Горячие финские парни

Максим Оленев
Национальным меньшинствам в Российской Империи предоставлялась серьезная уступка – в отличие от великороссов им даровалось право служить вблизи родных мест. Хотя их общая численность в составе Российской империи была весьма незначительно – в 1857 году, например, литовцы, латыши и эстонцы вместе составляли всего 3,8% населения !
А банальной причиной тому были серьезные трудности прибалтов и угро–финнов с адаптацией.
По окончании Северной войны, по Ништадтскому мирному договору 1721 года, Швеция отдавала России юго-восточные земли (на Карельском перешейке): часть Кексгольмского лена, а также большую долю Выборгско-Нейшлотского лена, которые были объединены в Выборгскую провинцию в составе Санкт-Петербургской губернии (1719).
Обрадованный Петр тут же решил испытать высоких горячих финских парней в настоящем деле. Короче, бросить их прямо в пекло… И в 1720 году с финских территорий был произведен первый рекрутский набор.
Идея-то была следующей. Царь рассчитывал набрать примерно 2000 финских рекрут, которые должны были составить два гарнизонных полка в Казани и Астрахани. Это в свою очередь, позволило бы освободить великорусские контингенты для планировавшегося Персидского похода. Т.е., не то, чтобы финны воевали против персов, а так – тылы охранять…
Однако и такая незатейливая идея пошла прахом. В теплом климате Нижнего Поволжья среди непривычных к таким условиям финнов резко выросла смертность. А летом 1720 года произошел массовый побег финских рекрут при переброске их из Санкт–Петербурга в Тверь (т.е. до до места не доехали!).
В результате из партии примерно в 200 человек бежало около 70 рекрут. В итоге Петру пришлось оставить финских рекрут в гарнизонах Санкт–Петербурга и Москвы и на работах в столице .