городу, 
это  заодно  и  обзорная  экскурсия,  заодно  обсохла  и  согрелась.
Доехала  почти  до  самой  высокой  сопки,  где  находится  самая  известная  достопримечательность  Мурманска,  памятник  погибшему  солдату.  Дальше  в  гору  топала  пешком,  несколько  раз  начинался  дождь,  но  я  дошла.
Сверху  город,  как  на  ладони.  Ветер  сдувает.  Внизу  виден  порт,  Кольский  залив  Баренцева  моря  и  над  всеми  окрестностями  возвышается  Алеша.
Обратно  с  попутным  ветерком  спустилась  с  горы,  села  на  автобус  и  уже  по  знакомым  улицам  в  сторону  отеля. 
Зашла  в  магазин,  купила  все,  что  люблю,  приготовила  скромный  обед  туриста,  зарядила  гаджеты,  утеплилась,  вызвала  такси  и  поехала  на  остановку,  с  которой  идет  всего  один  автобус  в  час,  и  идет  он  на  другую  сторону  залива.
Мои  телодвижения  вызывают  пристальные  взгляды  аборигенов,  а  мне  все  интересно,  я  смотрю  в  окно  автобуса,  снимаю  то  мост,  то  залив. 
И  ведь  не  расскажешь  всем,  что  я  здесь  всего  на  два  дня,  а  у  них  глаз  давно  «замылился»,  мне  же  все  интересно. 
Встречала  даже  злобные  выражения,  но,  в  основном,  люди  здесь  добрые. 
Этот  маленький  поселок  под  названием  Абрам  мыс  на  другом  берегу  Кольского  залива -  всего  несколько  домов -  пятиэтажек,  а  дальше  туристам  ехать  не  рекомендуется,  везде  закрытая  зона  и  въезд  по  пропускам.
Погуляла,  забралась  на  сопку  и  увидела  город  с  другой  стороны. 
И  над  всем  городом  на  самой  высокой  сопке  в  лучах  солнца  стоит  Алеша. 
Вся  акватория  залива  в  портовых  кранах,  туда-сюда  бегаю  кораблики, буксиры,  танкеры  стоят  под  загрузкой,  портовая  жизнь  кипит.
Спустилась  с  сопки,  поднялась  к  остановке,  дождалась  автобус  и  поехала  в  сторону  отеля. 
Проезд  по  городу  в  любой  конец  всего  тридцать  два  рубля.
Почти  к  полуночи,  уставшая,  но  довольная,   добралась  до  номера.
План  дня  выполнен.  Все,  что  хотела,  сегодня  увидела,  поняла  и  оценила.
В  городе  много  зелени  и  это  за  полярным  кругом.  Городские  клумбы  только  засаживаются,  цветет  черемуха,  зацветает  рябина,  сирень  пока  только  набирает  цвет.  Много  хороших  машин,  дороги  относительно  нормальные,  спальные  районы  выглядят  одинаково  тоскливо,  но  много  детских  площадок,  парковых  зон,  есть  колесо  обозрения,  фонтаны,  много  памятников  погибшим  в  войну,  улицы  названы  в  честь  героев-моряков.  Общественный  транспорт  ходит  часто. 
Ландшафт  города  гористый,  прямых  улиц  нет,  все  с  подъемами  и  спусками  между  сопок. 
Много  агитационных  плакатов  за  власть,  каждая  вторая  машина  украшена  «колорадской»  лентой. 
Вся  береговая  линия  залива  занята  портовыми  строениями.  Городу  чуть  больше  ста  лет,  на  центральных  улицах  постройки  сталинских  времен.  Полярный  день  немного  сбивает  с  толку. 
Непривычно. 
Зимой  город  весь  в  огнях. 
А  пока  в  солнечных  лучах.
Вечером  отметила  бокалом  вина  день  за  полярным  кругом.
Хороший  день  я  себе  устроила. 
Динамичный  и  насыщенный.

27  июня. Мурманск.
 
Вчера  решила,  что  сегодня  день  безделья.
Надо  же  иногда  и  выспаться.  За  окном  всего  +12,  дождь.
Хорошо,  что  вчера  выполнила  программу  двух  дней,  сегодня  выйду  только  «куда  глаза  глядят».
Завтра  ранний  подрыв  и  на  такси  к  поезду,  так  что  надо  еще  собраться  и  привести  себя  в  божеский  вид  и  благополучно  отбыть  в  сторону  дома.
А  пока  за  окном  дождь,  успела  выспаться,  когда  проснулась,  небо  голубое,  солнце  яркое  и  всего +6.
Хорошо,  что  перчатки  есть  и  шапочка,  так  что  утеплилась  и  вышла  на  променад.  Куда  пойти,  даже  не  думала,  был  один  неохваченный  объект,  который  хотела  увидеть,  туда  и  потопала  и  часа  два  вниз-вверх  до  Кольского  залива  Баренцева  моря.
Времени  десять  вечера,  очки  от  солнца,  перчатки,  иду  быстро,  непривычно  холодно.
Я  дошла  до  него. 
Ледокол  «Ленин»,  он  стоит  на  приколе  в  пассажирском  порту  Мурманска. 
В  отель  вернулась  на  автобусе.  План  поездки  выполнен,  что  можно -увидела,  осмотрела  окрестности  города  в  радиусе  двадцати  километров,  а  куда  хотела  бы,  туда  нельзя.
Будильник  поставлен  на  восемь  утра.
Два  часа  ночи. 
Небо  голубое. 
Полярный  день. 
Пора  спать.

28  июня. Мурманск - Кольский п-ов.

Проснулась  раньше  будильника.  Толком  не  спала,  это  у  меня  всегда  перед  дорогой,  пора  привыкнуть.  Успокаивает  одно -  за  сутки  в  поезде  высплюсь.
Попила  чаю,  собралась  и  на  такси  приехала  на  вокзал.
Скоро  посадка.  Мой  вагон  девятый,  старый,  времен  совка,  проводница  с  гордостью  объявила  о  наличии  биотуалета.  Какое  счастье.
Моя  полка  боковая.  Других  не  было.  Народу  село  не  много,  «досядут»  по  ходу  следования. 
Времени  десять  утра. 
Поехали. 
Пока,  Мурманск! 
Села  к  окошку  и  снова  замелькали  прекрасные  северные  пейзажи. 
Почти  два  часа  уже  в  пути,  в  последний  отсек  сели  мать  с  дочкой -  подростком,  поймала  себя  на  мысли,   что  в  вагоне  с  собачками  ехать  было  спокойней,  им  хоть  не  давали  много  и  громко  гавкать. 
От  этих  двоих  столько  пустого  и  глупого  шума,  как  будто  они  здесь  одни. 
Природа  за  окном  радует  глаз,  уже  видны  Хибины.  В  этот  раз  я  вижу  их  только  издалека,  но  зато  есть  повод  сюда  вернуться. 
Это  будет  потом,  а  пока  мне  хватило  впечатлений  от  Мурманска. 
Понимаю  сейчас,  что  все  правильно  спланировала. 
Два  удовольствия  это  перебор.
А  пока  скорый  поезд  Мурманск - Петербург  несется  по  Кольскому  полуострову. 
Остановка  в  Оленегорске.  Вагон  заполняется  новыми  пассажирами,  в  мой  отсек  села  семья  с  ребенком.
А  я  уже  разложила  свою  полку  и  пытаюсь  уснуть. 
Сутки  в  старом  вагоне  это  для  меня  уже  экстрим.  Но  отношусь  спокойно,  вариантов  не  много,  билетов  на  нижние  места  уже  не  оставалось,  да  и  боковушки  были  последние,  поездка  бюджетная,  и  я  вполне  себе  уложилась. 
Часа  два  спала  и  весь  день  до  вечера  провела  в  горизонтальном  положении,  место  мое,  как  хочу,  так  и  отдыхаю.   
В  вагоне  спокойно,  хотя  почти  все  лавки   заняты. 
Народ  прибывает  на  каждой  станции.  Проехали  Апатиты. 
Скоро  уже  и  Карелия,  Кандалакша  и  стоянка  поезда  не  две  минуты. 
Впереди  еще  одна  ночь  под  стук  колес. 
Развлечений  в  поезде  не  много.  Моя  тетрадка,  телефон,  с  которого  ловлю  красивые  пейзажи,  не  очень  чистое  окно,  ну  и  все,  пожалуй. 
Перекусила  прямо  в  кровати,  в  моем  походном  меню  картофельное  пюре,  чай,  выпечка,  фитнес-батончики,  фрукты.  Благо,  кипяток  в  титане  всю  дорогу.  Рюкзак  слегка  облегчился. 
К  полуночи  уснула  и  вполне  себе  выспалась,  хотя  в  Кеми  на  верхние  полки  залезли  новые  пассажиры.  На  до  мной  легла  девчушка,  а  напротив,  в  ногах  у  деда,  долго  сидела  очень  больших  размеров  дама,  я  следила  за  ней  одним  глазом  и  очень  ей  сочувствовала.  Я  проспала  тот  момент,  когда  она  влезла  на  полку,  как  она  там  поместила  свои  сто  восемьдесят  кило,  не  знаю,  я  и  утром  не  заметила,  как  она  оттуда  сползла. 
Верхние  полки  в  поезде  это  нечто. 
Стоят  эти  места  дешевле  и  по  новым  правилам  РЖД  пассажир  нижнего  место  не  обязан  пускать  на  свое  место  никого. 
Ну  разве  что  из  вежливости.

29  июня. Петербург - Кронштадт.

В  десять  утра  поезд  прибыл  в  Петербург.  Я  вышла  из  душного  вагона,  глотнула  полной  грудью  свежего  воздуха  и  спустилась  в  метро.
В  планах   на  сегодня  давно  задуманная  поездка  в  Кронштадт. 
Вышла  на  площади  Восстания  и  сразу  на  Невском  купила  экскурсию.  Без  накладок  не  обошлось,  свободное  время  потратила  с  пользой,  прогулялась  до  Литейного.  Экскурсия  заняла  часов  шесть,  опять  цейтнот,  моя  маршрутка,  оказывается,  в  девять,  а  не  в  десять.  Водитель  домчал  с  ветерком  до  центра.  Минут  сорок  в  запасе,  иду  с  Невского  на  Литейный,  успеваю  поужинать  и  зайти  в  продуктовый  магазин. 
Времени  всего  на  сигаретку  и  уже  вижу  свою  маршрутку.
Питер  сегодня  был  в  быстром  темпе,  но  все  задуманное  сложилось  и  получилось.  Кронштадт  был  в  приоритете.  Там  погибли  в  войну  мои  бабушка  и  прабабушка,  провел  детство  и  молодость  папа. 
По  сути -  там  мои  корни.  Поездка  была  запланирована  давно.
А  Питер,  он  родной  с  детства  город,  я  выросла  с  ним,  хоть  и  родилась  в  Карелии.  Родители  пережили  блокаду,  на  Пискаревке  осталось  на  веки  много  родни. 
И  здесь  тоже  мои  корни. 
Ближе  к  полуночи  выехали  из  Питера  и  понеслись  на  границу. 
На  дороге  спокойно.  Это  радует.

30  июня. Петербург - Хельсинки.

До  дома  часов  пять.  Границу  прошли  очень  быстро,  бонусом  мне  магазин  беспошлинной  торговли,  где  купила  грузинские  вина  и  виски  себе,  любимой. 
Промчались  от  Торфяновки  до  Хельсинки  по  пустынной  дороге  на  одном  дыхании.
В  пять  утра  меня  доставили  прямо  к  дому.
Мой  вояж  в  Мурманск,  самый  большой  город  в  Мире  за  Северным  полярным  кругом,  благополучно  завершился.
И  я  ни  разу  не пожалела,  что  выбрала  этот  маршрут.
Позади  почти  две  тысячи  семьсот  километров  по  железной  дороге,  почти  тысяча  километров  на  машине,  масса  впечатлений,  которые  буду  переваривать  до  следующей  поездки,  масса  позитива,  которым  заполнила  свою  душу  и  голову. 
План  июня  выполнен  на  самую  высокую  оценку.
К  шести,  уставшая,  но  довольная,  я  доползла  до  своей  кровати  и  сладко  уснула.
 

07.07.2019
Хельсинки.




---------------------