Как Сталин умерщвлял Горького-7

Ион Жани
КАК СТАЛИН "УМЕРЩВЛЯЛ" ГОРЬКОГО, ИЛИ ПОЧЕМУ НЕ РЕАБИЛИТИРОВАН ЯГОДА?

ИНТ. 1907 ГОДА. ЛОНДОН. 30 апреля (13 мая) — 19 мая (1 июня) 1907 г. Паб The Crown and Woolpack в Финсбери. УТРО

ГОЛОС ДЕДА ОГАНЕСА, СТАЛИН, СТЕПАН ШАУМЯН, ЦХАКАЯ


После очередного заседания, в достаточно шумном пабе с посетителями далеко не из высшего лондонского общества ведут беседу Сталин, Цхакая, Шаумян.

СТЕПАН ШАУМЯН

Похоже, с каждым днём всё больше проясняется здесь, что со многими товарищами нам будет не по пути. Думал, я найду здесь ответы на насущные вопросы, а, напротив, этих вопросов стало ещё больше.

ЦХАКАЯ

Да, Степан, ты хорошо сказал. Вопросов становится всё больше и больше. Но, на то мы с вами и революционеры, чтобы находить ответы на вопросы, находить пути улучшения жизни людей...

СТАЛИН

Друзья мои, если посмотреть на историю, то мы увидим, что на всём её протяжении  человечество пытается находить ответы на вопросы. Увы, должны признать, что со временем этих вопросов становится не меньше. Давайте признаемся, что в этом мы ничем не отличаемся от наших предков. Разве, что мы располагаем опытом прошлых лет. Скажете зачем я вспомнил эту истину? Этим я хотел обратить ваше внимание на том, что всякий поиск ответов на насущные вопросы, должен начинаться с просвещения. Да, мы считаем, справедливо считаем, что именно пролетариат, который так бурно складывается во всём мире с развитием городов и всяких производств, является тем локомотивом, который способен изменить координально жизнь людей. В этом смысле, нам выпала исключительная возможность показать человечеству, что люди могут жить в мире и согласии...

ЦХАКАЯ
(в задумчивости)

Это всё понятно. Более того, я бы сказал, -благородные намерения.
Только, что, мы, марксисты, с государством будем делать? Ведь, как мы знаем, в работе «Немецкая идеология» К. Маркс и Ф. Энгельс впервые поставили перед пролетариатом задачу завоевания политической власти для того, чтобы уничтожить частную собственность, всякую эксплуатацию и создать основы нового общества, при котором произойдет отмирание всуе государства и права.

СТАЛИН

Как я понимаю, здесь сегодня у нас происходит историческое событие, когда, каждый из нас должен определиться в главном. И это главное заключается в том, что даже при наиблагоприятнейшем развитии событий в дальнейшем, вряд ли возможно будет единовременное завоевание власти во всех странах. Где-то это наступит раньше, где-то -позже. А где-то, пролетариат ещё не скоро созреет для прихода к власти. Следовательно, случится так, что, то или иное социалистическое государство вынуждено будет существовать в капиталистическом окружении...

ЦХАКАЯ

Подожди, Коба, ты хочешь сказать, что отвергаешь идею отмирания социалистического государства?

СТАЛИН

Вот именно. Я отвергаю идею отмирания советского социалистического государства в условиях капиталистического окружения, как вредные и опасные, конкретно для России. Да и для всякой иной страны. Более того, в условиях капиталистического окружения  всякое социалистическое государство, а Россия в особенности, будет нуждаться в  усилении своей государственности, своих органов разведки, контрразведки, всего госаппарата, и, самое главное, армии...

ЦХАКАЯ

Подожди, подожди! Ты, что допускаешь победу социалистической революции в одной стране?...

СТАЛИН
(с улыбкой)

Вот, именно! Я допускаю победу социалистической революции в одной стране в условиях капиталистического окружения. И, у нас в России, именно, так и случится...

СТЕПАН ШАУМЯН

Выходит, Коба, ты не согласен с Марксом по поводу отмирания государства, как такового, когда-либо?

СТАЛИН

Да, государство сохранится и при коммунизме, если будет существовать капиталистическое окружение. А оно будет существовать всегда!

ЦХАКАЯ

Но, мы же не знаем, как будут складываться обстоятельства в будущем? Согласитесь, сам пролетариат только формируется за последнее время?..

СТАЛИН

Увы, так уж случилось, что Создатель решил разделить людей на народы. А потом, как свидетельствуют Святые Писания, случилось то, что из всех народов выделилось племя, глубоко несчастное племя, с незавидной судьбой, которая должна относиться к остальным народам строго согласно  определённым, по сути, античеловеческим установкам. Это вам говорит человек, который долгое время изучал не только Земную Жизнь Иисуса Христа, но и Ветхий Завет. Незабвенный старина Маркс, внук двух раввинов, не мог не знать судьбу таких добродушных и наивных народов, как Хэйтийцы, Гиргашеи, Эморийцы, Кнаанеи, Перизеи,  Хиввийцы и Йевусеи? Конечно, за всю историю человечества отмирают и рождаются новые народы.
Однако, мы достоверно знаем, что судьба именно этих народов была предрешена ещё задолго до того, когда Аврамову племени суждено было скитаться в течение 40 лет по синайской пустыне, которую можно было пройти всего лишь за одну неделю...

СТЕПАН ШАУМЯН

Ну, да! Сегодня мы уже ничего не знаем об этих народах. От них и следа не осталось. Разве, что о них упоминается в Ветхом Завете.

СТАЛИН

А ведь, исчезновение этих народов началось с уничтожения их государств. И Карл Маркс, повторюсь, внук двух раввинов, не мог этого не знать. Да, Карл Маркс был мудрым человеком. Однако, даже мудрецы нет, нет, да и заблуждаются. Маркс писал: «Россия стала колоссом, не перестающим вызывать удивление. Россия – это единственное в своем роде явление в истории: страшно могущество этой огромной Империи... в мировом масштабе». Однако, увы старина Маркс ещё заблуждался, сказав, что:  «В России, у этого деспотического правительства, у этой варварской расы, имеется такая энергия и активность, которых тщетно было бы искать у монархий более старых государств». Если относительно деспотического правительства с ним и можно согласиться, то, по поводу варварской расы, я бы с ним поспорил.

СТЕПАН ШАУМЯН

Интересно, что на сей счёт думает старик Ильич, убеждённый Марксист?

СТАЛИН

Думаю, Вряд ли Ильич согласен с Марксом в его характеристике русской расы?

ЦХАКАЯ

Да, вопросов меньше не становится. Что там говорить? Полагаю, здесь Маркс имел ввиду нацию! Мы говорим о странах, говорим о людях, народах, которые живут в разных государствах, даже не знаем определение того, что есть нация?

СТЕПАН ШАУМЯН

Вот, доктор Герцль говорит, что нация - "это историческая группа людей с идентифицируемым единством, которая удерживается вместе благодаря общему врагу".

ЦХАКАЯ
(с недоумением)

Это, что же получается? Если врага нет, то единение людей в народ — по Герцлю — невозможно? И чтобы создать “народ”, прежде того необходимо избрать врага и вести после этого всё время войну против него?

СТЕПАН ШАУМЯН

Как по мне, кроме того, Герцль упустил весьма существенную деталь: единение людей в своей основе имеет их нравственный выбор будущего, к которому они устремляются вне зависимости от своего личного и группового исторического прошлого, каким бы оно ни было. И это — не мелочь, это важнейшее обстоятельство, которое всё же лучше понять всем тем, кто разделяет воззрения Герцля и им подобные. Нет людей без прошлого, но есть индивиды и образуемые ими социальные группы, в силу порочного избрания норм нравственности утратившие будущее.

СТАЛИН

Сложно, конечно, здравомыслящему человеку согласится с подобным определением нации доктором Герцлем. Каждый здравомыслящий человек, рано или поздно задумывается над подобными вопросами. Согласитесь, для наших народов особенно важно иметь ответ на этот вопрос. Я много над этим размышлял, ещё когда изучал Святые Писания. Для начала могу сказать, что, во первых: «…Нация — это не расовая и не племенная, а исторически сложившаяся общность людей.
Во-вторых: нация — не случайный и не эфемерный конгломерат, а устойчивая общность людей.

СТЕПАН ШАУМЯН

Но не всякая устойчивая общность создаёт нацию?

СТАЛИН

Верно! Существует общность национальная и общность государственная.

ЦХАКАЯ

И чем они отличаются?

СТАЛИН

Они отличаются тем, что национальная общность немыслима без общего языка, в то время как для государства общий язык необязателен. Речь идёт, конечно, о народно разговорных языках, а не об официально-канцелярских.

ЦХАКАЯ

Итак — общность языка, как одна из характерных черт нации.

СТАЛИН

Далее, нация складывается только в результате длительных и регулярных общений, в результате совместной жизни людей из поколения в поколение...

СТЕПАН ШАУМЯН

И, естественно, длительная совместная жизнь невозможна без общей территории.

СТАЛИН

Совершенно точно. Именно, общность территории является одной из характерных черт нации...

ЦХАКАЯ
Но общность территории сама по себе ещё не даёт нации.

СТАЛИН

И это верно. Для этого нужна, кроме того, внутренняя экономическая связь, объединяющая отдельные части нации в одно целое.

СТЕПАН ШАУМЯН

Итак, общность экономической жизни, экономическая связанность, как одна из характерных особенностей нации...

СТАЛИН

Но и это ещё не всё. Кроме всего сказанного, нужно принять ещё во внимание особенности духовного облика людей, объединённых в нацию. Сам по себе психический склад, или как его иначе можно назвать — «национальный характер», является для наблюдателя чем-то неуловимым, но поскольку он выражается в своеобразии культуры, общей нации, — он уловим и не может быть игнорирован.

ЦХАКАЯ

Итак, общность психического склада, сказывающаяся в общности культуры, тоже, как одна из характерных черт нации.

СТАЛИН

Таким образом, можем сказать, что: "нация -есть исторически сложившаяся устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры...

ГОЛОС ДЕДА ОГАНЕСА

Именно подобное определение нации, данное Сталиным, было принято в дальнейшем в качестве наиболее верной. Возможно, в наши дни к этому следует добавить ещё и то, что нации — народы — отличаются один от другого и по статистике, описывающей множества генотипов их представителей?...