Лондонская Национальная галерея-14

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

В 1917 году в галерею поступили полотна Э. Мане, Дега и импрессионистов, полученные по завещанию Лэйна, собравшего в своей коллекции много подлинных шедевров, среди которых достаточно назвать. «ПОРТРЕТ ЕВЫ ГОНЗАЛЕС», «МУЗЫКУ В ТЮИЛЬРИ» Э. МАНЕ И «ЗОНТИКИ» РЕНУАРА. Вместе с ними в галерею вошли еще ДВА ПЕЙЗАЖА КОРО, «ДОН КИХОТ» ДОМЬЕ, «ПОРТРЕТ ФИЛИППА ОРЛЕАНСКОГО» ЭНГРА и многие другие.

 «МУЗЫКА В ТЮИЛЬРИ» (1862) - одно из интереснейших ранних полотен ЭДУАРДА МАНЕ (1832-1883) – уже в полной мере раскрывает его художественное новаторство. Написанная в 1862 году картина предваряет тот интерес к городскому пейзажу и сценам современной жизни, который впоследствии будет характерен для импрессионистов. Сады Тюильри в эпоху Второй империи были излюбленным местом прогулок светской публики Парижа, и вид этой пестрой живописной толпы не замедлил привлечь внимание художника. Мане изобразил здесь и самого себя (фигура в цилиндре слева), и своих друзей, и многих известных лиц, как Бодлер, Теофиль Готье и композитор Оффенбах. Уже в этой ранней вещи Мане отказывается от четкого контурного рисунка, от привычной академической моделировки и строит композицию, прежде всего цветом, создавая дробной игрой пятен впечатление живого движения, мелькания множества людей. Зрители, привыкшие к отчетливо выписанным деталям, не могли примириться с этими новыми приемами в казавшейся им «недописанной» картине. Выставленная в 1863 году в частной галерее Мартине «Музыка в Тюильри» вызвала тогда самые ожесточенные нападки, предвосхитив тот скандал, который несколько месяцев спустя вызвал знаменитый «Завтрак на траве».

Рядом с этой картиной красивый импозантный «ПОРТРЕТ ЕВЫ ГОНЗАЛЕС» (1870) за мольбертом, хотя и написанный МАНЕ на 8 лет позднее, выглядит более традиционно, напоминая парадные изображения художниц XVIII века. Только изысканная бело-серая и синяя красочная гамма, построенная на сопоставлении больших обобщающих пятен, говорит уже и об ином понимании цвета, и о новых живописных приемах, незнакомых прежним мастерам.
Благодаря этим двум полотнам Мане – один из наиболее выдающихся французских мастеров XIX века – сразу оказывался представленным в галерее характерными и высокохудожественными произведениями.

То же самое можно сказать и про РЕНУАРА (1841-1919), большая картина которого «ЗОНТИКИ» (1881-86) как бы вобрала в себя квинтэссенцию его стиля. Изображая прохожих на улице, застигнутых дождем, Ренуар через 20 лет подхватил ту же тему городской жизни, которая в свое время увлекла и Мане. В уличной сутолоке взгляд зрителя лишь мимолетно отмечает то изящный силуэт молоденькой модистки, то нарядные фигурки детей, мелькающие котелки мужчин и зонтики, зонтики, зонтики, вмиг раскрывшиеся над этой спешащей толпой. Впечатление движения, непосредственность личного восприятия подчеркнуты типичной для импрессионизма композицией, дающей как бы случайно выхваченную сценку действительности.

Дальнейший подбор экспонатов того же художественного уровня и значения был делом далеко не легким. Французская живопись давно заняла ведущее место среди других западноевропейских школ, и произведения наиболее выдающихся мастеров XIX века, в основном уже «осевшие» в различных собраниях, все более и более росли в цене.
Тем не менее, задача организованного пополнения французского отдела именно с этого времени становится первоочередной в комплектовании галереи.

Одним из крупных достижений музея было приобретение «ПОРТРЕТА Г-ЖИ ДЕ МУАТЕСЬЕ» (1856) работы ЭНГРА (1780-1867), купленного в 1936 году.
К этому времени в собрании было уже несколько работ этого знаменитого «классика» французской школы XIX века, но монументальный портрет г-жи де Муатесье, безусловно, превосходил их по своему значению. На протяжении 50-х годов светские заказчицы буквально осаждали Энгра своими заказами. Когда в 1844 году Инес Муатесье впервые появилась в ателье художника, она произвела на Энгра сильное впечатление своей величественной красотой. Он создал два портрета Инес. Один находится в Вашингтоне, а другой Лондонская Национальная галерея приобрела в 1936 году у потомков изображенной. Лондонский портрет был начат в 1844 году, затем работа откладывалась, возобновлялась, и лишь в 1856 году (через 12 лет!) Энгр закончил ее и поставил свою подпись.
В результате искусство получило прекрасную роскошную работу, в которой все детали довольно сложной портретной композиции отделаны с большой тщательностью и прекрасно взаимодействуют друг с другом.