Басев

Дмитрий Гендин
Басев

Попасть в психиатрическую больницу, а туда здоровых не берут, в каком-то смысле кажется попаданием в ад. У каждого клиента ПКБ (психиатрическая клиническая больница) своя правда, своё мировоззрение, своя ересь. Представьте ситуацию, что Вы попали в общество, где Вас никто не понимает, никто в мире Вас не понимает, а тут ещё туча таких непонятых. А ещё из-за нарушенного обмена веществ или наследственной болезни получается очень необычный внешний вид. «В сказку попал». Только клиент «попал в сказку» ещё до госпитализации, его за «сказку» и взяли, а в больнице «сказка» только усилилась и продолжилась. Задача врача  в том, чтобы выкинуть эту сказку из головы. В начале лечения клиенту вообще нужно меньше давать думать, думать в бреде, пусть лучше спит больше. Человека с бредом  наивозможно перебудить. Человека на время нужно сделать дураком, чтобы меньше думал-бредил.

Басев поступил в отделение через две недели после меня. Я принял его за маньяка (я всех новых считал маньяками). Он был похож: длинные серые волосы вокруг залысины, серая кожа, особенно там, где мужчина бреет лицо. «Здравствуйте, молодой человек, Вы же на философа учитесь?» — «А Вы, дядя, не маньяк» — «Ну, молодой человек, давайте лучше о философии»...

Басев стал моим научным родителем. «Барбара», «Цеарет». Что за слова такие? А-ааа, это же силлогизмы в логике: barbara, celaret, — способы мыслить здраво, схема безошибочного рассуждения. Но логика не могла остановить меня.  Страх сильнее разума.

Басев высокий, словно каланча. «Алкоголизм более распространен, но менее опасен, наркомания более опасна, но менее распространена», — самая здравая мысль, которую я слышал в больнице, которую сказал Басев.

Басев учился в авиационном. Но философия была его страстью, сам постигал эту сложную науку — по первоисточникам. Заговрили с ним о Бхагавадгите. Я слабо помнил, о чём там; только явление Кришны как бога. «Куравы, Пандавы». Басев мне: «Выкидывайте это их головы! Лучше пока не философствовать».

Меня стали отпускать на выходные. Басев просил привезти и дать ему что-нибудь почитать философское. Я привез «Книгу мёртвых» египетскую. « Не религия, философия!» Я привёз Паскаля, «Мысли». Себе тоже что-то взял, художественное. Когда я уезжал домой на выходные,  забрал книгу, пока Басев спал. Он переживал, что мою книгу украли.

Странный человек с прокуренным голосом волка из «Ну, погоди!» тоже философ. Приятно в аду встретить товарища или коллегу, человека твоих интересов. Адекватнее меня, он задержался на более долгий срок. Меня переводили в другой корпус, другое отделение, боле мягкое.

Надеюсь, что Басев жив и здоров. И больше его улыбок, которые так пугали меня.