Лондонская Национальная галерея-13

Койфман Валерий
ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

Поздние работы великого французского художника  НИКОЛА ПУССЕНА (1594-1665). «ПОКЛОНЕНИЕ ЗОЛОТОМУ ТЕЛЬЦУ» (1634-1635) И «ВАКХАНАЛИИ» (ОК. 1634) были созданы почти одновременно по заказу кардинала Ришелье. Построение «Поклонения» следует композиционному приему, связывающему все фигуры в едином движении. Всеобщий восторг и буйная пляска вокруг идола на постаменте, воспринимается как варварское поклонение языческому божеству.
Примером Пуссена-живописца совсем иного рода служит картина «НАХОЖДЕНИЕ МОИСЕЯ» (1651Г.). В ней библейский сюжет трактуется более сдержанно, без внешних эффектов. В картине тоже есть композиционный центр (младенец Моисей), вокруг которого происходит ее действие. Библейское действие перенесено из Египта на более близкую художнику почву. О Египте напоминает лишь обелиск на заднем плане. Одежды персонажей ярки и красочны, но общий фон – спокойный и холодный, что отвечает неторопливому повествованию в картине.

Великолепный по исполнению «ПОРТРЕТ КАРДИНАЛА РИШЕЛЬЕ» (1633-40)  РАБОТЫ ФРАНЦУЗА ФИЛИППА ДЕ ШАМПЕНЯ (1602-1674) . Тогда этими работами завершался, в общем, ограниченный подбор картин французской школы, где кроме них насчитывалось лишь еще несколько второстепенных полотен.

В 1910 году завещание Сэлтинга принесло в галерею семь работ КОРО (1796-1875) и целый ряд пейзажей художников барбизонской школы: Руссо, Дюпре, Диаза и Добиньи, положив начало дальнейшему собиранию картин мастеров XIX века.
Картина ТЕОДОРА РУССО (1817-1867) «ЗАХОД СОЛНЦА», 1830 И ДИАЗА ДЕ ЛЯ ПЕНЬЯ (1807-1876) «ЗАХОД СОЛНЦА», 1850.
Картина ЖЮЛЯ ДЕПРЕ (1811-1889) «ИВЫ», 1867  И ШАРЛЯ ДОБИНЬИ (1817-1878) «ПЕЙЗАЖ», 1872.