Пятая поездка в Литву и вторая в Вильнюс. 2 часть

Алекс Свитт
Пятая поездка в Литву и вторая в Вильнюс (4 дня, июль, 2019. Но! В этот раз без группы и ограничений по времени!).

Часть 2.

Итак, я в Вильнюсе, в столице наших соседей литовцев, где в архитектуре чётко видно белорусско-польско-украинское влияние (такова история края). У меня в руках карточка скидок на 48 часов, брошюра с перечисленными возможностями и достопримечательностями, ну, и карта города. Отлично. Отправимся на прогулку…

И сразу же попадаем в Старый город! О, это нечто… 352 гектара Средневековья!  У нас, в Риге, поменьше будет. Да чтоб не соврать, то гораздо меньше! Это не значит, кстати, что он хуже. Нет. Но он меньше. И это факт… А сами Старые города внесены в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Вот так… 

Знаете, теперь я чётко вижу, что путешествовать лучше с друзьями или одному, но никак не с группой. Почему? Постоянно поджимают сроки. Что-то понравившееся нельзя нормально сфотографировать. Чтобы услышать, что говорит гид – нужно стоять с ним/ с ней рядом, но тогда это сильно мешает объёмному восприятию архитектурного объекта, не говоря уже о том, что моё богатое воображение никак не сможет перенести меня в прошлое (а это плохо) и так далее… Я жил в пяти минутах от Ворот Зари и благодарил свой гостевой дом за то, что всё было близко, понятно и удобно. За это хочется сказать ещё отдельное спасибо хозяевам, решившим именно у начала Старого города устроить свою небольшую гостиницу…

Ворота Зари с часовней и чудотворной Матерью Божьей Остробрамской (кстати, без младенца! Я обратил на это внимание. А также на то, что туристы высоко почитают это священное место и даже становятся на колени. Из-за чего я, во второй день своего пребывания в Вильнюсе, решил обходить этот участок Старого города стороной, чтобы не мешать верующим да страждущим людям. Мол, я тут просто недалеко живу, а они пришли по важному делу. Однако я её запечатлел. И запомнил…), Собор Успения Божьей Матери, Костёл Святого Казимира, Костёл Святой Анны (мини Кёльн по-литовски, как мне показалось), Ратуша, Ратушная площадь, улицы Пилес, Диджиойи (я её в шутку, но с уважением называл «Диджиоджи», чтобы легче выговаривать было), Вильняус, Вильнюсский Университет (1579!!! Это сильно!!!), Президентский дворец (однако, впечатлён), Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава, Кафедральная площадь, колокольня, памятник князю Гедимину, Замковая гора и башня Гедимина (почти всё, что осталось от Верхнего замка)… Э-э, стоп! Вот тут мы и остановимся.

Я понимаю, что не назвал ещё несколько десятков церквей, но религия в каком бы виде она ни была, не сильно привлекает тех, кто несколько далёк от этого. Да, это красиво, серьёзно, духовно, культурно и мощно, но... Но не для всех. Это понимать надо. А мы народ попроще, уж, простите. Но должен отдать должное Вильнюсу: все эти церкви, соборы, костёлы, храмы – производят СИЛЬНОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ и украшают Старый город!!!..

Однако, знаете, чего мне не хватало, равно, как и в Риге, и Таллине (Таллинне)? Больших, величественных фонтанов! Таких, какие находятся в Мадриде, Риме, Вене, Париже, Лондоне, Берлине, Москве, Санкт-Петербурге! Чтобы глянул на них и сказал бы: «ВАУ!!! Это шедевр искусства!!!». Теперь я точно знаю, что в прибалтийских столицах таких, к сожалению, нет. Увы и ох… Простые есть, но величественных, необычных, запоминающихся не встречал…

Что ж… Полезем на колокольню, что на Кафедральной площади. Она есть в брошюре и пусть она будет моим первым посещением в Вильнюсе.

Четырёхэтажная, э-э, четырёхъярусная колокольня с куполообразной крышей и крестом на самом вверху относит нас в XVI-XVIII века. С одной лишь большой стрелкой на циферблате (как у нас на башне Петра!). У неё толстые стены (от 2,8 м до 4-х!), высота 52 метра (с крестом: 57 м) и сама башня уходит даже немного под землю (как мне любезно сказали смотрители, мол, там сейчас уборные находятся. А я-то думал: «О! Подземелье!». Ну, да ладно). С неё открывается довольно приятный вид на город, однако окна под куполом - с решётками, что, конечно же, слегка разочаровывает. Да и глядя из этих же окон, как недалеко возвышается башня Гедимина, начинаешь понимать, что не туда ты, путник, забрался. Вся красота и панорама там! Но и тут было довольно мило. Особенно запомнились три вещи: 1) были узкие проёмы на винтовой каменной лестнице, как в Сигулде/Турайде, 2) помещение с небольшими колоколами на втором этаже, висящими на балке, под которыми стояли стулья с подушками. На подушках были и палочки. Так как не было никаких табличек, ленточек, то я взял, да и сыграл «Подмосковные вечера» из «Иван Васильевич меняет профессию». Шутка. Просто немного постучал. Звук был приятный. 3) Из окон четвёртого этажа можно было, как следует, рассмотреть три главные статуи, что располагаются на крыше Кафедрального собора. Рассмотреть самому, ну, и приблизить с помощью фотоаппарата (сильнее и чётче, чем на земле)... Один ноль!

Обойдём теперь всю площадь целиком (о! колокольня действующая! Слышен звон, отбивающий часы! Приятно), оценим парк, интересный фонтан, памятник Гедимину, скульптуру трёх собачек (ах, мило!), Замковую гору, на которой возвышается башня с литовским флагом наверху, ну, и полезем наверх. Можно на фуникулёре, что ходит по рельсам, можно и пешком. Лучше пешком. Где наша не пропадала!

Итак, башня Гедимина. Ну, тут лучше включить своё богатое воображение и окунуться в прошлое…

Великое Княжество Литовское… Начало XIV века… Где-то в лесу, у высокого холма, что на юго-востоке края. Вечер у костра…

«Гедимин, что это с тобой? Весь день ходишь, будто водой из ручья окатили, а одёжка просохнуть не смогла. А ли занемог?».

«Нет, мой добрый, мудрый друг. Не окатили меня и не занемог я. Сон диковинный приснился прошлой ночью. Да такой, что до сих пор в себя прийти не могу. Никогда ещё со мной подобного не бывало».

«Сон? Ну, это поразмыслить надо. А что за сон-то?».

«Да будто хожу я по лесу этому ночью и слышу вой страшного, и свирепого волка. Достаю я свой лук, беру стрелу и иду на этот вой. А на небе полная луна освещает мне дорогу к нему. Вот вижу, стоит он на этом самом холме, на котором мы сейчас пируем, смотрит на меня и не шелохнётся. Видать, ждёт, что я подойду поближе. Ну, а я не деревенщина какой, ближе подходить к свирепому зверю. Натягиваю тетиву, пускаю стрелу и думаю, что всё, уложил брата. А от него стрела, как от доспехов отскакивает! «Что за чертовщина?». И пускаю ещё одну. Вновь отскочила! Третью! Ему хоть бы что! Н-да-а-а… Я хоть и знатный воин, да охотник, а сразу почуял неладное. Отошёл от него немного, опустил лук, достал меч могучий и приготовился к битве. И тут, он как завоет! Будто 100 волков в один протяжный вой слились! Я не выдержал, задышал сильнее, взмок и… проснулся… Сколько живу, а подобного не видывал. Может, зря мы здесь охотимся да празднуем удачу? Нечистая земля тут. Гневается. Уйти надо».

«Ох, и взваливаешь ты на свои могучие плечи того добра, что нет. Не понимаешь, а рассуждать пытаешься. Сны – это знаки небес! Тебе был послан знак свыше! Боги благосклонны к тебе... Волк твой – это крепость, которую ты должен здесь, на холме построить. В доспехах он был потому, что крепость от врагов защищать придётся. Не без этого, воин мой. Вой сотни волков – это молва, которая пойдёт о тебе и крае твоём могучем, который ты устроишь возле этого холма, продолжая традиции Великого Княжества нашего Литовского!».

«О, как! Не думал я, что подобный сон пророчеством окажется. Спасибо тебе, друг мой мудрый. Вовек не забуду слов твоих. Построю я крепость. И разобью здесь жилой край, и назову его, как речку, что здесь у холма течёт – Вильна, Вильнюс!!! И пусть молва о нём пройдёт по земле нашей сильнее, чей вой ста свирепых волков!!!».

Ну, вот, как-то так. И никак иначе. В знак уважения соседям и гостям литовской столицы. Башни этой, правда, тогда не было ещё, мол, её построили уже при князе Витовте, в 1419-1422 годах XV-го века, но назвали её в честь всё того же основателя Вильнюса - знатного и могучего князя, и охотника Гедимина (годы жизни: приблизительно 1275-й – 1341, годы правления: 1316-1341).

Ну, а башня, как символ, знак, история, дань уважения – это трёхэтажный восьмиугольник (нижняя часть - четырёхугольник) высотой 48 м (если считать от подошвы горы, 20 метров - сама башня и 143 метра - всего над уровнем моря), открывающий взору красивую, захватывающую и поистине величественную обзорную панораму на Вильнюс!!! Причём, сначала вы поднимаетесь и наблюдаете город внутри башенных окон, а потом вашему вниманию предстаёт крыша и открытая смотровая площадка, которая стоит того, чтобы на неё забраться!!! (Где-то пониже виднеется купол прошедшей колокольни. Ата-ата, колокольня! Ты хороша, но Гедемин – есть Гедимин. Тут можно только диву даваться. Это сильное впечатление и вдохновение, позволившее мне не только прочитать старинную легенду об основании Вильнюса, но и увидеть лес (которого сейчас нет), мудреца, Гедимина, волка, костёр, ну, и почувствовать, да проникнуться этой великой историей. Спасибо, ВИЛЬНЮС!!! Два ноль!!!).

Продолжение следует.

Благодарю за внимание!

Алекс Джей Лайт.