Глава 14. Прощание с детством

Тамара Злобина
   
Через несколько дней после приезда Вари в Ряжск, когда отец повёл Таечку на какое-то мероприятие в школу, у внучки с бабушкой произошёл серьёзный разговор.
Варя начала рассказывать о том, как брат с женой выжили мать с её же квартиры.
-Ну, положим не выжили, - не согласилась Прасковья Дмитриевна, - Катерина сама ушла. Не такой она человек, чтобы её можно было выжить.
-А какой она человек? - решила узнать у бабушки всю правду Варя.
-Какой человек, спрашиваешь? - улыбнулась та. - Сильный, волевой, стойкий.
-Как стойкий оловянный солдатик?! - невесело засмеялась девушка.

-Вот и ты такая же внучка, -  отреагировала Прасковья Дмитриевна. - Вся в мать.
-Это плохо? - с лёгким вызовом поинтересовалась внучка.
-Разве я сказала, что это плохо? - укоризненно посмотрела на неё бабушка, и Варя опустила глаза.
-Я просто хотела сказать, что ты такая же стойкая, как мать... А вот Сашенька — весь в Павлушу. И внешностью, и характером. И того и другого очень легко подчинить своей воле, легко сломать... Вот твоего отца, девочка, там сломали...

Прасковья Дмитриевна только слегка кивнула головой в ту сторону, где по её мнению находился север, и Варя всё поняла.
-Ведь Павел не такой сильный, как Катерина... Лагерь, Варварушка, страшное место. Если бы только один изнурительный труд... Холод, недоедание, ежедневные издевательства охраны. Днём работа из последних сил, а ночью пьяные надзиратели насиловали заключённых...

У Вари от этих слов волосы начали шевелиться на голове.
-Разве такое возможно?! -  испуганно воскликнула она. -  Разве у нас такое может быть?!
-Там было. Есть. И будет, - ответила Прасковья Дмитриевна с такой болью, что Варе стало страшно. - Пока эти нелюди имеют власть над людьми - это никогда  не закончится.

Рассказ бабушки перевернул Варе всю душу.  Ей до невыносимости было жаль отца, она не знала, как сможет после этого смотреть в его глаза. Девушке  казалось, отец сразу догадается, что бабушка рассказала ей о том,  что он смог доверить только одной ей — своей матери.

Всю ночь Варя пролежала с открытыми глазами, и по её щекам сами собой текли слёзы.. Она даже представить боялась, что чувствует отец, как он живёт с такой раной в душе.
-Поэтому он уехал от мамы? - спросила она тогда бабушку.
-Ты всё правильно поняла внучка, - ответила Прасковья Дмитриевна.

На следующий день Варя старалась вести себя так, словно ничего не случилось, но ловила себя на том, что время от времени поневоле задерживает взгляд на отце.
-Что, дочка? - спрашивал тот.
-Соскучилась, папка, -  отвечала она и, уткнувшись ему в плечо, глотала слёзы. - А завтра нам опять расставаться...
-Ну-ну, дочерь! - смеялся отец, - Вся наша жизнь состоит из расставаний и встреч. Не было бы расставаний — и встреч тоже  бы не было.

После возвращения из Ряжска, Варя ничего не рассказала матери о разговоре с бабушкой. Она поняла, что та и без неё давно поняла, что произошло с отцом — просто не хотела обрушивать на дочь страшную правду о сталинских лагерях.
Получилось так, что и для Вари, как для Виктора, эти каникулы стали прощанием с детством. Оба вынесли из них своё, но  оба поняли что-то главное, и оба изменились.

Варя вернулась в Москву совсем другим человеком. Она и раньше не отличалась ветреностью и легковесностью, а теперь словно повзрослела на несколько лет. Столкнувшись с  Бахтиным в  просторных коридорах МГУ и встретив его взгляд, девушка инстинктивно поняла, что у бывшего  одноклассника тоже что-то произошло из ряда вон выходящее.

Виктор не зубоскалил, не подначивал Варю, как обычно, а просто спросил:
-Как живётся, Варя?
-По разному, - ответила девушка. - А у тебя, как дела?
-Тоже по разному, - открыто улыбнулся Виктор. - Вот хвосты сдал за каникулы.
-Молодец, когда тебе нужно, ты горы можешь свернуть, - без особого энтузиазма отозвалась Варя.
- Может быть, как-нибудь встретимся? - предложил он, пропуская мимо ушей её уточнение. - Посидим, поболтаем... Вспомним детство.
-Может быть. Как-нибудь, - отозвалась Варя и они разбежались по разным аудиториям.

Через месяц на адрес общежития пришла телеграмма для Вари: «Дочка, выезжай тчк Отец тяжёлом состоянии тчк Мама»
И Варя, бросив всё, понеслась домой.
Её встретил Александр. Сказать, что он был чернее тучи — ничего не сказать.
-Что случилось, Сашка? - спросила его Варя, прижимаясь лицом к его сильному плечу.
-Даже не знаю, с чего начать, - растерянно ответил он.
-Начни, братишка,  с того, где твоя семья? - подсказала Варя.
-Да нет у меня больше семьи, - опустил глаза  тот и смолк.
-Даже боюсь предположить!  - прервала молчание Варя. - Неужели Лиля ушла от тебя?
-Не просто ушла, - усмехнулся брат, - сбежала!
-О, как! - отреагировала сестрёнка. - Неужели из-за того, что ты перестал носить её на руках, кидать к её ногам охапки цветов, а главное: запретил называть себя этим отвратительным прозвищем -  «мышуль»?
-Не нужно язвить, сестрёнка, - устыдил её Александр. - Всё гораздо проще: она сбежала со своим любовником, который был у неё до знакомства со мной.

-А как же Толик? - удивилась Варя. - Ты отдал сына этой... женщине?
-Это не мой сын, Варюша, - ответил Александр. - Это сын того, которому и предназначалось это самое - «мышуль»... Потому, видимо,  меня и коробило, на уровне инстинкта,  от этого прозвища!
-Ну, и как ты, братишка? - спросила Варя, вглядываясь в лицо брата.
-Стараюсь держаться, - ответил тот. - Когда семья переживает более сильное горе — мои беды кажутся такими бледными и несущественными.

-Так, - отреагировала Варя, - теперь о самом главном.
-Мама после того, как узнала, что отец в тяжёлом состоянии,  и находится в больнице, дала тебе телеграмму и уехала в Ряжск... Меня с работы не отпустили... Так, что я знаю ничуть не больше того, что известно тебе.
-У него, что снова открылись застарелые болячки? - пыталась узнать Варя что-то большее.
-Нет, он ранен, - ответил Александр, - Звонила бабушка, сказала, что его ударили ножом, когда он возвращался домой с работы... Больше мама ничего не смогла от неё добиться:  бабушка, как сумасшедшая повторяла лишь одно -«Он убил его, он убил его!».  Мама так была напугана... Ну, а дальше ты уже всё знаешь.

-Кто ранил? Почему? - настаивала девушка.
-Да откуда я знаю! - начал сердится Александр. - Ты меня допрашиваешь, как дознаватель!
-Не кричи! - осадила его сестра. - Я не твоя подследственная.
-Прости, Варюша. Я, действительно, ничего не знаю... Если бы у бабушки в доме  был телефон... Собираюсь завтра поехать туда.
-Вот и хорошо, - отреагировала Варя. - Едем вместе. Вдвоём не так страшно.

-Понимаешь, сестрёнка, - неуверенно начал Александр, - вчера у нас в отделе появилась свежая газета из Ряжска с криминальными новостями. В ней некий журналист - Игорь Мятлик, пишет о двух криминальных происшествиях в Ряжске  в один день: удар ножом «некого педагога» и зверская расправа с бывшим охранником одного из сибирских лагерей... И он связывает эти два происшествия воедино... Не нравится мне всё это, Варюша! Ох, не нравится.
У Вари даже испарина появилась на лбу: она сразу вспомнила рассказ бабушки о том, что творили с заключёнными эти самые охранники.
-Мне тоже, Сашка, не нравится, - ответила она. - У тебя есть причина волноваться.
-Ты что-то знаешь?! - начал догадываться тот.
-Не знаю я ничего! - запротестовала Варя. - Не мели чепухи, и не придумывай ничего! Завтра поедем и всё узнаем доподлинно.

    Продолжение:http://proza.ru/2019/07/22/973