Поэзия Фазу

Айша Курбанова 3
               
             Поэзия Фазу! Для кого-то она звучит, как музыка, для кого-то, как песня. А мне в ней слышится откровение её поэтической души с искренними поклонниками.
             В годы моего студенчества, читая стихи народной поэтессы Дагестана Фазу Алиевой, мне казалось, что они написаны из глубины моего сердца, только Фазу Гамзатовна, как автор многих поэтических сборников, таких как «Родное село», «Закон гор», «Глаза добра», «Весенний ветер», романа «Судьба», глубже чувствует то, что я испытываю, выражает в своих стихах мои мысли, будто извлекает их из моего сознания. Видимо, поэтому каждый раз, покупая книги, я воспринимала её новые стихи и поэмы, как произведения, написанные дорогим для меня и понимающим меня человеком. Человеком, знающим всё о законах гор, которые мне дороги с рожденья. Человеком, выразившим свою любовь к традициям гор так ярко, что ни одного слова не выкинешь из строк и не прибавишь к ним ни одного слова.
 
В горах моих родных
Не писаны законы,
Во все века
Никто их не писал,
Никто из них томов
Не составлял –
Натуры горцев
К этому не склонны,
Но если в очаге
У одного лишь горца
Еще хранится искорка огня,
Она из ночи в ночь,
День изо дня
Из очага в очаг передается.
 
              Мне кажется, человек, живущий для себя, пекущийся о своём благе, никогда не сможет понять жизнь народа. Чтобы понять жизнь народа, надо быть его частицей, чувствовать его боль и радость. Когда человек теряет свою связь с народом, он с лёгкостью попадает под чуждое влияние, и оказывается в стане тех, кто порочит свою страну и своих предков. А Фазу Алиева, лауреат ордена Святого апостола Андрея Первозванного, до конца своей жизни сохранила духовную связь с родным народом, выражала его чаяния и его отраду. Это видно из её стихов о горцах, которые свято чтут древние традиции добрососедства. Точная обрисовка горских обычаев, переданная Фазу Гамзатовной с любовью, её желание сохранить и развить их, изображены так лаконично, что чувствуешь, насколько автору близки земляки, их духовный мир.   

Не станут никогда
В одном конце аула
Справлять рожденье,
Свадьбу затевать,
Когда умершего оплакивает мать
И вся родня в другом конце аула;
И если свадьба у кого-нибудь из горцев,
Увидишь дым лишь из одной трубы:
Аул, дневные завершив труды,
У жениха,
В его дому сойдется.
      
             Так могла писать Фазу Гамзатовна потому, что ей дорого было то, связано с жизнью родного края. Её поэзия представляет читателям горянку, понимающую горцев и принимающую их, как самых близких людей; горянку, с детства привыкшую встречать старшего по возрасту человека, как наставника, принимать младшего, как собственное дитя. Эту характерную черту в Фазу Алиевой взрастила её мама. Потому поэтесса преклоняется перед ней, и как стихотворец, и как дочь. 
 
«Мама», –
Чуть слышное слово,
А в нем
Столько добра и тепла:
Тыщи вершин были в сердце моем –
К каждой тропинка легла.
 
              «Для создания семьи достаточно полюбить. А для сохранения – нужно научиться терпеть и прощать», – писала Мать Тереза, католическая монахиня, основавшая женское монашеское объединение миссионерок, занимавшихся благотворительностью.
              Без терпения и прощения не сохранишь семью, полноту жизни, тепло очага. Фазу Алиевой не раз приходилось видеть в землячках и женскую безропотность, и их готовность жертвовать собой, когда дело касается сохранения родного очага, радости детей, своего социального статуса. Терпение, вера и надежда не раз выручали горянок, чтобы не разрубить узлы, скрепляющие их семьи. Что бы ни случалось в быстротечной суетной жизни, терпение горянок и чистота их помыслов, приводили гордых мужей, воспитанных на патриархате, к признанию своих ошибок, когда таковые происходили, и к оценке благородства сердец прекрасного пола. Вот строки из стихотворения «Боль и радость».
 
Сколько в каждой женщине боли...
Если боль бы выплеснуть эту
И поставить рядом ее виновника,
Чтобы виден стал
Всему свету, –
Я уверена:
Возле каждой боли,
Ненасытной, мучительной, огневой,
Встать бы пришлось мужчине
С виновато опущенной головой,
Ибо злейших страданий женских причина
С древних времен –
Мужчина.
 
              Скромность и верность горянок всегда восхищали поэтессу, так как, колеся по белу свету, она нигде не замечала такой непорочности женщин и их преданности семьям, родне, отчему краю, каких она видела в землячках. Поэтому женщина для поэтессы – причина лучших радостей мужчины, его оберег и опора.
Есть люди, не верящие в существование любви, есть и разочарованные в ней. Есть и такие, что стесняются признать её, и такие, что перестали её дожидаться. Но Фазу Алиева, автор сборников «Радугу раздаю» и «Мгновенье» – не из их числа. В стихотворении «Вдвоем в огне» поэтесса уверена, что «Одно полено в очаге огня не может дать, но если два полена в нем сомкнули два плеча, их дружба – до последних искр – ярка и горяча». А потому героиня её стихов готова в огне сгореть, чтобы другому помочь не тлеть.  А помогать друг другу, горцы умели. Поэтому самая святая клятва у горцев связана с материнским молоком, а самое сильное проклятие тоже связано с ним.
              Я никогда, наверное, не забуду слова моей матери-горянки: «Дети мои, пусть моё молоко обернётся вам ядом, если не поможете нуждающемуся, если пройдёте мимо чужой беды, если не сохраните свои мысли в чистоте, если обманете кого-нибудь, если оскверните свой язык бранными словами». Мне кажется, слова, подобные словам моей матери, помогали в старину многим горцам, сохранить в душе нравственные качества. Ведь материнское молоко даёт человеку возможность продления жизни, противодействовать недугам, понять своё кровное родство с самим близким человеком на свете – с матерью.
              В старину говорили: «Матерью для дитя является не только та мать, которая родила, но и та, которая вскормила своим молоком». По обычаям горцев, родственниками, то есть, молочными братьями и сёстрами становятся и дети, родившиеся после того ребёнка, вскормлённого молочной матерью. Не зря горянки-матери завещали своим детям не забывать тех, кто вскормил их своим молоком. Для горцев завещание матерей всегда было свято. Традиция памяти молочного родства – хорошее средство для сближения людей. Об таком родстве ёмко и оригинально поведали и Фазу Алиева в стихотворении «Вкус молока».

Недаром говорят: пусть в жизни нелегко,
Но материнское поможет молоко –
Святое молоко, что ты младенцем пил,
Что стало родником твоих надежд и сил.
Я снова погостить приеду в наш аул,
Услышу крик орлов, ущелий влажный гул
И снова на губах почувствую слегка
Вкус материнского святого молока.

           Заглядывая в историю нашей Родины, удивляешься тому, сколько ей пришлось видеть горя, сколько пришлось невзгод испытать. Однако она после любых тяжелых испытаний обновлялась, находила силы, выстоять и в безжалостных войнах, и в стихийных бедствиях. Это, видимо, потому и происходит, что простые люди, которые с детских лет с молоком матери впитали в себе запах земли родной, любят родную землю. Им дороги родные корни, поэтому, отправляясь в дальний путь или переселяясь на другое место, они всегда берут с собой комок родной земли, желая сберечь то ценное и мудрое, что дал им родной край и старшее поколение. Берут с собой комок родной земли, чтобы передать его будущим поколениям. Об этом и не только об этом сказано в стихотворении Фазу Гамзатовны «Горсть земли».
 
О горсть земли –
священная крупинка
Моей страны огромной!
В годы детства,
Живого, звонкого,
как ручейки в горах,
Понять я не могла:
Зачем в бою с врагами
Или в чужом краю
понадобиться может
Сухая горсточка земли?
Зато теперь
Я это и умом,
и сердцем понимаю...
 
            Одиночество тягостно для любого человека, так как оно лишает его общения с близкими людьми, лишает их внимания родни, друзей и их поддержки. Одиночество лишает человека состязательного духа, борьбы за жизнь, оно давит на человека тяжёлым грузом. Об этом написаны сотни книг. Но чувство одиночества и мгновение творческого уединения – это разные вещи. Минуты творческого уединения дают поэту возможность общаться с будущими многочисленными читателями, делиться с ними уникальными мыслями, влиять на их сознание.

 «…никаких сует – ни спешки, ни собраний,
Ни гранок, ни статей, ни закулисной брани,
Ни будничных забот, ни стирки, ни стряпни, –
Светло и празднично идут за днями дни», – пишет Фазу Алиева в своём стихотворении «Жар-птицу я схватила...»  Но не может поэт быть спокойным там, где жизнь не кипит.

Поэту не прожить без мук, борьбы, тревоги,
Хочу вернуться вновь к земной моей дороге,
Чтоб вновь дышала грудь тревожней, горячей,
Чтоб бил из-под камней мой песенный ручей!
 
               Родина… В этом слове и дом родной, и необъятность всей страны. Тот, кому дорога Родина, старается украсить её, уберечь от невзгод и каждой её песчинкой дорожить. Вот как о ней писала Фазу Алиева в стихотворении «Зарю встречая у окна»:

Захочешь – выйду к полевому стану
И васильком небесно-синим стану,
Захочешь – всплыв над горною грядой,
Зажгусь отрадной утренней звездой.
Ты – поле подо мной, страна родная,
Ты – небо надо мной, страна родная,
И в этом поле я цветком взойду,
И в этом небе превращусь в звезду!

             Для поэтессы слово «Родина» ассоциируется со святыней. Страна родная – это место, где она чувствует себя особенно свободно. Место, где она чувствует себя нужным человеком. Своей поэзией Фазу Гамзатовна подтверждает слова немецкого мыслителя, гуманиста, лауреата Нобелевской премии мира Альберта Швейцера: «Цель человеческой жизни заключается в том, чтобы служить людям, участвовать в их жизни и быть готовым помогать им». 
             Восточная мудрость гласит: «Если в твоей душе осталась хоть одна цветущая ветвь, на неё всегда сядет поющая птица». Фазу Гамзатовна, чувствуя, что время неуклонно идёт вперёд, что молодость спешит навстречу старости, а старость уступает путь молодости, не забывала о быстротечности жизни, и успела проложить свою жизненную тропу, оставить на земле неповторимый след своей душевной красоты. Ведь она берегла каждое мгновение жизни, чтобы оно служило родному народу. Эти мысли и выражены в стихотворении «Мгновения»:

Было время: мои мгновенья
Облетали, свежи и легки,
Как под утренним дуновеньем
На альпийском лугу лепестки.
А теперь научилась ценить я
Каждый миг уходящих лет,
В каждом видеть живые событья,
В каждом чувствовать вкус и цвет.
 
            Фазу Гамзатовна, главный редактор журнала «Женщина Дагестана» С 1971 по 2015 год, любила жизнь, любила каждое её мгновение. В само слово «любовь» она вкладывала трогательные чувства к детям, к близким людям, окружающему миру, в том числе и к спутнику жизни.
            Великий русский писатель Лев Толстой писал: «Любовь уничтожает смерть и превращает ее в пустой призрак; она же обращает жизнь из бессмыслицы в нечто осмысленное и из несчастья делает счастье». Из поэзии Фазу Гамзатовны видно, как чувства любви обновляли душу поэтессы, делали её одухотвореннее, лучше, красивее. Ведь она понимала, что время, отпущенное человеку, коротко.  Чтобы обыденность и серость жизни не заела, нужно воспринимать «любовь, как сказочный дворец», дорожить ею. 
           Мне не раз приходилось видеть людей, которые мнили себя властелинами земли, если в ранее пустых карманах легальным или нелегальным путём появлялись финансы. Неуемная спесь, самодовольство, забывчивость былого, гордыня, желание учить других – вот некоторые черты человека, не помнящего своего прошлого, не понимающего, что он – всего лишь гость на земле, что вечность стирает все случайные черты. Человек, понимающий, что он – крупинка земли, что он – капля в океане, будет помнить, что его счастье не в самодовольстве, не в гордыне, а в осознании себя Человеком, призванным постигать вечность бытия и передавать свои познания другим.
             Читая стихотворение Фазу Алиевой «Призвание», удивляешься, насколько героиня данного произведения, поднявшаяся на вершину творческого вдохновения, может быть непритворной, простой труженицей, изучающей безграничный мир. 
Как ясно чудится порой, что вечность впереди,
Что будет вечно молодой весна в моей груди,
И вовсе не других учить – желание мое,
А вечной ученицей быть – призвание мое.
              Знакомясь со стихами Фазу Алиевой, читатель чувствует, что поэтесса никогда не кривит душою, что она хочет передать подрастающему поколению те истины, что она постигла. 
 
Запомни, сын мой,
Как бы ни был длинен
Твой путь по жизни, –
До последних дней
Через года – во всей судьбе твоей
Останутся лишь две святых святыни.
Их имя – Мать и Родина.
Они –
Начало всех начал твоих высоких,
В час праздника иль в час беды жестокой
Ты перед ними голову склони.

            Меня всегда покоряли особенные эпитеты и сравнения в стихах Фазу Алиевой:

«Моя грустная мама как грустный рожок,
Моя легкая мама как легкий снежок…».

«Моя нежная мама как утром роса,
И веселая мама как птиц голоса».

              Да, каждому больно, когда старится мать. Больно оттого, что не можешь вернуть ей молодость, продлить её жизнь. Больно оттого, что ничего не можешь делать неизбежным её уход. Таким людям, как Фазу Алиева, с помощью средств художественной выразительности удаётся создать трепетный образ матери в последние мгновения её жизни:

«Тает мама моя, как под солнцем снега,
Леденеет она, как под снегом река».

           Фазу Алиева – мастер удивительных метафор, оригинальных антитез:

«Отчизна моя,
На громаду хребта
И звонкую речку
с тобой мы похожи:
Во мне отразилась
твоя высота,
Отвага и правда,
Любовь и мечта,
И буду всю жизнь –
весела и чиста –
Звучать, омывая твое подножье!
 
             В своей поэзии Фазу Алиевой удавалось лаконично воссоздать жизнь в иносказательной и в то же время философской форме.

Привыкший к поклоненью и услугам,
Однажды слиток золотой изрек:
«Ты кланяться мне должен, черный уголь!»
Но золоту ответил уголек:
«Не зазнавайся, золото, не надо.
Ты – мертвое без плавки и литья.
Чтоб сделать вещь или отлить награду,
Еще тебя расплавить должен я».

                Но больше всего меня покорили поэмы Фазу Алиевой. Учась в 10 классе Уркарахской СШ №1, живя в интернате, помню, как я учила наизусть поэму «Восемнадцатая весна», посвящённую Герою Советского Союза Ахмеду Абдулмаджидову из аула Цуриб, участника битвы за Кавказ, сражавшегося за оборону Туапсе, раненого в бою, но не покинувшего поле боя. Я не могла без слёз читать строки, где воссоздан образ молодого горца, автоматчика 384-го отдельного батальона морской пехоты Одесской военно-морской базы Черноморского флота, погибшего при освобождении города Николаев.
               Одноклассница моя Салихова Аминат удивилась тому, что я делаю: «Нам же это не задавали учить наизусть. Зачем ты это делаешь?»
Я тоже, в свою очередь, изумилась: «Как можно просто так читать такие строки:

«Простое имя у тебя – Ахмед.
Оно звучит в горах не умолкая:
«Ахмед!» – мать кличет сына на обед,
«Ахмед!» – отец сынишку окликает,
«Ахмед!» – братишку назовёт сестра,
«Ахмед!» – влюблённо, тихо кто-то скажет,
«Ахмед!» – звучит на весь аул с утра. (…)
Он прожил
На свете только восемнадцать лет».

                У меня, Аминат, такое чувство, будто это не Фазу Алиева пишет о погибшем горце, а плачет моя мама. Она тоже потеряла своего молодого, неженатого брата, под Сталинградом. Помню, как мама на кладбище рыдала, когда ставили надгробную плиту с надписью: «Саидов Магомед. Погиб на фронте». Ей было тяжело оттого что там, не было тела её брата. Не видела моя мама своего брата после того, как он уехал на фронт. Маму мою мучили сомнения: «Может быть, он захоронен в братской могиле, может быть, он захоронен один, и над ним не успели поставить даже плиту, высечь на ней его имя». Понимаешь, Аминат, до сих пор моя мама плачет по поводу потери своего брата. Читая поэму «Восемнадцатая весна», я слышу голос моей матери».
                «Понятно, – сочувственным голосом ответила мне Аминат. – Ну, тогда учи».
                Я учила: 
«Что ж, пусть запомнит мир тебя таким:
С мечом в руке,
И с девочкой – в другой.
Солдат,
Твой подвиг – нашей вере гимн,
Надежда всех на мир и на покой.
Ты для меня – Ахмед.
А для девчат
Других – ты Магомед или Алексей,
Но для страны,
Но для Отчизны всей,
Одно есть имя у тебя –
Солдат.
Прими мою любовь,
Прими, мой сокол,
Далёкий,
Не пришедший,
Молодой.
Моя любовь к тебе
Горит высокой,
Весенней,
Непадучею
Звездой».
 
              С такой же взволнованностью я читала поэму Фазу Алиевой «Вечный огонь». Эта поэма, мне казалось, в точности отражает образ моего дяди Саидова Магомеда, от которого в снежные месяцы – ноябрь-декабрь 1942 года моя бабушка потеряла связь с сыном, который до этого регулярно писал письма домой.

«А осенью, когда лютей
Ломает ветви ветер
И губит всех её детей,
Детей недолголетних, –
То вздох плывёт, дрожащ и тих,
Туманами над ними…
Земля оплакивает их
Дождями проливными».

               Бабушка моя не дождалась своего сына – от горя она умерла в 1943 году. Для моей матери, не видевшей в глаза своего отца (Он погиб от солнечного удара, когда моя мама ещё лежала в люльке), похоронившей старшую сестру в девятнадцатилетнем возрасте, потерявшей без вести двадцатилетнего брата, смерть своей матери оказалась – тяжёлым ударом. От горя она чуть не наложила на себя руку. Сельчане рассказывали, что она рвала на себе волосы, царапала до кровоподтёков себе лицо и билась головой об стенку. Хорошо, что сердобольные родственники успокоили её.
               Читая строки поэмы «Вечный огонь», в 10-м классе я поняла, что Фазу Алиева в своей поэме воплотила боль всех матерей, потерявших своих сыновей.
Вообще вся поэзия лауреата Государственной премии Республики Дагестан в области литературы Фазу Алиевой – это боль народа, пропущенная через поэтическую душу, это её восхищение таинственностью и многообразием проявлений жизни, это неугомонное стремление помочь другим осмыслить предназначение человека в жизни. Поэтому, я думаю, почитатели творчества Фазу Гамзатовны «…на сердечный зов сердечностью ответят» и будут восхищаться её поэзией, её стремлением внести красоту и доброту в суетную быстротечную жизнь.