История с географией

Накатимур
Известно выражение: история России - это ее география. Но отношение к географии в большой степени утилитарное, в стиле Простаковой – для чего учить географию, извозчик сам довезет… При этом огромный интерес к истории, которая часто становится ареной политической борьбы («история – это политика, опрокинутая в прошлое»).
 
Вообще для Запада в целом характерны акцент на духе и времени (история), научные закономерности в большой степени – тоже функции времени. Соответственно, стремление к прогнозированию, т.е. предсказанию временнОго поведения всего и вся - от погоды до курса валюты.

В Китае исторические записи ведутся более 3000 лет, но история не фетишируется, а характерен акцент на материи и пространстве (география). Китайцы издавна и прочно позиционируют себя пространственно: самоназвание Китая – Поднебесная, Срединное государство, очень многие названия провинций и городов указывают на их расположение относительно рек, гор, озер и других элементов ландшафта: Хэбэй-Хэнань (к северу и югу от реки Хуанхэ), Хубэй-Хунань (к северу и югу от озера Дунтинху), Шаньдун-Шаньси (к востоку и к западу от гор)… Пекин (Бэйцзин) - северная столица, Нанкин - южная столица, и никогда никому не приходило в голову назвать какой-нибудь город Циньшихуандинск или Маоцзедуновск ….

К слову, Петербург часто называется «северной столицей», но это только для красного словца, так же как и «город на Неве», «Северная Пальмира» и т.д., поэтому и официальные названия он менял как перчатки…

Китайская гносеология тоже пространственна: понятийный код, триграммы у них ориентированы по сторонам света, что, с одной стороны, предотвратило их неконтролируемый рост  (см. http://www.proza.ru/2014/09/17/1362), и с другой, имело не просто классификационное значение, но и некий абсолютный смысл – например «вещные» триграммы 101 (огонь) – 010 (вода) ориентированы по оси восток (дун) – запад (си), а дун-си по-китайски означает «вещь».

Векторный формализм при рассмотрении триграмм показывает, что пространственные закономерности выше временнЫх…Поэтому попытка «каузализации» китайской науки (взаимное «порождение» и «преодоление» пяти элементов у-син) была, возможно, необходимым шагом, но шагом назад, может быть, поэтому многие китайские мыслители не жаловали у-син.

Вот как легко можно вульгаризовать мысли, изложенные на языке образов: в интернете объясняли, почему «дун-си» означает вещь, и связанные с этим выражения – «купить дун-си» (а почему, мол, не «нань-бэй»): в бамбуковую корзину для покупок «огонь» и «воду» не положишь, а можно положить только «дерево» и «металл», расположенные, соответственно, на востоке и западе…

Если судить по коду познания (триграмм), на Западе мышление линейно и субстанционально: оно направлено по оси запад-восток (дух-материя): гносеология касалась духа (рес когитанс), а огонь, вода и вообще косная материя  (рес экстенса – вещь(!) протяженная) были сперва предметом рассмотрения философии, а затем стали объектами научного изучения. Пространство и время были всего лишь формами существования материи – ее безразличными вместилищами. Еще один аспект ориентации по оси запад – восток (которые определяются относительно друг друга) - это засилье релятивизма в западной научной мысли.
 
В Китае триграммы (и в меньшей степени 5 элементов) связаны друг с другом: пространство – результат взаимодействия материи со временем. Т.е. их способ мышления охватывает и материю, и дух и пространство-время – все вместе.

Западный способ мышления себя исчерпал, во всяком случае, в большой степени зашел в тупик (и завел туда же все человечество). Нужен возврат (точнее, восхождение) к китайскому способу мышления – более многогранному. Тогда будет возможно выяснение более сложных явлений – например, научно, операционально можно будет исследовать такие явления, как «дух времени» или «дух пространства», «действие времени» (см.http://www.proza.ru/2011/04/09/1110) и «действие пространства»…