Всепобеждающая сила любви

Андрей Горбач
Несмотря на столь романтичное название статьи, речь в ней пойдет о довольно прозаических, если даже не сказать научных вещах. Мы не будем петь дифирамбы этому чувству, но рискнем предположить, что любовь - это основная движущая сила успешных, прогрессивных достижений человечества.

Давайте отмотаем нашу историю назад, до первых цивилизаций. Центральным стержнем быта в те времена выступали семейные отношения. Именно в семье происходил обмен знаниями, строился дом, готовилась пища, зарождалась культура. Семейный союз заключался не только по взаимному влечению. В первую очередь, он был средством выживания и достижения целей. Таким образом, именно семья стала инструментом выживания человеческой популяции в древние времена.

Благодаря желанию поддерживать тесные родовые связи, привязанности к «своим», страху одиночества сформировались первые сообщества. По мере укрупнения родов и освоения новых земель потребовалась дополнительная объединяющая сила. Родовых связей стало недостаточно. Так возник образ всеотца – главного источника справедливости и любви. Это принципиальный шаг в истории человечества, так как именно на этом этапе любовь выходит во «внешний мир».
Любовь к лидеру позволила усложнить общество и расширить формы доверия, что, в свою очередь, привело к возникновению товарно-денежных взаимоотношений. И, поскольку к идее всеотца пришли сразу ряд разных цивилизаций, начинается эпоха бесконечных войн за распространение власти своего "избранного". В какой-то момент в этой гонке побеждает Рим, так как именно там перешли от идеи всеотца, как личности, к мифической принадлежности к единому сообществу римлян - гражданству. Эта идея, совместно с грамотной политикой Рима создает самую крупную цивилизацию древности. В недрах этой системы рождается новая мысль о любви. Что всеотец - это и есть бог, и он нас ведет и спасает. То есть, парадигма бога всевластного меняется на парадигму бога вселюбящего. Возникает культ бога-сына, который приносит себя в жертву ради любви ко всем остальным.

Данная доктрина, совместно с доктриной гражданства и всеотца, укрепляет государственность до небывалого уровня. С этого момента начинается объединение людей под знаменем веры. Развитие христианства и внедрение его принципов во все сферы жизни приводит к укреплению доверительных отношений между людьми. Появляются понятия морали и гуманизма. Одновременно бурно развиваются торговые отношения, так как ведение дел с учетом христианских доктрин повышает уровень доверия между торговцами и способствует созданию гильдий. Это приводит к тому, что христианский мир начинает ощущать свою «избранность» по отношению к другим религиям. Вера становится причиной конфликта между народами. Все это оборачивается колониальными завоеваниями и религиозными войнами. Идеи христианства породили возможность тесной коммуникации между приверженцами одной веры. Но по мере роста влияния авраамических религий (ислам, христианство, иудаизм) они начали разделять сферы мирового влияния, что открыло путь к ненависти, истреблению и эксплуатации представителей «неверных».

Само христианство перестало быть однородным. В нем зародились новые течения, которые создавали новые уклады и проникали в разные сферы жизни. Протестантизм создал благотворную почву для промышленной революции в Великобритании. Православие дало возможность расширить границы России до современных размеров, причем не только огнем и мечом, но и миссионерством. Несмотря на многочисленные религиозные войны, инквизицию, религии сыграли огромную роль в становлении гуманистических идей. А с ростом значимости науки и образования из религий стал вымываться образ Бога, остался лишь основной гуманистический посыл — «любовь к ближнему». Парадоксальность религий поражает: с одной стороны, именно религиозные центры стали центрами науки, с другой - наука, которая зародилась на подложке религии, и убила ее значимость. Религии проповедуют любовь к ближнему, и, одновременно, учат бороться с «неверными». Религии говорят нам, что на все «воля божья» и учат нас самих «ковать свою судьбу». Все эти противоречия, в конечном итоге и привели к снижению значимости религий.

В девятнадцатом веке рождаются новые учения, призванные расширить возможности взаимодействия людей друг с другом. Возникает идея, что если все начнут любить друг друга, как членов своей семьи, то можно добиться не бывалых высот в благосостоянии и культуре. Так появляется идея коммунизма - прямое наследие гуманистических ценностей христианства и ислама. Да, да, на самом деле главная идея коммунизма – тесное взаимодействие людей вне зависимости от их родовой, национальной или религиозной принадлежности. Фактически, это такая любовь к ближнему, которая позволяет рассчитывать на него, как на самого себя. В ряде европейских стран практика доверительного отношения друг к другу и приводит к эффективному экономическому росту даже вне коммунистической доктрины. Советский социалистический эксперимент тоже имел вначале существенные успехи. Объединяя в себе гуманистические принципы, воплощенные в идее коммунизма, а также идею всеотца для ее подкрепления, страна добилась немалых успехов. Этому способствовало то, что на момент внедрения советских идей, Россия была аграрной страной. Деревня хранила в себе стойкие принципы взаимодействия и любви к ближнему, воспитанные столетиями общинного строя. В итоге, в эпоху индустриализации это сыграло ключевую роль, так как взаимоотношения людей строились на глубокой любви друг к другу и своей стране, на стремлении к лучшему. Но по мере перетекания населения в города, степень доверительности неуклонно падала. Вместе с этим падало доверие между людьми и властью. Инструментов объединения людей становилось все меньше, резко рос индивидуализм. В стране создавалась ситуация, когда независимо от того, насколько хорошо ты относишься к людям и насколько правильно поступаешь, твой социальный статус не будет меняться. Любовь не несет никакой выгоды, твой статус определяет сложившаяся система. Судя по всему, именно поэтому для сохранения социалистических ценностей Китай сейчас вводит систему социального рейтинга. Это такой кнут для тех, кто не хочет вести себя высокоморально. Финал социалистического эксперимента СССР хорошо известен. Падение уровня доверия друг другу и к власти, дефицит морали, недостаток любви – все это в итоге привело к падению советского строя. Сегодня правительство России стремится вернуть мораль, пропагандируя патриархальные ценности. В сущности, это не самый плохой вариант.

Сейчас мы живем в мире, где индекс доверия критически падает в большинстве стран. Любовь к ближнему в текущей системе оказывается не нужной, так как она просто ни на что не влияет. На первое место выходит другая ценность — признание личной индивидуальности. «Любите меня таким, какой я есть». Парадигма жертвенной любви сменяется на парадигму симпатии. Не нужно ничем не для кого жертвовать, можно быть просто милым, симпатичным, умным, саркастичным. Это позволит поднять твой социальный статус. При этом степень доверия в делах подкрепляется разветвленной бюрократической системой, а также электронными средствами контроля и шифрования. Криптовалюты стали апологетом этого явления, повысив степень прозрачности и доверия операций со средствами до невиданных ранее высот.

Так что же нас ждет? Христианская любовь в широком понимании отходит на задний план. Например, стремление властей в России восстановить значение православия играет свою роль лишь до тех пор, пока живы люди возрастом от 40, так как они составляют основную массу приходов. Молодежи эти ценности не близки. Мое мнение, что тенденция к эгоцентричности в взаимоотношениях между людьми будет расти. Институт семьи утратит свою роль. Современная цивилизация в любви не нуждается. Ее успешно вытесняют электронные социальные контакты, доступность пищевых и других ресурсов, доверительные денежные системы, электронные учетные системы. Чтобы иметь социальное значение, человеку больше не нужно быть хорошим или плохим, достаточно быть профессионалом в своем деле и выполнять требования системы. Фактически, хорошим нужно быть только в рамках систем управления. Верно передавать информацию, добросовестно все выполнять и контролировать. Но и это все утратит свое значение, так как уже сейчас используется огромное количество систем, позволяющих это все делать автоматически. Личностные качества человека уступают свою важность исполнительности. Таким образом, развитое человечество стремительно роботизируется, функция становится важнее формы.

Можно и нужно ли это как-то исправлять? Пожалуй, этот вопрос слишком сложен для объективной оценки, но я выражу свое личное мнение. На мой взгляд, это путь в никуда. Рано или поздно это приведет к окончательной утрате всех ценностей, которые сопровождали человечество на пути его становления. Любовь в самом широком смысле просто перестанет быть нужной и станет не более чем средством манипуляции в системах управления и политики. Единственное, что может это остановить, это изменение социальной политики государств, направленное на вынужденное, более тесное общение между людьми. Виртуальные контакты должны быть минимизированы, личностные качества должны быть включены в оценку эффективности работы и поощряться, эффективность производственных систем должна строится на повышении качества человеческой коммуникации. Дружеские, партнерские взаимоотношения должны поощряться обществом и государством. О таких вещах легко рассуждать, однако победить общемировые тенденции невозможно, а, чтобы найти общее решение нужно, чтобы кто-то был в этом заинтересован.

Когда-то религиозные ценности позволили развиться капитализму и вообще миру до того состояния, в котором мы живем, да при этом родить идею коммунизма. Любовь играла важную роль во взаимоотношениях в семье и между людьми. Именно из дружеских и семейных союзов родились великие открытия и достижения. Человеческая коммуникация строится на различных принципах - страхе, хитрости, выгоде, но именно любовь и рожденные ей доверительные отношения позволяют создавать крупные социальные объедения. Парадоксальность состоит в том, что, создав тот мир, в котором мы живем, любовь утратила свое значение в коммуникации и формировании общества, уступив место страху, хитрости и выгоде, которые отлично прячутся за личиной показной доброжелательности. Прочие человеческие ценности, которые растут из любви, такие как честность, доверие, радушие, поддержка —- уходят вместе с ней с арены личных взаимоотношений.
Их ценность утрачивается за счет развития киберотношений. Куда это в итоге всех нас приведет – не ясно, однако можно утверждать одно, как только мы утратим любовь, мы утратим понимание, что же такое человек.

П.С.
У Солженицына (хоть я его не очень люблю) в романе «В круге первом» есть мысль о том, что у пролетария нет души, так как он работает с машинами, а у крестьянина душа есть, так как он работает с землей. Так вот, на мой взгляд мысль верная, но не до конца. В контексте того времени крестьянин вынужден строить артельные взаимоотношения, менять свой характер в силу важности объединения с другими для преодоления плохо предсказуемых трудностей, которые есть в сельском хозяйстве. Пролетарий же защищен от непредсказуемости. Стараться менять свой характер, ковать свою душу ему не нужно — и так выживет. А современному человеку вообще меняться ни к чему - все у него и так есть, лишь бы что-то умел делать. Так и выходит, что мы не просто утрачиваем любовь, мы утрачиваем свою душу, как проявление всего глубокого и светлого в нас – она нам просто становится не нужна.