Серторианская война

Константин Рыжов
Серторианская война

Из всех союзников Мария (http://www.proza.ru/2015/05/23/1906) оружия не сложил один только Серторий. Избранный для управления Испанией, он прогнал оттуда всех бывших там до него начальников (которые, желая угодить Сулле, не передавали Серторию своих полномочий) и храбро сражался против Метелла, посланного Суллой.

После смерти Суллы, а затем и Лепида [77 г. до Р. Х.] Серторий с  войском из италийцев (которое привел к нему полководец Лепида Марк Перперна) намеревался идти походом на Италию. Это и случилось бы, если бы сенат не послал в Испанию другое войско и другого полководца, а именно Помпея.

Помпей смело перешел Альпы и явился [в 76 г. до Р. Х.] в Испанию. Начало войны было для него неудачно. Серторий перебил весь его легион, вышедший за фуражом, со вьючными животными и обозной прислугой, разграбил и разрушил на глазах у самого Помпея город Лаврон.

Наступившая зима [75 г. до Р. Х.] положила конец военным действиям. Но с началом весны враждующие стороны вновь выступили друг против друга: Метелл и Помпей с Пиренейских гор, где они зимовали, Серторий и Перперна — из Лузитании. Стычка произошла около города Сукрона. Резня с обеих сторон была жестокая до тех пор, пока Метелл не обратил в бегство Перперну и не подверг разграблению его лагерь, а Серторий одержал победу над Помпеем, причем последний был опасно ранен в бедро копьем.  Это положило конец сражению.

Немного спустя Серторий выдержал большой бой около Сагунта, продолжавшийся от полудня до восхода звезд. Сражаясь сам на коне, он одолел Помпея, убил из его войска до 6 тыс. человек, потеряв сам половину того. Метелл и в этой битве истребил около 5 тыс. из армии Перперны. Таковы были военные действия в течение лета. Зима снова разъединила врагов.

В следующем году [74 г. до Р. Х.] римляне послали в Испанию два новых легиона. С ними и со всем старым войском Метелл и Помпей снова спустились с Пиренейских гор к Иберу. Серторий и Перперна вышли к ним навстречу из Лузитании. В это время многие из войска Сертория стали перебегать к Метеллу. Разгневанный этим Серторий жестоко и по-варварски поносил перебежчиков и этим навлек на себя ненависть. Всего же более обвиняло Сертория войско в том, что он вместо римлян повсеместно стал привлекать на службу в качестве копьеносцев кельтиберов и  поручал им, отстранив римлян, должности телохранителей. При всем этом римляне все-таки не уходили окончательно, нуждаясь в Сертории: не было на то время человека более воинственного, более удачливого, чем он. Поэтому и кельтиберы называли Сертория за быстроту его действий вторым Ганнибалом.

В следующем году [73 г. до Р. Х,] римские полководцы стали нападать на города, находившиеся во власти Сертория. Однако до большой битвы дело нигде не дошло. Таким же образом обстояли дела и в следующем году, с той разницей, что римские полководцы стали действовать напористее и решительнее. Как раз в это время, пишет Аппиан, Серторий ни с того ни с сего перестал заниматься делами, обставил себя роскошью, проводил время в обществе женщин, в пирах и попойках.  Поэтому он терпел неоднократные поражения. Разного рода подозрения сделали Сертория чрезвычайно раздражительным и жестоким в применении карательных мер. Он стал подозревать всех, так что и Перперна стал опасаться за себя и вместе с десятью другими лицами составил заговор против Сертория. После того как некоторые из заговорщиков были изобличены и одни из них понесли наказания, другие успели скрыться, Перперна, неожиданно оставшийся неизобличенным, еще более стал торопиться с исполнением своего замысла. Так как Серторий нигде не отпускал от себя телохранителей, то Перперна пригласил его на угощение, напоил допьяна его и окружавшую его стражу и всех их перебил во время пира.

Вскоре было вскрыто завещание Сертория, где Перперна назван был его наследником. Тогда  всеобщий гнев и ненависть к Перперне усилились еще больше за то, что он совершил такую гнусность не только в отношении своего начальника и полководца, но и в отношении своего друга и благодетеля. Дело дошло бы до кулачной расправы, если бы Перперна не обошел солдат, одних склонив на свою сторону подарками, других обещаниями, третьим пригрозив, а кое с кем и расправившись, чтобы дать острастку другим. При этом Перперна объезжал туземные племена, созывал собрания, освобождал узников, закованных Серторием в кандалы, возвращал иберам данных ими заложников. Прельщенные всем этим, они стали повиноваться Перперне как полководцу — это звание он носил после смерти Сертория.

Между тем война продолжалась. В течение нескольких дней у Помпея с Перперной происходили небольшие пробные стычки, причем они не приводили в действие все свои войска, но на десятый день дело разразилось большим сражением. Одним ударом решили они все покончить. В этом сражении Помпей одержал верх, поскольку Перперна не был выдающимся полководцем и не располагавшим преданным войском.  Сам Перперна был захвачен в плен и убит.

Таким образом, со смертью Сертория окончилась война в Испании.  (Аппиан; XIII;108-115).

Рим и его соседи в эпоху гражданских войн  http://www.proza.ru/2011/10/05/329