Айвазовский был одним из последних и самым ярким представителей романтического направления в русской живописи. Изо дня в день вставал он к мольберту; писал не только море, писал украинские степи, поросшие седым ковылем, чумацкие возы на крымских дорогах, прибрежные города и гавани.
К пятидесятилетию со дня гибели Пушкина Иван Константинович в содружестве с Ильёй Ефимовичем Репиным написал картину «Пушкин у моря». Это одно из самых значительных полотен о великом поэте.
Впервые Айвазовский встретился с Пушкиным в Петербурге на академической выставке 1836 года.
–– Вы –– южанин, но великолепно передаете краски севера, –– похвалил Александр Сергеевич его работу «Чухонцы на берегу Финского залива».
Что с ним творилось! Пушкин похвалил! Они потом не раз встречались: юный академист и великий поэт, и всегда Александр Сергеевич был внимателен к Ованесу.
Когда Пушкина смертельно ранили на дуэли, горе юноши не знало границ. У дома на Мойке, где умирал Пушкин, Ованеса стискивала толпа, с такой же надеждой, как и он, ожидающая, что поэт поправится. Переминались с ноги на ногу, прислушивались к каждому слову, произносимому о поэте... В тот день Ованес отморозил ноги. Двадцать девятого января в два часа сорок пять минут пополудни Александр Сергеевич скончался. После стольких надежд, пусть зыбких, такой удар был непереносим! Из-за отмороженных ног Ованес не мог пойти проститься с ним. Тогда приятель достал салазки и в салазках повез Ованеса через Неву к дому поэта.
Айвазовский боготворил Александра Сергеевича, не расставался с его книгами. В них с возрастом еще сильнее открывались ясность и гармония, вечная хвала природе и жизни.