Вечность мимолётного

Николай Старорусский
               
               
                Всё проходит, -
                но всё остаётся,
                И ничто не исчезнет совсем.
                Что забыто, - тайком отзовётся
                В разрешеньи грядущих проблем.

                Где хранится былое, не знаю,
                Но приносит плоды свои нам…
                И хоть прошлого жаль, - понимаю:
                Стало вечным причастно мирам.         
                (по мотивам  письма Флоренского)

                …самое далекое прошлое открывается нам как      
                настоящее, они суть одно…
                (Ницше)

                1.

Мысль о возвращении прошлого в той или иной форме, в различных конкретизациях многократно возникала в истории – скажем, у Пифагора и  стоиков.  Несомненно, Фридрих Ницше знал об этом, но это было лишь внешним знанием до момента озарения в 1881 году. И хотя сам  автор написал всего несколько фраз о вечном возвращении, оно теперь связывается именно с Ницше.

Передо мной одна из  новых книг, посвященных вопросам, так или иначе связанным с вечным возвращением: «Об иных горизонтах здешнего» традиционалиста Сергея  Жигалкина (М., 2019). Здесь нашла отражение история многих философских и богословских обсуждений проблемы.  Мы же коснемся лишь некоторых, ближайших к нашей жизни   аспектов книги. 

Будем при этом помнить, что в сколько-нибудь серьезном философском  размышлении мы встретим не готовые ответы на метафизические вопросы, но скорее  попытки приблизиться к новому пониманию, не вполне ясному  и сочинителю, посредством старого языка, примеров, аналогий…  Так что додумывать, - в отличие от освоения  учебника математики, - придется самим.

                2.

                …я вечно возвращаюсь к этой же самой жизни
                в самом большом и также в самом малом…
                И этот лунный свет меж деревьев, и я сам…- это               
                мгновение уже было когда-то и возвратится         
                опять…
                (Ницше)


Резюмируя свои размышления, автор (всюду имеется в виду С.Ж.) сводит основные мыслимые виды возвращений к трем.

Самый радикальный - возвращение того же самого вплоть до малейших штрихов – тождество, а не подобие и не разные облики одного и того же (по его классификации – третий вид).  Иными словам, когда-нибудь весь мир, и мы сами, в точности возникнет опять, и так бессчетное число раз (правда, неясно, кто сможет определить порядковый номер мира -НС).  Такая глобальная идея возникала еще у древних и активно обсуждалась, но она все же представляется излишне жесткой и фантастической. 

Я считаю большой  заслугой автора  то, что сохраняя ключевые понятия «вечное» и «возвращение», он обратил внимание на возможное их частное, локальное проявление в близких для нас ситуациях, именно: 

Первый вид – возвращение похожего, но другого.  Например, схожие закатные облака, похожие люди, повторяющиеся сезоны итд.

Второй вид – возвращение  того же, но изменившегося:
встречи через долгие годы с теми же людьми,  возвращение в родные места…   

                3.

Ближайшая и знакомая всем «модель» возвращения бывшего – пробуждение.  Мы оказываемся снова в прежнем, но несколько изменившемся мире…  Особенно много мыслей возникает вокруг этого, если мы видели сны (вспомним Кальдерона: Жизнь есть сон). 

Павел Флоренский приводил примеры, долженствующие доказать, что во сне и время может течь в обратную сторону. Например, человеку снится, что его казнят на гильотине; в ужасе он просыпается, пытается вскочить, и от этого падает спинка кровати, ударяя его по шее. Казалось бы, что этот удар – причина кошмара и должен был ему предшествовать…

Впрочем, и наяву о такой последовательности причин и следствий говорят всякие предчувствия и предсказания…Едва ли возможно объявить их все обманом, хотя это  упростило бы вопрос. Интересно, что и у меня есть такой пример, возможно, несерьезный - http://www.stihi.ru/2012/09/07/2703  (для полноты отметим, что не исключаются и провалы – исчезновения какого-то интервала времени; опять-таки гипотетический пример - https://www.proza.ru/2013/12/04/738 ).

                4.
               
                Мне… всё кажется настолько ценным и   важным, что никак не может быть мимолетным: я ищу для всего вечности: разве можно выливать в море драгоценные вина и умащения?  Вот в чем мое утешение: всё, что было – вечно: море вынесет всё обратно.
                (Ницше)

Автор видит отблески, следы  вечного, непреходящего в мимолетностях текущей жизни; мне думается, я его понимаю.   Частично это мироощущение  присутствует в моих прежних текстах (даже с почти совпадающим названием «Мгновения вечности»  -http://www.proza.ru/2012/01/20/1058).

Он в значительной мере опирается на известное всем или почти всем чувство – ностальгия по прошлому.  «Случайное воспоминание, грёза о канувшем в Лету былом могут вызвать непонятное, но притом сильное чувство: неземную тоску…Будто приблизилось, но не раскрылось что-то поистине грандиозное, к чему мы стремились всю жизнь, не сознавая того».   Но не обязательно это чувство связано с конкретными воспоминании о ярких событиях. 
И необязательно мы бы хотели повторить то время…Ведь мы как бы смотрим на себя тогдашнего со стороны, осознавая дистанцию…  Скорее при таком возвращении пошлого  нам удается посмотреть на жизнь в целом как бы со стороны и увидеть ее ценность и неповторимость…

Попасть в состояние ностальгии мы можем, и оказавшись в давно не посещавшемся месте, особенно если оно было сопряжено с дорогими минутами, но не обязательно. И тогда мы увидим не такой мир, как все другие - в каком-то преображенном виде вернется прошлое...

Я думаю, что в таких вопросах велики индивидуальные различия.  Часть моих ощущений отражена, например, в https://www.stihi.ru/2013/08/18/3804   .

По-видимому, близким  является феномен deja vu – уже виденное, когда оказавшись заведомо впервые  в каком-либо месте, человеку внезапно всё начинает казаться знакомым до мелочей… И возникает желание не просто вернуться в этот бывший мир, но и постичь его суть… Автору видятся три возможных объяснения: просто близкое сходство, особенно повторяющихся циклов, например, природных.  Или же имело место – возможно, в снах или грёзах – предвидение ситуации; почему и зачем – неясно.  Наконец, третий вариант, совсем маловероятный – действительное повторение всего. (Но в  таком случае возникла бы жуткая путаница с представлениями разных людей, - конечно, если повторяется объективный мир – Н.С.).

(Справедливости ради не будем исключать и такую гипотезу: в силу особенности состояния мозга он сначала зафиксировал картину-ситуацию без осознания этого, а чуть позже сделал это вторично, уже осознавая и сравнивая).





«Я шел не по тем же улицам, по которым шли другие люди, вышедшие из дома в этот день, я шел по скользким и печальным улицам моего прошлого».
                (Пруст)

               

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Срываю ль поздние  цветы,
Всё  так же мыслию безумной
Владеют прошлого черты.

На старой улице встречаю
Не то, что все: былого след.
Цветы живые заслоняет
Когда-то собранный букет,

Чей образ ярче.  Всё труднее
Смотреть  сквозь  давние  года
На мир окрестный: он тускнеет…
Совсем исчезнет –
                что тогда?       

                5.

Полнота и точность явившегося образа, символа – самое удивительное;… всё предстаёт, как самое верное, самое близкое…
…открываются перед тобой слова и ларцы слов всякого сущего; всякое  сущее хочет сделаться словом…
                (Ницше)


               
Автор обращает внимание на то, что озарение, инспирация пришли к Ницше внезапно, без внешних причин (даже яблоко на голову не упало - НС) и  касались темы, хотя и известной тому, но не представлявшей ранее интереса. Иными словами, не только внешний, но и внутренний мир, казалось бы, не изменился, но обнаружено в нем было нечто принципиально новое:  причастность мгновения, мира и времени к вечности.

Не схожее ли состояние, - пусть на менее интенсивном, доступном для нас уровне – испытываем и мы в редкие моменты, когда сознание переключается и  погруженность в жизнь не мешает увидеть эту жизнь как нечто целостное и ценное, и – словами автора – мгновение, жизнь раскрываются в измерении трансцендентном?  Мы обсуждали такое в статье «Измененное сознание и квантовый мир» - http://www.proza.ru/2019/07/14/448   .



«Если бы кто-нибудь обладал таким искусством и      властью, что собрал  бы в одном мгновении и настоящее, и все, что произошло за шесть тысяч лет или еще имеет произойти до конца света, то это было бы  свершением времен.

Вот подлинное МГНОВЕНИЕ ВЕЧНОСТИ: когда душа познает все вещи в Боге такими новыми и свежими и в той же радости, какими я ощущаю их сейчас перед собой.»
           Мейстер Экхарт

Картинка - древний иероглиф ВЕЧНОСТЬ