Ностальгия. Начало

Любовь Беппле-Пашкова
               
                1997 год, Ингольштадт
Прошло четыре года. Что произошло за эти годы, как изменилась наша жизнь?
Нет, так ставить вопрос нельзя!
 Жизни,как оказалось, у нас две. Какая из них лучше, а какая хуже, сказать нельзя, их вообще нельзя сравнивать.
 Что мы получили , переехав в Германию?
В первую очередь теплый дом, сухую постель, свет, который никогда не отключают,  горячую и холодную воду, которая течет из крана круглосуточно.
Что еще?
 Все стекла в окнах в округе вставлены, поля вдоль автобанов ухожены, леса поутру как будто выкупаны, магазины ломятся от продуктов, печи электрические и они всегда работают, буржуек нет ни у кого, очередей тоже нет, хлеб не какой привезут, а множество сортов.
Люди, нам денег сразу столько  дали!!! Почти столько, сколько мы за продажу квартиры выручили!!!А выручили мы за нее две тысячи долларов вместе со спальным гарнитуром! Конечно, радость была преждевременной и эта ОООгромная сумма растаяла к концу месяца — цены-то здесь не наши перестроечные.
  Вспоминаю первый год.
  Нас встретили в аэропорту, на автобусе, специально для нас присланном, доставили из аэропорта во Фридланд. Это один из переселенческих лагерей,  созданных для  оформления и распределения по Землам всех переселенцев. Такая встреча была неожиданной и  и такой непонятной!
 Неужели мы так важны и так нужны этой стране! Супер! Никто и никогда раньше кроме друзей и родных не проявлял о нас заботу.  Господи, куда мы попали?! Так наверное и должен выглядеть рай!
Привезли, поселили, показали где что находится, велели утром прийти в кабинет такой-то для регистрации. Не могу назвать никаких цифр, но нас было много. Очень много! Мыжили в в сборных бараках, поделенных на отдельные комнаты, где жили несколько семей. Постоянно кого-то привозили. Очереди соответственно в кабинеты были огромные. Должны были приходить все члены семьи. Так, наблюдая, как грустит в очереди наш 16-летний сын, я спросила: "Что, надоело?" На что он ответил: "  Да, скучно, но я согласен здесь часами ждать очереди, чем толпиться в очереди за хлебом там."
Немногим более двух недель мы провели в полном безделье, нас куда-то приглашали, что-то заполняли, давали подписывать.
 Окрестности мы обошли вдоль и поперек. Места там на самом деле сказочные. Как-то гуляя по деревне вдоль красивых обустроенных и педантично украшенных  дворов, мы увидели следующую картину: мужчина, сидя на маленьком табурете на колесиках,  специальным садовым ножичком вырезал траву  с бордюра дороги вдоль своего дома. Потом аккуратно все сметал и складывал в ведерко, стоящее рядом.
После той разрухи, которую мы покинули, мне это действо показалось чем-то сверхъестественным. Я остановилась как вкопанная, мужчина оглядел меня, поздоровался и отвернулся. наверное , я  странно выглядела . Но в этот момент я сделала открытие. Я вдруг четко поняла, с чего начинается Родина! Нет, она не с картинки и не с товарищей в соседнем дворе начинается, хотя и они тоже наша Родина. Нет, Родина начинается с себя, со своего дома, семьи, потом соседи, улица, город, страна, мир! Только если ты живешь в гармонии с собой, если у тебя есть любящая семья, ухоженный  теплый дом, только тогда человек может быть счастливым и источать и раздавать это счастье другим. Это было мое осознание, моя эврика!
Только так!
 Ни карьера, ни что другое!
 И это не эгоизм, нет, эгоизм это, когда человек пытается достичь собственного благополучия в ущерб или за счет других.
Надо любить себя! А нас этому никогда не учили!
 Родина, партия, общественность и т. д. Потому нашего соседа считали куркулем за то, что дом у него был   постабильнее и побольше чем у других, в палисаднике море цветов, забор надежный и крепкий, он непьющий и работящий. У него всегда можно было купить хорошее вино, а сам он целыми днями работал в своем винограднике. Не знаю уж почему , но этот момент очень сильно повлиял на мое дальнейшее понимание мира.

Ну а потом был другой лагерь в Беренштайне.  Более полутора месяцев безделья были уже просто невмоготу. Этот лагерь находился на самой границе с Чехией. Девяностые годы наложили отпечаток на эти места. Нам уже было с чем сравнивать. Да, западная и восточная Германии это не одно и то же! Зато как нас кормили!!!!!! Такого я не видела больше никогда. Огромные лотки с печенью трески и даже иногда красная икра на огромном подносе, зрелище, достойное  кисти художника— вот, что мы ели в нашей столовке!
  Потом были полтора года в общежитии для переселенцев в Дрездене. Мы жили в бывшем дворце, поделенном на клетушки, похожими на наши коммуналки. 8 семей на этаже, одна кухня и один туалет на всех. А душевые были в подвале на все 24 семьи. И горячей воды на всех не хватало. Мы закончили языковые курсы. Они длились пять месяцев и подразумевалось, что после этого мы все должны были заговорить по-немецки. Но... не заговорили, т.е. заговорили, но не сразу и не все одновременно. Мне понадобилось три года, чтобы я могла не носить в сумке словарь и самостоятельно изъясняться в амтах (различные городские организации.  Просто я перфекционист в каком-то смысле, а это значит, что говорила я уже совсем не плохо.
  Дрезден очень красивый город. Чем-то он напоминает мне Санкт-Петербург. Там очень яркая архитектура зданий. Можно часами ходить по улицам, разглядывая здания, и не найти двух одинаковых. Да, в этот город можно влюбиться! Влюбиться можно, но выжить трудно. Безработица в это время в восточных землях была гораздо выше, чем в западных. И они считали нас в какой-то степени виноватыми в их бедах. Многие из нас принимали такое отношение близко к сердцу, нервничали, злились. Но ведь это нормально, что, когда людям плохо,  они ищут виноватых в своих бедах.
Разве это не так?  Но если озлобиться и культивировать в себе злобу и ненависть, то ничего хорошего из жизни не получится! И начать надо с себя! Как?
В эту страну мы приехали добровольно. Ну да, многие думали, что едут на родину предков и их должны здесь встретить с распростертыми объятиями. А оказалось, что там они были немцами, а здесь стали русскими. Признаю, мне было легче. Я жила в Грузии и была русской, значит с конца восьмидесятых стала чужой, ну а здесь я стала русской. Ну и Слава Богу!  Эта страна, как и любая другая будет доброжелательна только к тем, кто уважает и знает ее законы, устои, историю, географию, а самое главное, язык. Вот ,если мы начнем с себя и узнаем все это, тогда мы вполне можем оставаться собой и не стыдиться своего происхождения! Хотя последнего никому и никогда нельзя делать!
Самым трудным оказался на первых порах языковой вакуум. У меня появилось ощущение, что мой мозг обтянут очень мелкой сеткой, которая мешает мне общаться с миром. Мой муж тоже очень страдал от этого. Ему было хуже всех. Он считал , что  немного знает язык. Ведь все   детство он говорил с бабушкой на немецком. А  оказалось, что тот язык, что он слышит вокруг, не тот, что он знал с детства. Он удивлялся тому, что даже собачки понимают команды своих хозяев, а мы не можем! Пятимесячные языковые курсы , конечно, сделали свое дело, но они лишь приоткрыли дверцу, лишь слегка расширили квадратики сетки на моем мозгу. Остальное надо было делать самим.
  Три года мне понадобилось, чтобы мой мозг полностью освободился от оков. Много это или мало, не мне судить. Знаю только, что когда я вышла на работу на фабрику по сборке деталей для Ауди, мне пришлось там быть переводчиком для многих моих коллег, что мне едва не стоило рабочего места!
 
дальше будет больше...