Воспоминания детства об Алексее Комисарове

Алексей Шмырёв-Борзов
Тяжёлый, морской ветер, наполненный солью и мельчайшими песчинками, щекотал мне ноздри. Поддавшись, этому природному натиску, я наконец-то не выдержал и чихнул. Ворох пожелтевших страниц, вспорхнувших в это мгновение в воздух, чем-то напоминали осенний листопад. Я всё ещё пребывал в сонной неге и реальность явно путалась с воображаемым.
Какие-то люди бежали по полю утопая в золотистой ржи, да-да, это была именно рожь, но откуда она здесь среди каменистых склонов?
Вот уже несколько лет я жил на побережье. Каникулы затянулись. Родители решили, что для моих лёгких морской воздух будет гораздо полезнее городского смога. Они платили немалые деньги репетитору, который три раза в неделю навещал дедовскую ветхую лачугу, находившуюся на скалистом выступе у самого мыса Акритас с южной стороны Мессинского залива.
Я, вдруг, почувствовал непривычный аромат, почему-то решив, что это непременно запах цветущей гречихи. Дремота снова брала верх. Люди продолжали гулять по золотистым волнам. Где-то плакал ребёнок. Дородный мужчина с седыми усами намазывал кусок хлеба густым слоем мёда. А чуть дальше у реки, несколько человек мастерили, что-то похожее на огромное крыло.
Очередной порыв ветра, вновь заставил меня чихнуть. На этот раз сон отступил окончательно. Но странные образы незнакомых людей и мест всё ещё казались настоящими. Я поднял с пола несколько упавших страниц и всё вспомнил. Накануне, забравшись на чердак, я перебирал старые вещи. Среди них был небольшой сундук, в котором под слоем пыли лежали листы с рукописным текстом. Кому они принадлежали я тогда не знал. Потихоньку разбирая букву за буквой глаза стали привыкать к незнакомому почерку. Речь шла о молодом человеке, инженере или конструкторе, который мечтал покорить небо. Взлететь и парить подобно птице. Он был русским. Работал в колхозе. Звали его Алексеем Комисаровым. О России я знал очень много, но никогда там не был. Сразу после второй мировой войны мои бабушка с дедушкой сели на корабль и с одним чемоданом отправились строить новую жизнь в чужой, но гостеприимной Европе. Нужно ли говорить, что почти все сказки, которые мне рассказывали были о далёкой Стране Советов, где родились и жили наши предки. Время от времени мы с родителями мечтали, как однажды совершим большое путешествие туда. Но пока это оставалось только мечтами. Я использовал каждую возможность, чтобы лучше выучить язык и как можно больше собрать информации о России.
Сжимая пожелтевшие листки, я жадно глотал абзац за абзацем. У меня в руках оказалось, что-то вроде автобиографии человека, который, как и мои бабушка с дедом, покинул родные края в поисках лучшей жизни. Я абсолютно не удивился подобной находке на нашем чердаке. Так как давно уже привык к тому, что у нас постоянно кто-то гостит. Иногда гости оставляли свои вещи на какое-то время. Это было обычным делом. Случалось и такое, что за вещами никто не приходил. Тогда дедушка относил их на чердак, где они пылились, обрастая паутиной. Конечно же, тяга к чужим тайнам манила меня в эту своеобразную камеру хранения, где я и проводил большую часть своего свободного времени. Помню один лист был украшен по-особенному, причудливые вензеля и замысловатый орнамент приковывали взор. Строки, которые я там прочитал, навсегда остались в памяти. Это было романтическое признание в стихах:

"Взлетал бумажный самолёт,
Его моторы тарахтели,
Просилась ты со мной в полёт,
Мы были молоды, летели

Белёсый взмах бумажных крыл,
Лазури неба через край,
В тебе я счастие открыл,
Ты, для меня, зовёшься – рай

Моря и стран чужих просторы,
С тобою вместе покорим,
Не остановят даже горы,
Тех, кто любовию храним!"(©)