Слово о Бедном Климе

Сергей Никулинъ
   

      «Повесть о бедном Климе», написанная Некрасовым в 1840-е годы, актуальна и в наши дни. Описанные события возможны только в пропитанном христианской моралью обществе, где на устах одно, а на деле совсем иное; и, где принцип, если уж он есть, то обязательно возведён в ранг догмы; и, где цели, если и существуют, то выведены далеко за рамки реальной жизни.
      Поначалу возникает впечатление, что все горести бедного Клима проистекают оттого, что он честен, а весь мир лукав и несправедлив к нему.
      Виноват ли во всех своих бедах Клим? Христиане увидят в нём жертву несправедливости «этого злого мира» и назовут бедного Клима богоугодным, а то и святым. Те, кто смотрит на всякий поступок с позиций нравственности и морали, с точки зрения социальной, скажут: «Да, виноват этот Клим». Но если взглянуть на жизнь Клима как на биологическое явление — а жизнь и есть сама биология, — то мы увидим перед собой существо с поражённой, больною психикой. Откуда же эта психическая болезнь в молодом крепком юноше, родители которого были душевно здоровы, сообщив и ему здоровую наследственность? Причина кроется в воспитании, которое дал ему «опекун и благодетель»: «не жалея ничего для воспитания, …он посвящал всё своё время на развитие в Климе добрых качеств и наклонностей, так что в пятнадцать лет Клим был образцом целомудрия и кротости, а в двадцать лет … к стыду и изумлению XIX столетия, имел все качества добродетельного человека…»[1] Иными словами «опекун и благодетель» привил Климу христианскую мораль «добра и зла», которая и стала нравственным принципом юноши. «Последствия от этого произошедшие, — пишет Некрасов, — составляют предмет моей повести». Неслучайно автор на протяжении повести пять раз упоминает об иконке — «небольшом образке в правом углу» убогой комнаты Клима, которым его благословила родная мать на самостоятельную жизнь. Но самостоятельна ли его жизнь? Клим то и дело уповает на бога, тогда как реальные шансы, возможности отвергаются им, как не соответствующие его моральным принципам.
      В живой Природе нет места ни морали, ни принципам, как нет понятий добра и зла; ибо жизнь подлинная несовместима с моральными принципами, проповедуемыми христианством; христианская мораль делает жизнь ущербной. Христианское воспитание создаёт в душе человека двойственность: жизнь христианина протекает в реальном мире, тогда как цель его жизни находится в загробном мире; поступки совершаются здесь, а воздаяние за них обещано после смерти. Лжецы, лицемеры, плуты и мошенники в рясах вполне уживаются с этой двойственностью в себе, а честные по своей природе люди, следуя ложным моральным принципам, попадают в ловушки, расставленные повсюду первыми, и, не имея в жизни реальной цели, терпят полное поражение, начинают душевно болеть и заканчивают дни свои безысходностью, нищетой, и порой в сумасшедшем доме, как бедный Клим. Христианство создало благоприятную почву для паразитирования ушлых над теми, кто бескомпромиссно последовал идеалам христианской морали.
      Отчего молодому здоровому, полному жизненных сил Климу ни вернуться в родной дом, к матери, на родную землю, где есть и кров, и заботливая любящая его душа и земля-кормилица, и там ни создать семью и продолжить род? Вернуться ему не позволяют гордость и самообман — ему, с «университетским аттестатом», негоже жить в захолустье. Но тогда почему не нашёл себя в каком-либо творчестве, ведь и грамотен был, и ораторствовал на славу, и «умел довольно хорошо рисовать»? Но даже человеку творчества сложно выдавить их себя ложный пафосный идеализм, чтобы явилась реальная цель. О поисках реальной цели Некрасов писал в черновиках автобиографического романа «Жизнь и похождения Тихона Тростникова»: «Я только чувствовал, что есть она, высокая и благородная цель, к которой должен стремиться человек высокой натуры (каким я в ту эпоху своей жизни почитал себя). Полный безотчетной тревоги, безотчетного стремления, я старался отыскать ее, чтоб привязаться к ней и навсегда слить с нею существо мое; но, увы! Я не находил ее, потому искал там, где ее совсем не было: в мире отвлеченных идей... — и не подозревал, что она гораздо ближе от меня — в самой деятельности практической».
      Клим честный, порядочный, образованный, но… идеалист без цели в жизни — существо горделивое и бесцельное. У него никогда не было главной цели, которая подвигала б его на жертву своими принципами. Бесцельность — причина многих бед. Принципиальный эгоист правдоносец, так я назвал бы этого честно-глупого человека. Для глупца важна поза, умный же, стремясь к цели, думает о результате. Его глупость не врождённая, она — результат воспитания, сродни наведённому психическому расстройству.
      В минуту прозрения, когда Клим, опустившийся до нищеты, вдруг увидел в сопровождении соперника ту, которую он, как казалось ему, любил, «он плакал и рвал на себе волосы, он был ужасен. Ярое бешенство палило его внутренность; ему хотелось силы тигра, чтоб разорвать собственными руками грудь свою; власти падишаха, чтоб уничтожить тех, которые стали на пути его счастия; жизни вечного жида, чтоб дольше мстить человечеству за испытываемые страдания… "Крови, крови!" — готов был он воскликнуть и, подобно дикому мавру, вонзить кинжал в грудь целого мира…»[2]
      Он винил всех, весь мир, но не себя.
      И лишь когда вдруг узнаёт он в нищей старухе мать, то становится для него очевидной истинная причина его несчастий. Его воспалённый мозг вдруг просветляется, и у него появляется цель — спасти мать от нищеты, и он порывается жертвовать. Жертвовать напролом своей гордостью, идеалами… Жертвовать глупо. Но, увы, уже поздно.
      И вот результат его бесцельной принципиальности: обещанным ему состоянием завладевают другие; хитрый человек женится на его возлюбленной, сам он становится нищим, разоряет старушку-мать и доводит её до смерти, завершая дни свои в сумасшедшем доме.
      Сколько было таких в России? Едва ли не вся страна: и в среде образованных, и в среде неграмотных. Нищие — «рыцари медной монеты», в ночлежке которых оказался в итоге Клим, — все они богомольные, добродушные и простые, хотя и не лишённые мелкого плутовства, — и все они в жизни без цели. «…Не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы»,[3] — это указание христа[4] — кредо настоящего христианина, правило для бесцельных, лозунг сточной канавы. «Будет день — будет пища», — в это верует добродетельный человек, и довольствуется объедками со стола пирующих в этой жизни.
      Это им, «рыцарям медной монеты», обработанным жидохристианской моралью, будет брошен привычный клич жидобольшевиков поделить всё богатство страны между всеми, как привыкли они делить меж собой подаяние. Это им будет вскоре обещано: «Кто был ничем, тот станет всем». И возьмутся бесцельные за оружие, и начнётся кровавый делёж в стране; и опалит ярое бешенство всю страну, силой тигра будут рвать они собственными руками грудь друг у друга, уничтожат всякого, кто встал на пути их счастья, и подобно вечному жиду будут долго мстить человечеству за свою же бесцельность. «Крови, крови!» — будут вопить они, уподобившись дикарям, норовя вонзить в грудь всего человечества штык мировой революции.

      Керчь, 7 февраля 2007 г., 18 июля 2019 г.

___________________
[1] Некрасов. Н. А. Повесть о бедном Климе. Собрание сочинений в восьми томах. Т. 6. Стр. 8 – 9.
[2] Некрасов. Н. А. Повесть о бедном Климе. Там же. Стр. 57.
[3] Евангелие от Матфея, гл. 6, ст. 34.
[4] Слово «христ» не является собственным именем и в переводе означает «мессия»; согласно правилам русского языка пишется со строчной буквы.