Гертген тот Синт Янс. Богоматерь с младенцем

Алина Алексеева-Маркезин
   GEERTGEN tot Sint Jans.Богоматерь с младенцем.около 1480.Tемпера на доске, 26,8 x 20,5 cм Museum Boijmans Van Beuningen, Rotterdam

        В центре картины – маленькая хрупкая мадонна, которая  присела на полумесяце, сокрушающем дракона- Люцифера . Широкие одежды скрывают её  тело.
В руках Мария держит худенького Младенца, с тоненькими ножками.Он ведет себя очень активно – в его руках колокольчики-бубенчики, которыми он энергично размахивает, да не просто размахивает, а дирижирует.
Иисус Христос руководит огромным оркестром ангелов, которые как сиянием окружают фигуру Богоматери, заключая ее в три ореола. Ангелы первого, самого светлого круга, скорее не играют на музыкальных инструментах, а танцуют.
            
       Во втором ореоле, более темном, представлены атрибуты Славы и Мук Иисуса Христа.В верхней части образа можно заметить три таблички со словами «Sanctus» ангелы держат:крест,  колонну, терновый венец и молоток и гвозди.
Ангелы третьего, внешнего круга играют на всевозможных музыкальных инструментах: виолах, лютнях, колокольчиках, трубах и многих других.
         Деву с младенцем окружает не только сияние света, но и музыка. Очень удачно художник сливает эти две стихии в одну.Музыка – это свет  и живописи подвластно это передать.

О ХУДОЖНИКЕ.

     Гертген тот Синт Янс, Геррит ван Харлем (Geertgen tot Sint Jans; Лейден? 1460—1465 — Харлем? до 1495) — нидерландский художник эпохи Возрождения.
Родился в Лейдене, но большая часть его недолгого творческого пути связана с Харлемом, где он учился в мастерской Альберта ван Оуватера. Некоторое время художник жил в Брюгге: в списках Гильдии миниатюристов этого города он упоминается как «Гертген Голландец».

        Основным источником немногочисленных сведений о Синт-Янсе является «Книга о художниках» Карела ван Мандера, в которой упоминается, что художник жил и работал в харлемском монастыре Святого Иоанна, однако в орден не вступал. Имя художника переводится как «Маленький Герард из братства Святого Иоанна». По заказу монастыря Синт-Янс выполнил лучшие свои работы.

              Творческое наследие Синт-Янса сравнительно невелико. Оно насчитывает около 15 работ, включая и те, что приписываются ему на основании стилистического сходства. Картины художника обнаруживают хорошее знание фламандской художественной традиции, в них просматривается влияние ван Эйка и ван дер Гуса.
            Жизнь Синт-Янса была непродолжительной, но плодотворной. У него было много учеников и подражателей, а влияние творчества художника распространялось вплоть до XVI века.
Художник умер в Харлеме в 1490 году.