Нездешний город

Михаил Клыков
      Я не помню, когда мне впервые приснился Город. Кажется, что он снился мне всегда. Таинственный город, в котором я живу со своей семьёй.

      Город многолик: это и старинный городок с растущими по обочинам пыльных улиц жёлтыми одуванчиками, со старыми каменными и деревянными домами. И современный город с панельными и кирпичными многоэтажками, метро и трамваями. И город будущего с причудливой формы домами-башнями, странными и непонятными сооружениями, монорельсом, магнитопланом и парящими в воздухе флайерами. В нём много зелени: парки, тенистые скверы и бульвары, аллейки и сады. Вдали видны высокие серо-сиреневые горы, а с другой стороны — прекрасная лазурно-голубая бухта, над которой навис высокий обрыв. И с которого так хорошо любоваться морем. И впадающая в бухту широкая река. И старинный серого камня, кремль, стоящий на её высоком берегу. Который в Городе так и называют — Серая Цитадель.

      Иногда в улицах города возникают знакомые мне места — улицы городов, где я бывал или жил: Москва, Петербург, Дмитров, посёлки в которых я родился и вырос — Дмитров-7 и Новосиньково. Но иногда это совершенно незнакомые улицы. Впрочем, там, во сне, мне всё знакомо — улицы, дома, площади. Я знаю их названия и прозвища, зная, кто на них живёт… Но стоит проснуться, как названия исчезают из памяти, и сколько бы я ни силился вспомнить их, ничего не получается…

      Я помню и свой дом, где живут мои родители и сестра. Он как раз на границе современного города и города будущего. Помню утёс над бухтой, на котором я люблю сидеть и любоваться морем. Любоваться его синей гладью и белыми облаками, плывущими в бездонном синем небе. Именно тогда, в одном из снов, в котором я любовался белыми парусами в лазурной бухте родился образ Альки, мечтающей о море и парусах. В Городе я всегда мальчишка лет десяти. В коротких синих шортиках и белой майке, загорелый, с выгоревшими от солнца волосами и синими глазами.

      Часто Город снится мне ночным. Но он совсем не тёмный и мрачный, а, наоборот, залит яркими разноцветными огнями, весёлый и радостный. Я люблю гулять по его улицам, открывая для себя новые и неизвестные его уголки. Ведь Город постоянно меняется, он — Живой… А иногда я брожу по его улочкам и переулкам, чтобы что-то или кого-то найти. Иногда это легко, а иногда очень мучительно. Я иду, мне открываются всё новые улицы, но это всё не то. Я вижу то место куда должен попасть, но улицы ведут меня в другую сторону или заканчиваются тупиками. И я знаю — Город предупреждает меня, что в реальной жизни я иду не той Дорогой. И как только я понимаю это, улицы вновь ведут меня туда, куда мне нужно. Я догадался об этом не сразу. Просто однажды заметил, что если в реальной жизни у меня возникает проблема, которую я мучительно не могу решить или возникает необходимость неоднозначного выбора, то ночью я брожу по Городу, пытаясь найти выход из его запутанных улочек. И если я нашёл то, что искал в Городе, то утром ко мне придёт верное решение.

      В Городе много любопытного: вещи, здания, люди… Поначалу я не обращал на них внимания, лишь любуясь самим Городом, находя удовольствие в прогулках по его улочкам. Но потом я стал находить интересные вещи. Возможно, это любопытство, которое пробудил во мне Город и дало мне возможность стать писателем.

      Однажды я зашёл в одну из библиотек Города и нашёл там старый журнал (кажется, «Пионер»), в котором прочитал интересную повесть о смелой девочке из приграничного посёлка, не побоявшейся противостоять бандитам. В реальности я так и нашёл этой повести — возможно её и не существует, она есть только там, в Городе. Но её героиня стала прообразом для смелой и решительной Зуи Тарбор, маленькой инопланетянки с планеты Эрта. Вообще, с Городом связано и немало космических снов, снов о Других Мирах. Потому что начинаются они всегда в Городе, в городском космопорте. В этих снах я оказываюсь в других мирах. Вижу с борта звездолёта иные планеты у других звёзд. Вижу чужие звёзды на другом небе. Странных существ и следы иных цивилизаций. И это тоже помогает мне как писателю. Именно в снах Города я увидел пейзажи Зегмы и Геониса, Кинавы и Коссома. Увидел и изучил повадки жуткого зорнага. Увидел изнутри метеорное облако, в котором потерпела аварию «Плутония». Встретил добрых и умных форгаров.

      Там, в Городе, можно найти массу любопытных вещей. Иногда я тоже нахожу их. Странные предметы, загадочные приборы и инструменты. Именно в одном из музеев Города я нашёл таинственные стеклянные пирамидки, наводящие безумие. И странную древнюю машину, передающую мысли через энергию звёзд.

      Ещё в детстве я впервые прочитал книги Владислава Крапивина. Помню даже название самой первой из прочитанных мной книг Командора — «Та сторона, где ветер». И читая его книги я был очень удивлён, встретив в них сюжет о Нездешнем Городе, приходившем писателю в его снах. Значит не только я его вижу? И самым удивительным было то, что Командор описывал его так же. Ведь я тоже видел в Городе Хрустальные мосты над бухтами. Видел Башню с Колоколом. Был на Запретной площади, где стоит нечто, напоминающее инопланетный корабль. Слышал в полночь звонок загадочного Трамвая, на котором можно вновь побывать в детстве. Видел Корабельный музей и Башню Ветров…

      Может этот Город и впрямь существует где-то наяву? Где-то на других Гранях бесконечного Пространства? И в нём можно найти ещё не написанные книги. Но вход в этот Город открыт не всем, а только тем, в чьей душе сохранилась Искра Детства.