Приборка, распиловка, инструмент

Алекс Росс
                "Не будь тороплив, будь памятлив"

На разделочной площадке обращали внимание на встречающуюся у стволов некоторых деревьев крепкую нижнюю часть – кремнину. Ее каменная плотность не всегда идет по всему сечению комля, ею может быть охвачена только часть ствола высотой от одного метра до четырех. Наличие ее определяют по рисунку спила, она бросается в глаза желтым или густым коричневым цветом. Это затечная смолой часть. На поверхности спила в этом месте бывает невозможно разглядеть поры. Она бывает у сосны и ели, у дуба и ясеня. Ее трудно обрабатывать, поэтому на площадке при сортировке комлистые части длиной 60-70 сантиметров опиливают и пускают на дрова. Столяры говорят: если вы сделаете черенок из кремнины, то "сноса ему не будет". Вообще же хлысты разделывает каждый по своему разумению. Если есть представление о будущем доме, то пилят бревна по размеру на стены из нижней, более толстой части хлыстов. Тонкая часть идет в дело в другие места. Когда общей длины хлыстов достаточно, ее пускают на быки (стропила), кое-что отбирают для крыльца, гульбища, подпорных столбов и для других деталей. После разделки все бревна укладывают на прокладки - подметины. Торцы бревен после пилки забивают обухом топора или затесывают, в некоторых местах натирали табаком или известью, не так давно пользовались краской – суриком. Поры в этих случаях забиваются, бревна, считай, законсервированы, смолу хранят, не гниют.

Корят бревна обычно весной, в апреле-мае, когда солнце начинает пригревать активней. Снега в основном сошли. Древесина отошла от мороза, отмякла. Кора в солнечный день нагревается. Под корой в камбии (вновь нарастающий слой, по которому идут соки у стоящего дерева) собирается влага. Поэтому слезает кора легко. В разговоре о качестве леса можно услышать: "Не сняв коры, дерева не узнаешь". Корят обычными топорами, иные мужики приспосабливаются это делать лопатами, кто-то, по-старинке, специальным инструментом. В одних местах его называют скобелем (очертаниями он походит на скобу), в других местах этот скребок называют хаком, от натужного "ха", вырывающегося из груди при работе внаклонку. Очищают обычно всю поверхность бревна. Однако, когда у хозяина мало времени, а бревна просушить необходимо, то делают "лыски" (корень у этого слова "лыс" – лысина). При таком виде очистки остаются места с корой, но бревна просыхают значительно быстрей. Корят от комля к вершине, чтобы не оставлять задиров. Поверхность получается гладкой. Такие поверхности бревен сохраняются в постройке дольше прочих.

После окорки бревнам дают возможность просохнуть. Сырой лес ни в дело, ни на распиловку не идет. Хороши бревна воздушно-сухие. Для такой просушки их накатывают рядами на прокладки в штабель. Под крайние бревна подтыкают клинья, чтобы они не раскатывались. Верхние бревна обкладывают заранее заготовленной берестой. По бокам в землю вбивают колья. Торчащие над штабелем концы их скрепляют меж собой веревками или проволокой. Таким образом штабель обжимается. Сверху устраивают одно- или двухскатную крышу. Одни концы старого теса опирают на бревно, уложенное поперек штабеля в середине, другие на поперечины пониже. Степень готовности бревен определяют легко, ударяя по ним обухом топора. В ответ слышен звонкий мелодичный звук. Он резонирует по всему объему, а не глохнет в одном месте, как это происходит в сыром дереве. Бревно хорошей кондиции рубить приятно, топор входит в него мягко, будто репу режешь. А вот об сухое дерево можно отбить руки, так как топор от него отскакивает.

В народе говорят: "Из сырого дерева дом не ставь, а поставил – дай выстояться". То есть необходимо, чтобы срубленный дом постоял под крышей с открытыми проемами. Высохший дом можно определить по запаху, по влажности в срубе и по цвету дерева. На месте предварительной рубки сруба заранее изготавливаются все необходимые элементы и части будущего дома: брусья, плахи, балки определенного сечения, сопряжения, быки и доски. Короче все, кроме деталей для внутренних отделочных работ. Отделочные же работы – это прирубка косяков (установка оконных и дверных коробок), настилка чистых полов, установка лавок, полиц и шкафов, утепление, отеска поверхностей стен.

Некоторые строители из экономии, выпиливая брусья для стен (другое название двухкантного бруса – лафет), получали еще горбы, а иногда и необрезные доски. Но более практичные мужики понимают, дом из кругляка теплей и долговечней. Кроме того, у лафета иногда появляются сквозные трещины (от мороза, жары, перепадов температур), а в бревне трещина если и образуется, то доходит только до середки, затем останавливается или поворачивает в сторону. Для пола же бревна "разваливали" на две плахи. На Пинеге, например, из бревна выпиливали три тесины, средняя – самая толстая – шла на крышу, две другие на пол. Участки остающейся поверхности бревна после пиловки или тески называют обзолами. Обзол у плахи – облива, у брусьев – жуковины.

Придавая бревну определенное сечение, например, четырехкантного бруса по всей длине, говорят: надо "обнять" ствол. Бревна временно крепят скобами и топорами. Вертикальные линии проверяют отвесом, которым у мастера всегда служит топор. Его берут за кончик ручки, свешивают металлическую часть вниз, и ориентируют по его положению линию возведения конструкции. Мастера на плотничных работах используют минимум дополнительных приспособлений. Самый главный инструмент – топор. "Топор сохе первый пособник", "город строят не языком, а рублем да топором", "с топором весь свет пройдешь". Плотничный топор хозяина никто кроме него не имеет права брать в руки. Его кладут под лавку "лицом" к стене, а обухом (спиной) к помещению. Его принято так оставлять для безопасности: мало ли кто сунет руку под лавку, поднимая что-либо закатившееся под нее. Было время, ковали мастера топоры из буферной вагонной стали. О прочности такого лезвия говорили: "Ты же его ведь не угрызешь!" Качество стали проверяли на торцовых еловых сучках. Под определенным углом, слегка надавливая на топорище, проводили по бруску с сучком, если топор проскочил – нормальный металл, если встал на сучке – сомнительный. Иной молодец мог узнавать о качестве металла по звуку. Постучав, вернее, пощелкав пальцем по лезвию. Есть и другой способ: осторожно прикоснуться острием к ногтю большого пальца руки. Хорошее лезвие на нем не скользит.

Не одно столетие восхищались люди работой русских плотников. Мастеровой "для топора не мелит мелом и не размеряет циркулем; прямой глаз, привычка и верная рука делают все дело, которое у иных искусников доходит до высокой степени совершенства: можно залюбоваться. Топор русский такие вырубает фигуры в досках, что можно подумать на долото, ножи и разные столярные инструменты"...

Ручка-топорище делается обычно из березы, заготовленной при расчистке сенокосных угодий или кромок полей. "Вырос лес, выросло и топорище". Для изготовления его используются деревья диаметром около пятнадцати сантиметров. Метровые болванки корят, колют вдоль и костерком складывают на чердаке для вяления на все лето, а бывает и не на одно. Когда потребуется хозяину топорище, он заносит несколько заготовок в дом и кладет в удобное место на печку. Концы с обеих сторон заготовок со временем трескаются. Поэтому, когда делают топорище, их, не жалея, отпиливают. После такой просушки на ручку насаживают топор, которым тут же можно работать. Длина топорища около полуметра. Если нет сучков ни больших, ни маленьких и волокна материала повторяют профиль изгиба топорища, оно стоит бесконечно долго. При коллективной работе у каждого работника свой инструмент. Топор не принято давать кому-то другому для пользования, так как он считается сугубо индивидуальным инструментом. Не потому, что жалко. При настоящей, до пота, работе, если кто-то возьмет не свой инструмент, у него тут же появляются неприятные ощущения в суставах, а на ладонях мозоли. За исправностью инструмента постоянно следят. На заточку топора никогда не жалеют времени. Первый плотничный урок начинается с топора. Например, на Севере считалось: "Не можешь сделать топорище – не можешь и жениться".

Сделал топорище. Насадил топор так, чтобы линия лезвия проходила точно по оси топорища. И когда лезвие касается горизонтали, то между концом топорища и этой горизонталью должно оставаться расстояние в два пальца. Это необходимо, чтобы не вредить рук при работе. Когда орудие труда готово, остается призвать помощников – сноровку и умение, силу и ловкость.

Чтобы не прерывался процесс строительства дома или сруба, хозяин заранее делает точный расчет всего технологического цикла и необходимых материалов. "Начиная дело, о конце помышляй", – говорят бывалые строители. Произведя расчет, бревна пилят на плахи и доски. Для этого из уже имеющихся плах и тонкомерного леса изготавливают два козла (или стерлюги) такой высоты, чтобы каждому мастеровому было удобно с ними работать. Приблизительная высота их два метра. Выражение "подстать", возможно, имеет происхождение от словосочетания "подвстать". Козлы устанавливают на расстояние, чуть меньше длины приготовленных бревен. Последние поднимают наверх с помощью веревок по наклонным бревнам небольшого диаметра – покатам. С одной стороны покаты зарубаются заподлицо с верхней балкой козел, так, чтобы не торчали концы, и тем самым не мешали вкатывать бревна на самый верх и снимать с них готовые доски и плахи. Другие концы покатов приходятся к основанию штабеля бревен. Со штабеля по покатам вкатывают на козла два первых бревна. Обычно пилят бревна, диаметр которых в вершине не менее 20 см, а если нужен четырехкантный брус, то бревно в вершине должно быть не менее 24 см.

Для пиловки используется специальная двуручная маховая пила. Маховой ее называют потому, что пильщики сильно машут руками вверх-вниз. У нее длинные прямые или косые зубья, с небольшим разводом. Для продления ее службы и удобства некоторые потомственные мастера кончики зубьев плющили. На современных деревообрабатывающих заводах зубья рамных пил усиливают победитом – сверхпрочным сплавом металлов. С одной стороны у маховой пилы сделана кованая ручка под ширину плеч хозяина или петля – отверстие для деревянной ручки (деревянные ручки встречаются в средней полосе, а на Севере в ходу были чаще железные). С этой стороны полотно пилы шире, чем другой ее конец. Почти в два раза. Эта форма удобна для пиления. С другого конца полотно заканчивается широкой прямоугольной полосой без зубьев. Эта часть может быть длиной сантиметров тридцать. Сюда насаживается специальная съемная деревянная ручка. Ее при необходимости всегда легко снять. К примеру, понадобилось поправить несколько затупившихся зубьев, или пошел дождь. Ее стаскивают и пила через распил верхом освобождается.

Съемная деревянная ручка изготавливается цельной из березового корня-самородка, точнее из его части. Она не боится ни жары, ни холода. Некоторые служили нескольким поколениям. Центральная часть ручки изготавливается из ствола диаметром около двадцати сантиметров, высота ее бывает от пяти до пятнадцати. Посредине ее в разные стороны торчат на одном уровне две ручки. В центре ее вдоль волокон сделано узкое прямоугольное отверстие. В него вставляется полоса металлической части пилы при насадке ручки. Ручка закрепляется на пиле клином. Он небольшой, вставляется в отверстие основной части снизу вверх. Клин при работе обжимается и не позволяет ручке слетать. Для трения к нему со стороны пилы прибивают мелкими гвоздиками кожу. "Кому пила не мила, тот не пильщик!" – уверяют знающие.

Для удобства пиления готовят еще один клин. Его размеры бывают разные. Толщина может быть 5-6 и длина 40 сантиметров. Он гонится в распиле по ходу пилы до самого конца, и помогает пиле свободней двигаться в распиле. Но перед началом распиловки, когда бревна подняли на козла и закрепили скобами, делают разметку. Если нужны простые плахи, бревна пилят "в развал" – вдоль, на две половины. Для разметки обжигается ольховая палка, так чтобы ее поверхность хорошо пачкалась. С торца бревна, посередке в верхней части вбивают гвоздь. К нему привязывают конец пеньковой веревки. Веревку протягивают по всей длине бревна по самой середине. К свободному концу привязывают увесистую гирьку и спускают с торца вниз.  Веревку натирают обожженой палкой. После этого берут веревку посередине, оттягивают до колена, чтобы она отошла по всей длине бревна, и резко отпускают. Веревка шлепает и оставляет по всей длине ровный зольный след. Снимают веревку, вытаскивают гвоздь. С торцов от оставшегося следа опускают вертикально вниз диаметры, делящие бревно пополам, строго вертикально. Переворачивают бревно на 180 градусов и отбивают линию с этой стороны. Разметка состоялась.

Бревна прочно крепят к козлам и меж собой. Теперь можно пилить. Для удобства и большей производительности более слабый работник работает наверху и перемещается прямо по бревнам и распиленным плахам. Он "набрасывает". Большие же усилия прикладывает нижний. Бревно лучше режется, когда пила идет под давлением нижнего работника вниз. Ведь зубья пилы тоже смотрят остриями вниз. Когда распускают бревно на доски, распил делается не до конца, чтобы не перебивать скобы крепления. Скобы снимают после всех пропилов. Недопиленные участки колют топором. Так доски распадаются. Длина этого участка не должна быть более двадцати сантиметров.

При разметке бревна на доски, по отбитой зольной черте проводят инструментом "черта". Ширина его регулируется при помощи колечка. Колечко двигают по двум пружинистым, длинным загнутым и острым на концах штырям одной длины. "Черта" так  устроена, что, чем дальше колечко от острых концов, тем расстояние между ними больше, то есть можно отмечать толстую доску, и наоборот. Положение фиксируется деревянным клинышком, который вбивают между штырями, обжатыми колечком. Такая разметка требует аккуратности, так как царапина служит ориентиром. По ней направляются зубья пилы и, если черта проведена неровно, доска окажется кривой. Из-за неровной разметки пилу перекашивает, отчего пилить тяжело и неудобно. Итак, во время разметки одну ножку "черты" ведут по угольной отметке, вторая же отчеркивает линию параллельную ей. Затем тоже самое проделывают по другую сторону от угольной черты. Бревно переворачивают и отчеркивают таких же размеров участки с обратной стороны.

Интересно описывает работу пильщиков-промысловиков, во множестве путешествовавших в позапрошлом веке по России известный писатель С.В.Максимов: "...ходила пила сквозь сосновое дерево, взвизгивала, позванивала, наскакивая на сучки; хикали пильщики, подвязав платком лбы, чтобы не летели опилки в глаза и не застили прямой линии, по которой пила ходить любит (возьмет вбок – не выдерешь ее, а сломаешь - и купить негде, да и инструмент большой и дорогой)".

Два плотника на пиловке до и после обеда со всеми подготовительными работами из четырех бревен успевали выпилить восемь плах. Причем чаще всего из бревен семиметровой длины. Напиленные доски и плахи складывают в штабеля на прокладки. Прокладки располагают на таком расстоянии, чтобы доски не провисали. Все материалы обязательно закрывают от непогоды или убирают для хранения под навес.

Уместно сказать, что в старину по всей России были распространены так называемые "щепные" базары, где можно было приобрести полный комплекс дома, церкви, амбара, словом все, что пользовалось спросом у населения. Причем можно было тут же договориться об установке постройки на место, может быть за сотню километров. Кроме того, и на рынках лесной товар продавали в виде бревен, кряжей, лежней, связных переводин и дощатого материала (луб, гонт, драница, скала), а также в виде отдельных частей зданий, например, желобов, прибоин, дверных колод, косяков и многого другого. То есть можно сказать, что специфической особенностью русского деревянного строительства была сборность.

Довольно разнообразным был раньше ассортимент гвоздей и скобяных изделий, они выделывались и в самых дешевых кузнечных мастерских, и у дорогих квалифицированных слесарей. В отдельных случаях это были вороненые и луженые изделия. Поставщиками всей этой продукции были главным образом жители провинции, а основными покупателями - жители городов и пригородов.

Конечно, кроме перечисленного для строительства дома требуется еще много других материалов. О традициях их заготовки в книге рассказывается последовательно в ходе описания этапов строительного процесса. Да, а когда все необходимые заготовки из дерева были сделаны, мастера с облегчением говорили: "Запас беды не чинит и хлеба не просит".