Неизвестный в России часть первая

Константин Миленный
      Н  Е  И  З  В  Е  С  Т  Н  Ы  Й    В    Р  О  С  С  И  И

        (ч  а  с  т  ь   п  е  р  в  а  я)

 
О существовании Эрнста Неизвестного я узнал только из
широко и пристрастно обсуждавшегося в прессе скандала на
выставке молодых художников и скульпторов в Манеже в 1962 году.
Я не имел никакого понятия  о том, за что  конкретно Хрущев
проехался по участникам выставки танком своего авторитета, какие 
работы там были представлены, чему они были посвящены. Но я
был молод, пострадавшие тоже и я оказался на их стороне. А еще
потому, наверное, что весь официоз был их яростным критиком.

Вот уже более полувека прошло с тех пор, а во мне до
самого последнего времени не остывала обида и горечь за тех
молодых оскорбленных и униженных ребят. И стыдно было  за 
беспардонность,  откровенное бескультурье, за элементарную
безграмотность, наконец за оскорбительное поведение  Первого
Секретаря ЦК КПСС и Первого лица нашего государства по
отношению к своим подданным.
 
Я весьма слабый, если не сказать никакой знаток  этого
раскидистого дерева живописи с его периодически подсыхающими
и снова начинающими зеленеть ветвями с табличками латинских
названий: кубизм, гипернатурализм, футуризм, конструктивизм и,
конечно, далек от его абстрактного  сукА, на котором цветет вот уже
множество лет экспрессионизм Эрнста Неизвестного, ныне покойного.

Единственное, что я знал до недавнего времени из  работ
скульптора, это мстительно улыбающийся заинтересованным
посетителям Новодевичьего кладбища Н.С.Хрущев в черно-белом
мраморном обрамлении  и фото обелиска на Асуанской плотине,
символа советско-египетской дружбы, которые, и плотина, и дружба,
также  связаны напрямую с именем тогдашнего Первого Секретаря.

Но вот узнал, что в Манеже, с перерывом в пятьдесят с
лишним лет после известного скандала, снова организована
выставка скульптур и живописи Неизвестного  и  отправился туда.
Наконец-то я увижу шедевры живого классика. Надо думать, что
для знатоков или просто любителей абстрактного искусства она
представляет определенный интерес.

Ну, а у меня лично, человека неподготовленного в этой
области, как, впрочем, и во многих других областях тоже, первая
же бронзовая скульптура, стоящая недалеко от входа в зал
экспозиций, которую мой школьный товарищ Юра Бродский назвал,
чересчур сдержанно на мой взгляд, мускулистым монстром, вызвала
брезгливое чувство своей козлиной похотливостью. 

Все то время пока я переходил от одного экспоната к
другому мне казалось, что я нахожусь в центре бесконечной
карусели из цепляющихся друг за друга вопросов. Ну, братцы, ну,
хорошие мои, ради бога, хоть кто-нибудь может мне объяснить для
чего все это, что "оно" из себя представляет, кого и чему это "оно"
может научить? Захотелось вслух ругнуться, но "пидарасы" уже
было сказано по этому поводу Н.С. Хрущевым раньше, а
повторяться даже через 60 лет не интересно.

Чтобы было понятно, Юра это мой давний товарищ, он
же сосед по дому, одноклассник, а потом и однокурсник по МВТУ,
страдающий несколькими серьезными недостатками. Начать с
того, что с раннего детства он уже не курил, даже не делал попыток
выпивать со своими школьными приятелями, а потом и
сокурсниками в МВТУ.

Он был кстати и некстати безоговорочно принципиален и
болезненно честен. Но самым неудобоваримым его качеством для
общения был полный отказ от матерного языка, этого эсперанто
для поголовного большинства населения всей страны  и, тем более,
для студентов, выходцев из тогда еще 16-ти республик СССР.

Рядом со мной стоял паренек интеллигентного вида, у
которого я, предварительно извинившись, спросил, нравится ли
ему эта скульптура. Не задумываясь он ответил - да. Я откровенно
обрадовался случаю и, решив, что все дело в конфликте поколений,
мне, старому дурню, не нравится, а юному созданию совсем
наоборот, поинтересовался, чем ему пришлась по душе эта 
прославившая автора скульптура. Интервьюируемый долго молчал
потупившись и я так и остался без ответа.
 
Художники, а особенно скульпторы старой,
реалистической школы специально изучали курс "Анатомии
человека", а в работах Неизвестного  странные существа из бронзы,
которые могут явиться человеку только в состоянии delirium
tremens (справка для людей непьющих - белая горячка),  с
берцовыми костями, растущими как толстенные листья
присредиземноморского африканского кактуса  откуда и куда им самим
заблагорассудится.

Постойте, ребята, может быть в этой горячке и весь
фокус? Хотя нет, у нас в России такое было официально
установлено только в случае с одним Саврасовым, после того, как
к нему грачи прилетели.

Я никак не мог придумать название этому до сих пор
неизвестному биологическому виду из  бронзового века. Больше
всего подходили козлотур Искандера и козлодой Леонида Гайдая.
Не по внешнему виду, уже хотя бы потому что увидеть козлотура
нельзя, а по зловещности самих названий - коЗЛОтур, коЗЛОдой.
Вернее, Козлодоев, он же Козодоев,  Лелик,  Андрей Миронов.
Но это из области далеких, а главное, приятных воспоминаний.

        окончание:http://www.proza.ru/2019/07/24/258