Скандинавская сага о камергере Бецком. Песнь 1-я

Михаил Силаков
    «Сказания»

«Еще одно, последнее сказанье -
И летопись окончена моя,
Исполнен долг, завещанный от бога
Мне, грешному…».

Именно эти слова вложил поэт в уста отца Пимена – русского летописца начала XVII века. И сами слова, и обстановка, в которой они сказаны, согласно мизансцене «Бориса Годунова»,  должны показать читателю поэмы, насколько труд летописца труден и тяжел.
Но летописец Пимен исполнял свой долг, завещанный от бога, в темной холодной келье Чудова монастыря при скудном освещении и, видимо, во время очередного поста. Поэтому это его послушание давалось ему с таким трудом, да еще без всякого вознаграждения. С другой стороны, наверное, в монастыре лучше быть летописцем, чем простым послушником при заготовке дров или звонарем на звоннице, продуваемой холодными ветрами.
Совсем другое дело исполнять роль летописца где-нибудь в Париже или, на худой конец, в своем родовом имении. Именно таким летописцем и была автор «Сказания о роде князей Трубецких» Елизавета Эсперовна Трубецкая. Вот что сообщает о ней, не побоимся этого слова, «Википедия»:    
"Елизавета Эсперовна Трубецкая (урождённая княжна Белосельская-Белозерская; 20 ноября 1834 — 30 марта 1907) — фрейлина императрицы Марии Александровны, хозяйка известного парижского салона, посредница в налаживании русско-французских отношений в 1870-е гг. Владелица усадьбы Елизаветино Санкт-Петербургской губернии, собиратель материалов о роде Трубецких".
Так значит, сказительница Елизавета Эсперовна была рождена в семье князя Эспера Белосельского-Белорецкого – русского аристократа, известного в узких кругах «высшего света» своего времени. Википедия даже повествует, что он привлекался по делу декабристов (участником восстания, правда, не был)  и был приятелем самого М. Ю. Лермонтова. Женат князь был на одной из первых светских красавиц фрейлине Елене Павловне Бибиковой. Но, увы, семейная жизнь этих баловней судьбы не была счастливой: по отзывам современников княгиня Елена Павловна презирала бедного («бедного» в переносном смысле) Эспера, а князь, тем не менее, покорно сносил измены ветреной супруги и не подвергал сомнению своё отцовство родившихся в браке детей. Вот так раз! Т.е. вполне возможно, что княжна Елизавета вовсе и не Белосельская-Белорецкая по крови?! Но в любом случае она стала Трубецкой, выйдя в 17 лет замуж за князя Петра Никитича Трубецкого.
Князь Петр был сыном князя Никиты Петровича Трубецкого и Александры Александровны Нелидовой. Дядей Петра был декабрист – и даже неудавшийся «диктатор» того восстания, - Сергей Петрович Трубецкой.
Таким образом, будущая сказительница рода Трубецких была в родстве с самыми, что ни на есть, природными Трубецкими, о которых вновь испеченный император Николай I восклицал в лицо арестованному «диктору»: «Князь Трубецкой! Какая фамилия …!».
Но это мы к тому отклонились от повествования о нашем герое, чтобы убедиться, что княгиня Елизавета (будем называть сказительницу так для краткости) была в родстве с такими представителями рода Трубецких, что семейных преданий, записок и прочих источников для написания своего труда у неё должно было быть предостаточно.
Но давайте же, наконец, приступим к чтению самих «Сказаний»!
«СКАЗАНIЯ О РОДЕ КНЯЗЕЙ ТРУБЕЦКИХЪ» (слово «роде» написано, конечно же, через «ять») – это увесистый фолиант о 372-х страницах. Труд сей, согласно цифрам и словам на титуле, издан в 1891 году в Москве университетской типографией, что находилась на Страстном бульваре. Титул украшает герб княжеского рода Трубецких, вполне напоминающий рыцарский. Авторство закреплено традиционной для того времени надписью: «издание княгини Е. Э. Трубецкой, рожденной княжны Белосельской-Белозерской». Последнее уточнение княгиня, видимо, разместила на титуле, чтобы её не путали с другими многочисленными княгинями и княжнами Трубецкими.   
Несмотря на свое эпическое название – «Сказания», - сей труд представляет вполне академическое издание в котором, согласно издательским канонам того времени, нумерация страниц введения выполнена латинскими цифрами, за основным текстом следует Приложение, а также алфавитный указатель имен. Т.е. взяв в руки сие «Сказание», читатель должен прочувствовать серьезность и фундаментальность исследования, предпринятого княгиней.
Само повествование вполне исторично – описание генеалогии рода разделено на четыре периода, согласно временам разрастания фамильного древа. Доведено повествование до начала второй четверти XIX века, что вполне достаточно для отслеживания биографии нашего героя, прожившего почти целый век XVIII-й.
Открывая первую страницу основного текста, мы с благоговением можем узнать, что род князей Трубецких - или Трубчевских, как их величали в первые столетия (!) становления рода, - имеет свои прародителем самого Гедимина – первого Великого князя Литовского и Русского (согласно его полному титулу). Не имея возможности пересказывать славный путь этого объединителя литовских племен, мы только с некоторым удивлением отметим, что согласно «Сказанию», «колыбелью» Гедимина считается город Новгород-Северский и его окрестности, что находятся в нынешней украинской Черниговщине. Т.е. по своей национальной принадлежности собиратель литовских племен в их первое государственное образование был, скорее всего, славянином, а по первой профессии, согласно «Сказаниям», - конюхом. 
Не имея возможности, согласно нашей парадигме, отслеживать военно-политические свершения предков нашего героя, отметим только, что великий Гедимин, будучи язычником, имел не менее двух жен и множество наложниц. Поэтому понять, какая из них была матерью Ольгерда - отца первого князя Трубчевского, - сейчас, конечно же, не представляется возможным. 
Согласно «Сказаниям» один из многочисленных внуков Гедимина, а именно Корибут, сын Ольгерда, принял православие и в крещении стал зваться Дмитрием. Собственно, князем Трубчевским стали называть этого Корибута-Дмитрия потому, что он получил в удел городок Трубчевск, что находится на российской Брянщине. Годами жизни этого Гедиминовича указаны 1357-1399. Именно с этого владетельного князя, как считает сказительница княгиня Екатерина, и следует вести родословную князей Трубецких. В качестве первой жены князя Дмитрия в «Сказании» указана, ни много ни мало, Любовь Иоанновна – сестра Великого князя Московского, именуемого в русских летописях Дмитрием Донским.
Все это мы излагаем потому, что, во-первых, на то она и сага – в ней должны быть указаны все близкие родственники героя, а, во-вторых, чтобы иметь ввиду, каких предков, согласно его официальной биографии, мог иметь наш герой, и сколько веков насчитывало родовое древо Трубецких до даты его рождения. Следует отметить, что, к примеру, боярская фамилия Романовы появилась лишь в самом конце XVI столетия….   
Как мы отмечали ранее, «Сказание» разделено на четыре раздела, поэтому с облегчением перелистывая первые два, сразу перейдем к третьему, в котором и описываются события, предшествующие рождению камергера Бецкого, и жизненный путь его самого.


Продолжение следует