24. Догмат о сотворении мира. Продолжение

Сергей Михальчук 2
Антропология

2005г. Дополнение к Курсу лекций 
прочитанных в Белгородской Духовной Семинарии с миссионерской направленностью в 2004-2005 учебном году.

Тема II

Основы Антропологии.

Догматические основания Антропологии. 

I.1. Догматы: «О Троице», «О сотворении мира из «ничто», «О   Воплощении Бога Сына», - есть основание Догматической Антропологии.

I.1.2. Догмат о сотворении мира из «ничто».

I.1.2.3. Катафатические (духовные) свойства Божества. Продолжение.

Бог не сущность, - Он прежде всякой сущности.
Бог не что-то из бытия, - Он прежде всякого бытия, и Сам причина всякого бытия.
Поэтому, бог не есть бытие, как мы его понимаем. Он сверхбытие и сверхсущность.
У Плотина Бог непознаваем, потому что ум не может приблизиться к «простому бытию» Единой Причины всего, из-за своей множественности. Но в принципе возможно бесконечное приближение к бытию Бога.
У Дионисия Богопознание есть «выход» из тварного бытия, ибо Бог - вне бытия твари. И Он непознаваем не по причине абсолютной простоты божественного бытия, но по причине внебытийности его по отношению к бытию твари. Он непознаваем по природе, непознаваем в Своей сущности. Поэтому непознаваемость Бога у Дионисия не умопостигаемая, как у Плотина, а намного глубиннее и абсолютнее, нежели у него, - онтологическая.
В трактате «О Божественных Именах» Дионисий говорит: «Он - не Единое и не Единство…  - Он - Святая Троица», - не единство и не множество, - «но Он превосходит это [эту антиномию], будучи непознаваем в том, что Он есть».   
«Таким образом, как мы подробно, на основании Писания, доказали в «Божественных очерках», из обобщающих наименований Богоначалию в целом принадлежат прежде всего те, которые чрез превосходство выражают отрицания - это сверхблаго, сверхбожественность, сверхсущность, сверхжизнь [сверхбытие], сверхмудрость и тому подобное...».
«А разделение в пресущественном богословии, ... состоит не только в том, что, несмотря на единство, каждая из Единоначальных ипостасей пребывает в нём несоединимо и неслиянно, но и в том, что свойства Бога - Отца и его Сына не взаимозаменяемы. [Ибо един] источник пресущественной божественности - Отец, и Отец – это не Сын, а Сын - это не Отец, [и Св. Дух - это не Отец и не Сын]. И таким образом, каждая из Богоначальных ипостасей отчётливо сохраняет среди славословий собственные свойства.
То есть, единство божественных свойств, от Отца исходящих, не делает того, чтобы то, что принадлежит «славе» Сына мог сделать Отец или Дух, хотя и обладают они тем же свойством. Но то, что взял на себя Сын или что Он восхотел даровать, того не берут на себя, и не даруют не Отец и не Дух. Например, воля. Она едина у всей божественной природы, ибо Она воля Отца. Но и Сын, и Дух не подчинены воле Отца. Они согласны с Ним по любви. И это означает, и Сын, и Дух тоже имеют Сою волю, - личную волю. И получается, что воля едина, и, в то же время, воль - три!!!
Таковы, стало быть, особенности единения и разделения, этого несказанного единства.
Если же божественное разделение [то есть сами Божественные имена, и вершина их - Три Лица - Отец, Сын и Дух Святой] и являются следствием благолепного единства Божества, то это потому, что сверхсоединимое Благо его преизбыточествует и преумножается, будучи воистину единым в неудержимом разделении Божественных преподаяний…».
Итак, Пресущественность - преизбыточествует, то есть Сверхсущность Божества - это не сущность и не бытие потому, что имеет избыток и сущности и бытия. Она является источником и причиной не только того, что имеет от Него своё бытие и сущность, но и того, что Она ещё содержит в себе. А именно того бытия и той сущности, о которых мы и понятия ещё не имеем. И уже реализованные, и ещё только потенциальные.
Пресущественность - есть избыток существования, лучше сказать – изобилие или богатство существования, в Самом Себе. То есть Божественная сущность настолько преизобильна и преполна, что не вмещается в Самой Себе.
Происходит это оттого, что каждое из Божественных Лиц, в результате отдания Ему божества двумя другими Лицами, имеет не просто божественную сущность, но
её преизбыток. Не одну, а как бы «ТРИ». И потому всякое действие любого из
Божественных Лиц - троично и преизбыточно.
И, кроме того, вспомним слова святых отцов о том, что всякое божественное действие - троично. Когда говорим о Сыне, то подразумеваем Отца и Духа. Когда славим Отца - покланяемся Ему в Духе и Истине. Когда воспеваем духа, то воспеваем его зато, что являет Он нас совершенный Образ Первообраза.
Всё это можно представить себе в виде некоего образа, который можно связать с оптической аналогией, приведённой выше, в наших рассуждениях о Троичном Догмате, и назвать – «Аналогией трёх стаканов».
Стакан, наполненный водой, служит в этой аналогии символом божественной сущности. А так как, исходя из всех предыдущих рассуждений, этих стаканов три, и одновременно он один, то можно попытаться себе представить стакан, который содержит в себе неким чудесным образом тройной объем воды, и которая необъяснимо в нём содержится, хотя и не вмещается в нём. Это и будет некий образ пресущественности Божества, которой тесно в себе самой. И Она исходит посему вне себя, хотя вне её и нет ничего, - «ничто». (См. рис.6)
Божественная Любовь не вмещается в Самой Себе и входит в «ничто». И в этом «ничто» Бог, Силою Своей Любви и из этой же Любви, потому что ничего другого нет, Творит Бытие.
Это означает для нас очень важную вещь:
Само пространство и время, в которых мы живём, сама материя, из которой мы состоим, всё это из-за любви появилось, из любви сделано, и любовью же сотворено.
Поэтому само сотворённое Богом Троицей бытие – есть бытие Любви, по подобию бытия Божественного.
Бытие Любви же невозможно без присутствия Того, кто любит и того, кого любят. Поэтому и был необходим в творении человек, являющийся одновременно и целью творения, и средством завершения этого творения. И каждый человек, имеющий эту цель в себе, есть: «первый и последний», «альфа» и «омега». Каждый человек - «помазанник Божий».