Про Колька

Валера Матвеев
               
Работал у нас в механической мастерской цеха на заводе слесарем такой персонаж Коля. Мы его звали просто Кольком. Когда он сидит за столом и, главное, молчит, то со своей оклади-стой, очень красивой, придающей ему солидность бородой, выглядел очень солидно и представительно. Надо отметить, что у него борода была действительно очень красивой, даже можно сказать, что она была редкой красоты. Однако, не тому досталась. Но вот её обладатель был ленивым «колхозником» во всех отношениях. В худшем понимании этого слова. Вдобавок ещё и ленивый пофигист …
Однажды он чуть-чуть не отправил на тот свет сварщика, с которым его поставили работать, по своей … Я даже не могу подобрать подходящее слово, которое хотя бы как-то оправдало его действия. Слова приходят на ум только матерные. А если послушать бы ещё того сварщика …

 В общем, послали его придержать лестницу со сварщиком, чтобы она не поехала и не упала. Он хорошо исполнял свои обя-занности до тех пор, пока сварщик не начал работать со сваркой. Потом Кольку не понравилось, что искры от сварки «сыплются» прямо на него. Он тогда подумал своей «бестолковкой» и не придумал ничего лучшего, как просто отойти в сторонку. Увидев, что сварка и там сверкает перед глазами и мешает «спокойно работать», он посмотрел, что лестница стоит хорошо, и опять, не придумав ничего лучшего, как просто уйти в цех и поболтать с хорошими людьми вдали от ярких «помех», мешающих спокойно «работать».

Но спустя совсем немного времени, как он ушёл «поговорить с хорошими людьми», случилось то, что и должно было обяза-тельно случиться. В отсутствие «придерживателя» лестница во время каких-то операций сварщика на верху этой лестницы «поехала», и сварщик с высоты четырёх или пяти метров полетел мешком вниз, знаете поворотливость сварщика в полной экипи-ровке. Ему, кстати, если можно так сказать, сильно повезло. Рядом с рабочим местом находились ящики с металлоломом, изготовленные из стали толщиной в шесть миллиметров. Повезло, что он упал между ними, можно даже сказать, что чрезвычайно удачно. Сломал  всего только несколько рёбер и получил сотрясение мозга. Но, если бы попал на ребро ящика, то хоронили бы уже только отдельные части тела …

А Колёк? А что Колёк? «А я чё? То искры сыплются на меня, то прямо в глаза сверкает сварка! А лестница стоит нормально, я и пошёл», - только и пробурчал он в своё оправдание. И Кольку повезло, что так закончилось.

- Так тебя же и послали всего лишь только лестницу держать! О чём ты думал?

- А я чё? Искры сыплются, сварка сверкает … А я должен тер-петь, чё ли?

На этом инцидент для Колька и закончился. Тяжело с дура-ками разговаривать. А бедный сварщик подлечился и вышел на работу. Всё прошло, как будто ничего не произошло …

У нас в цеху был элеватор. Нет, не зерновой, конечно, как многие уже подумали.  Элеватор в переводе с английского означает лифт, подъёмник. У нас он поднимал стружку чугунную в бункер, из которого забирали уже стружку машины и отвозили на железную дорогу. Было в цеху также шесть продольных  транспортёров и один поперечный. И элеватор. Из этих частей и состояло стружкоуборочное хозяйство.
Это уборочное хозяйство обслуживал один человек. Но при-шёл ему пенсионный возраст, он поработал ещё месяц для приличия и пошёл домой «плевать в потолок». А желающих занять его место почему-то совсем не оказалось.

Тогда наше руководство мастерской «почесало репу» и ре-шило отдать это хозяйство в  надёжные руки молодому поколе-нию. А молодого поколения было-то я, Серёга да Колёк. Решили, чтобы не было скандала мы вроём будем дежурить по неделе, по очереди.

Честно сказать, если всё делать вовремя, то работа «на эле-ваторе» была «не бей лежачего». Смазал кое-что, подкрутил кое-где в целях профилактики, посмотрел за час на работу механизмов и целый день можешь с чистой совестью валять дурака. И в прямом, и в переносном смысле слова. Посматривай иногда для порядка и всё.
Но одно в этой работе было неприятно. Надо было залезать в яму, где грязно и капает вода конденсата сверху, и подтягивать там ежедневно цепь элеватора на один-полтора оборота натяжного винта. Но это дело, хотя и немного грязное, занимало макси-мум всего десять минут.

Отдежурил спокойно первую неделю Серёга, отдежурил следующую  неделю тоже без происшествий и я  Всё было нормаль-но, шло своим чередом, никаких поломок за две недели не произошло, потому что мы всё выполняли на совесть. Без всякого перегруза нашего молодого организма. Но вот тут-то уже неотвратимо и пришла очередь дежурить нашего, не от мира сего, Колька. И началось!

День Колёк пришёл утром посмотреть – всё работает. Второй пришёл посмотрел – работает. А когда в четверг пришёл, все цепи, а они двойные и очень тяжёлые, лежат вместе с ковшами кучкой! Цепи порвались! Ослабли, соскочили со звёздочек, зацепились и порвались.

Наутро прибежал с выпученными глазами Колёк в мастерскую сообщить «радостную» весть. А после обнародования вся бригада, ещё усиленная парой человек пошла на ремонт …

Не буду уточнять тонкости ремонта, а это очень трудоёмкая ручная работа, в которой Колёк оказывался на самой лёгкой и чистой «должности» «совершенно случайно». Дурак дураком, а элементарной хитростью не обделён. На грязную работу не просто загнать, на тяжёлой прикидывается дураком, чтобы не перегружать свой бесценный организм.

Когда начали спрашивать подтягивал он цепь, то был ответ достойный:
- А чё я? Она работает хорошо, я её и не трогал!..

Была бы не такая наивная рожа (извините), то по ней бы ещё и настучали бы. Так лень одного предполагает много тяжёлой и грязной работы для всего коллектива. А иногда связана эта лень с риском для жизни. Зная это, мы с Серёгой ни к чему ответствен-ному не подпускали. А остальные его действия контролировали. А то мало ли что …

И ещё. Это к делу не относится, но он и девочку такую же нашёл себе … Их детей жалко. Не виноваты они.

Проработал он у нас недолго, а то бы наработал … Но будет творить чудеса в другом месте. Честно, не завидую тем людям!